В формировании эстетического сознания личности огромную роль играет искусство, а из всех его видов музыка более всего оказывает влияние на чувства человека. Именно музыкальное искусство в современной жизни наиболее доступно всем слоям населения. В этой связи становится понятным, почему многообразие взаимоотношений человека с миром музыки привлекает всеобщее внимание, а проблема формирования музыкального вкуса остается злободневной.
Существенная роль в формировании музыкального вкуса детей и молодежи отводится системе дополнительного образования. Однако бурные перемены в жизни нашего общества не внесли особых корректив в деятельность учреждений этой системы. Сегодня требуется тщательный анализ их работы - анализ целей и содержания учебного процесса с тем, чтобы вскрыть причины наблюдаемого невысокого уровня музыкальной культуры и вкуса у школьников, падения интереса к занятиям музыкой. Исходя из собственного педагогического опыта, а также анализа массовой практики детских школ искусств, музыкальных школ и студий, мы полагаем, что низкий уровень музыкального вкуса учащихся системы дополнительного образования определяют внешние и внутренние причины.
Внешние заключаются в следующем:
- соответствие образования
- влияние массовой музыкальной культуры. Музыкальный ширпотреб, поставленный на поток, неадекватен традиционным нравственным и вкусовым параметрам культуры. Засилье поп-музыки заставляет говорить о необходимости освоения элементарной культуры музыкального восприятия. Здесь необходимы гибкие, мотивированные рычаги управления;
- влияние достижений в области информационно-коммуникативных
- влияние рекламы. Отсутствие
- утрачиваются традиции
Таковы внешние причины низкого уровня сформированности музыкального вкуса у школьников. Но существуют и внутренние – те, которые характерны для ряда школ, работающих в авторитарном режиме, не направленных на модернизацию учебного процесса и не отвечающих современным требованиям музыкальной педагогики.
К внутренним причинам могут быть отнесены следующие:
- несогласованность программ
- проблема дифференцированного
- недостаточное использование
- недооценка роли и подготовки преподавателей музыки в обществе. Падение интереса к профессии учителя музыки ведет к тому, что учебные заведения заканчивают не только преданные музыке люди, но и так называемые случайные люди, которые не в состоянии раскрыть внутренний потенциал ребенка. Недооценка общих педагогических знаний – распространенная тенденция в учреждениях дополнительного образования. Педагог должен уметь пользоваться разными типами и структурами уроков, знать психологические особенности обучаемого, постоянно повышать свой профессиональный уровень. А также уметь работать не только с одаренными детьми, но и со средним по способностям контингентом, иногда же выполнять и социальную и корректирующую функции;
- отсутствие интереса к
Учитывая нацеленность учащихся на получение общемузыкального образования, приоритетным направлением работы на современном этапе в учреждениях дополнительного образования считаем формирование музыкального вкуса как системы музыкально-эстетических взглядов, предпочтений, оценочных суждений и индивидуальных ценностей в области музыкального искусства. Педагогически организованное формирование и развитие музыкального вкуса у школьников должно строиться как обогащение, усложнение, углубление всех его компонентов на протяжении всего периода обучения.
Поделиться: