Top.Mail.Ru
НЕЛИТУРГИЧЕСКИЙ РЕКВИЕМ
Редко звучащий у нас «Немецкий реквием» Иоганнеса Брамса триумфально открыл V фестиваль Опера Live в Большом зале Московской консерватории

Исполнителями выступили ГАСО им. Е. Светланова, «Мастера хорового пения», солисты Вероника Джиоева (сопрано) и Василий Ладюк (баритон). В невероятно мощное целое все «составляющие» объединил опытнейший дирижер Михаил Юровский. В итоге перед нами предстала величественная музыкальная фреска, впечатлив масштабностью формы и глубиной эмоционального содержания.

Выдающийся памятник романтизма «Немецкий реквием» вобрал в себя и традицию высокого барокко, и лирическую субстанцию немецкой Lied, что делает партитуру Брамса поистине уникальной. К тому же, ни к латинским текстам католической заупокойной мессы, ни к немецким заместителям этих текстов она не обращается – композитор использовал фрагменты из различных частей Библии в переводе Мартина Лютера, в том числе цитаты из Псалмов (имя Иисуса Христа не встречается ни разу). Включенность формы протестантского хорала склоняет назвать реквием протестантским, но сам композитор под адресатами своего, возможно, главного сочинения подразумевал христиан вообще.

«Немецкий реквием» создавался на протяжении нескольких лет, его структура сложилась не сразу, впервые полная семичастная версия прозвучала 18 февраля 1869 года в Лейпциге под управлением Карла Райнеке.

Семь частей – словно вложенные друг в друга концентрические круги, центром которых служит хоровая лирически-просветленная – в духе ласковой колыбельной – четвертая часть («Как вожделенны жилища твои»). Охватывающий ее внутренний круг – части третья («Господи, научи меня») и пятая («Так и у вас теперь печаль») – развивает тему сомнения (страха) и утешения. Перекличку с хором ведут волнующе-страстное соло баритона (третья часть) и одухотворенное соло сопрано (пятая часть).

Средний круг – части вторая («Ибо всякая плоть – как трава») и шестая («Ибо нет у нас здесь постоянного града») – выступает двойственной аллегорией смерти. Чисто хоровая вторая часть – смерть физическая (тяжелый траурно-маршевый чин со всплеском радости и умиротворением в финале). Хоровая шестая часть с интегрированным в нее вторым соло баритона – смерть, открывающая путь в вечную жизнь (мотив воскресения из мертвых). Наконец, первая («Блаженны страждущие») и седьмая («Блаженны мертвые») части составляют внешний круг. Темы жизни и смерти он скрепляет воедино, заключая весь «Немецкий реквием» в мощные музыкальные скобки вступления, где проходит вся жизнь человека, и умиротворенно-светлого финала, в котором этой прожитой жизни в звуках поистине божественной музыки поется вечная память…

От интерпретаторов «Немецкого реквиема» требуется донести его до слушателя, как некую сакральную молитву, хотя никаких молитв в нем нет. И эту задачу медитативного сотворения проникновенно-страстной молитвы, оперирующей общечеловеческими чувствами и ценностями, прекрасно поняли – и прекрасно с ней справились! – и солисты, и хор, и оркестр. Дирижер – словно пастырь, который разве что сам не пел, – вкладывал в каждый жест мощную энергию, которая, вступая в резонанс с исполнителями, рождала поразительно действенный эффект отдачи.

Поделиться:

Наверх