Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.08.2010
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВКУС ПРОТИВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВСЕЯДНОСТИ

В формировании эстетического сознания личности огромную роль играет искусство, а из всех его видов музыка более всего оказывает влияние на чувства человека. Именно музыкальное искусство в современной жизни наиболее доступно всем слоям населения. В этой связи становится понятным, почему многообразие взаимоотношений человека с миром музыки привлекает всеобщее внимание, а проблема формирования музыкального вкуса остается злободневной.

Существенная роль в формировании музыкального вкуса детей и молодежи отводится системе дополнительного образования. Однако бурные перемены в жизни нашего общества не внесли особых корректив в деятельность учреждений этой системы. Сегодня требуется тщательный анализ их работы - анализ целей и содержания учебного процесса с тем, чтобы вскрыть причины наблюдаемого невысокого уровня музыкальной культуры и вкуса у школьников, падения интереса к занятиям музыкой. Исходя из собственного педагогического опыта, а также анализа массовой практики детских школ искусств, музыкальных школ и студий, мы полагаем, что низкий уровень музыкального вкуса учащихся системы дополнительного образования определяют внешние и внутренние причины.

Внешние заключаются в следующем:

- соответствие образования нуждам рыночной экономики. Мы считаем, что образование не может являться функцией от экономики, т.к. главной целью обучения в итоге является эффективный нравственный и интеллектуальный рост учеников;

- влияние массовой музыкальной культуры. Музыкальный ширпотреб, поставленный на поток, неадекватен традиционным нравственным и вкусовым параметрам культуры. Засилье поп-музыки заставляет говорить о необходимости освоения элементарной культуры музыкального восприятия. Здесь необходимы гибкие, мотивированные рычаги управления;

- влияние достижений в области информационно-коммуникативных технологий и отсутствие «живого звука». Благодаря техническому прогрессу музыка звучит повсюду: не нужно выделять специальное время, чтобы послушать любимые произведения, идти в концертный зал - все можно услышать в записи и на ходу. Музыка становится фоном, что формирует поверхностное отношение к музыкальному искусству как таковому, к однобокому восприятию его как развлечения. Если говорить о провинции, то можно выявить еще одну угрозу – недоступность живого концертного исполнения. Тому есть причины: это и незаинтересованность самих исполнителей, несущих большие материальные и творческие затраты, часто не окупаемые во время гастролей «в глубинках», и просто отсутствие концертных залов или качественных инструментов в музыкальных школах, где можно было бы давать концерты;

- влияние рекламы. Отсутствие целенаправленной рекламы классической музыки в СМИ также является одной из причин, влияющей на формирование музыкального вкуса у учащихся. Недостаточное внимание на телевидении уделяется учебно-познавательным программам, посвященным развитию детей и юношества, приобщению их к лучшим достижениям в мировой музыкальной культуре;

- утрачиваются традиции домашнего музицирования. Отсутствие потребности самому «творить» музыку, читать с листа, играть в ансамбле, аккомпанировать обедняет эмоциональную сферу ребенка, снижает заинтересованность в музыкальных занятиях.

Таковы внешние причины низкого уровня сформированности музыкального вкуса у школьников. Но существуют и внутренние – те, которые характерны для ряда школ, работающих в авторитарном режиме, не направленных на модернизацию учебного процесса и не отвечающих современным требованиям музыкальной педагогики.

К внутренним причинам могут быть отнесены следующие:

- несогласованность программ общего и дополнительного образования. Отсутствие связи между ними ведет к несбалансированному подходу в обучении - на разных предметах часто дублируются одни и те же знания, умения и навыки. Отсутствует и взаимосвязь между программами в самой системе учреждений дополнительного образования. Так, одна из основных проблем – это разорванность знаний, которые дети получают на предметах теоретического цикла с предметами практического музицирования. От качества образовательных программ, от правильности выбранных методик зависит гармоничное формирование музыкального вкуса учащегося, развитие его системного мышления и личностного роста. Необходим комплексный подход к решению данного вопроса;

- проблема дифференцированного подбора педагогического репертуара для каждого учащегося продолжает оставаться актуальной. Отсутствие современных музыкальных обработок, аранжировок, транскрипций популярной музыки наших дней и прошлых эпох, некачественная редактура нотных сборников – еще одна причина незаинтересованности учащихся. Как следствие – низкий уровень музыкальных предпочтений;

- недостаточное использование современных технических средств обучения. Известно, что педагогика музыкального искусства достаточно инертна: сегодняшнее приобщение ребенка к музыкальному искусству мало чем отличается от того, как это делалось в прошлом веке. Если общеобразовательные школы уже признали применение информационных технологий необходимым условием организации учебно-воспитательного процесса, то в учреждениях дополнительного образования работа в данном направлении протекает слабо. Причины - и неподготовленность педагогических кадров к данному виду работ, и отсутствие музыкальных синтезаторов, компьютеров в учреждениях. Использование цифрового музыкального инструментария существенно бы подняло уровень заинтересованности учащихся в занятиях музыкой и расширило арсенал приемов и методов изучения нового материала;

- недооценка роли и подготовки преподавателей музыки в обществе. Падение интереса к профессии учителя музыки ведет к тому, что учебные заведения заканчивают не только преданные музыке люди, но и так называемые случайные люди, которые не в состоянии раскрыть внутренний потенциал ребенка. Недооценка общих педагогических знаний – распространенная тенденция в учреждениях дополнительного образования. Педагог должен уметь пользоваться разными типами и структурами уроков, знать психологические особенности обучаемого, постоянно повышать свой профессиональный уровень. А также уметь работать не только с одаренными детьми, но и со средним по способностям контингентом, иногда же выполнять и социальную и корректирующую функции;

- отсутствие интереса к народному творчеству и национальным культурам, которые либо не изучаются вовсе, либо обучение это проходит лишь на специализированных отделениях школ искусств. В большинстве своем учащиеся не готовы воспринимать и не хотят слушать фольклорные произведения - даже в исполнении профессиональных коллективов, что также ведет к узости их музыкальных предпочтений.

Учитывая нацеленность учащихся на получение общемузыкального образования, приоритетным направлением работы на современном этапе в учреждениях дополнительного образования считаем формирование музыкального вкуса как системы музыкально-эстетических взглядов, предпочтений, оценочных суждений и индивидуальных ценностей в области музыкального искусства. Педагогически организованное формирование и развитие музыкального вкуса у школьников должно строиться как обогащение, усложнение, углубление всех его компонентов на протяжении всего периода обучения.

Поделиться:

Наверх