Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.10.2012
ОДАРЕННОСТЬ – СЧАСТЬЕ ИЛИ ПРОБЛЕМА?

Ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, профессор кафедры психологии образования МПГУ, руководитель Научно-образовательного центра «Психология искусства в образовательной среде» - А.В. Торопова представила на педсовете концепцию одаренности, как выходящую за рамки педагогики и касающуюся в целом концепции человека и понимания места личности и общества: что первично?

Проблема одаренности не обойдена вниманием на самых высоких уровнях руководства многих государств, в чем заключается признание ценности человеческого капитала в этих странах и попытка государственной селекции талантов. Так в США в 70-е годы была разработана концепция выявления и обучения по особым программам одаренных детей, позже такие же государственные заказы на исследование проблемы одаренности привели к появлению собственных концепций в Великобритании и в России.

На всем протяжении работы над проблемой ученых и деятелей образования выявлялись внутренние противоречия.

1 – противоречие между способностями и склонностями, когда высокие способности к какой-либо сфере деятельности, выявленные специалистами, не совпадают с интересами ребенка или его окружения, и от этой «отсутствующей мотивации» к деятельности способности могут угаснуть и не привести к достижениям;

2 – личностные противоречия, когда какие-то личностные черты мешают проявляться выдающимся способностям. (Это противоречие в Великобритании, например, привело к тому, что при работе с одаренными детьми рекомендовалось реализовывать два направления – превентивное и реабилитационное. Превентивное направлено на раннее распознавание, а реабилитационное – на работу с теми одаренными детьми, которые имеют трудности в социальной адаптации или личностной сфере, а также на создание программ для одаренных детей, имеющих сенсорные или физические недостатки);

3 – противоречие, заключающееся в том, что ни один талантливый ребенок не похож на другого, а значит, в педагогическом сообществе у того, кто работает с детьми, должен быть настрой на поиск при отсутствии четких алгоритмов и инструкций по работе с такими детьми. Для этого у педагога должна быть как минимум свобода планирования учебных действий и ожидаемых результатов, а второе – собственная психологическая готовность к принятию на себя ответственности и к саморазвитию, к гибкому следованию за темпами развития своих учеников;

4 – противоречие в том, что одаренность может быть возрастным проявлением, появившимся и ушедшим в определенных возрастах, это не пожизненные гарантии выдачи шедевров, но что тогда критерий успешности государственной политики в области выявления и поддержания одаренных детей?!..

5 – в том, что можно как-то прогнозировать, управлять и планировать достижения уже выявленной одаренности (так происходит, например, в спорте, но и там эти прогнозы не всегда оправдываются, а уж в сфере художественного творчества это тем более неуловимо).

Целый клубок противоречий, не решаемых с наскока даже с благими намерениями увеличения «на-гора» выявления одаренных детей в школах искусств и других специализированных учебных заведениях. Скажу более, этой проблеме может быть уделено и такое внимание, которое уничтожит данный феномен с наших горизонтов, и сделать это легче, чем кажется.

Что же это за феномен – одаренность в сфере искусства, в творчестве? Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При дальнейшем анализе были выделены «художественная» и «практическая» одаренности. Любопытно отметить, что в отечественной психологии еще в 1930-е гг. предлагалось отказаться от термина «одаренность» в связи с его «нехорошей» этимологией (происхождение от слова «дар») и фактической избыточностью. Предлагалось широкое использование более подходящего определения способность (от слова «способ»). С тех пор чаще стали говорить о специальных способностях, а не об одаренности.

Интересно также замечание Л.С. Выготского о том, что «всеобщей одаренности, в равной мере распространяющейся на все стороны личности, не существует». Б.М. Теплов определил одаренность как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Таким образом, одаренность обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения успеха!

В России была разработана «рабочая концепция одаренности». В ее разработке приняли участие Российское психологическое общество, Институты психологии РАН и РАО, факультет психологии МГУ (коллектив ученых, объединенный Д.Б. Богоявленской). Позволю себе предложить лишь некоторые выдержки из концепции с минимальными комментариями.

Представление об одаренности, изложенное в данной концепции, трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализовано индивидуальное дарование. То есть как личность будет использовать этот дар! Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива, как указано в рабочей концепции, «снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей».

Реальные трудности в педагогической практике вызывает не столько диагностика одаренности, сколько то, что одаренные дети часто отличаются нестандартным мышлением и поведением, затрудняющим процессы обучения и общения.

Что здесь существенно?

1. Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

2. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

3. Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими.

4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

5. Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству – перфекционизм.

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие.

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

— актуальную одаренность;

— потенциальную одаренность.

По критерию «форма проявления» можно говорить о:

— явной одаренности;

— скрытой одаренности.

Поэтому при градации одаренности следует иметь в виду, что ее следует дифференцировать (естественно, в реальной жизни нет такой четкой грани) на одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития. Это важно замечать с самого начала!

Какие же личностные черты способствуют гармоничному типу развития одаренности?

1 – Устойчиво высокая самооценка, с одной стороны, есть отличительная характеристика одаренного ребенка. С другой стороны, его актуальная самооценка может колебаться. Именно эта противоречивость самооценки и есть условие поступательного развития его личности и способностей. Отсюда стратегия поощрения одаренного, да и любого ребенка должна быть достаточно сдержанной — нельзя постоянно его хвалить. Необходимо приучать его к мысли о возможности появления неудач. Причем наличие постоянных успехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство недостаточной трудности деятельности, которая ему предлагается и за которую он берется.

2 – Одна из основных характеристик одаренных детей и подростков — независимость (автономность): отсутствие склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства. В какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, они ориентируются не на общее мнение, а на лично добытое знание. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности, тем не менее, именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам.

3 – Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями яркой одаренности является особая система ценностей, т.е. система личностных приоритетов. У подавляющего большинства одаренных детей существует пристрастное, личностное отношение к деятельности, составляющей сферу их интересов.

Что мешает гармоническому типу развития?

1 – Нередко у таких детей имеются проблемы в эмоциональном развитии. У большинства из них наблюдается повышенная впечатлительность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность, имеющая избирательный характер.

2 – Весьма трудной с точки зрения помощи этим детям является проблема волевых навыков или — шире — саморегуляции. Для особо одаренных детей ситуация развития часто складывается так, что они занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, составляющей суть их одаренности. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей, большинство одаренных детей избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых.

3 – В конечном итоге возникает специфическая ситуация, когда особо одаренные дети, будучи в определенном отношении «трудоголиками», т.е. проявляя очевидную склонность к любимому труду, все же не умеют трудиться в тех случаях, когда от них требуются выраженные волевые усилия, то есть оказываются наиболее беспомощными из всех в какой-то сфере. Это может быть ударом по их самолюбию, если вообще замечается ими.

В данной концепции отмечены общие признаки одаренности, к нуждам художественного образования она обращена в меньшей степени.

Каковы же могут быть наши выводы и извлечения из общей концепции? Я намеренно не обращала внимания на специальные способности, они разные в сфере искусства, и в этом каждый специалист имеет собственный опыт распознавания. Ведь мы говорим все же об одаренности, художественной одаренности, которая является личностным образованием «над» специальными способностями.

При сравнении исходных позиций в отношении к одаренности становится понятно, что эта проблема далеко выходит за узкие рамки педагогики и касается в целом концепции человека – творца всех достижений — и понимания места личности и места общества по отношению друг к другу: что первично? Если существует феномен одаренности, то это сокровище содержится в глубине личности: только она способна творить новое и непредсказуемо ценное на основе своего дара. Общество может лишь поощрять расцвет одаренностей и принимать на вооружение индивидуальные открытия и художественные прорывы! Но нельзя планировать достижения и изобретения, как и появление шедевров в сфере искусства. Можно лишь создавать благоприятную среду для проявлений одаренности, в этом и есть роль общества и государства.

Для справки скажу, что открытое подчеркивание и внимание к одаренности не является повсеместной моделью. В Скандинавских странах, например, запрещено отмечать выдающиеся способности кого-то из учеников, создавать выборочные классы или учебные заведения. Можно сказать, что в Норвегии введен музыкальный всеобуч с минимальным временем музыкальных занятий, но зато предоставленных каждому ребенку. Исключением является частная музыкальная школа Баррат-Дуе, куда детей отбирают из желающих.

Каковы следствия? - На маленькую Норвегию количество музыкантов с разным уровнем достижений, но получающих радость от общения с искусством, перекрывает показатели многих стран!..

Поделиться:

Наверх