Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.06.2006
МОСКВА ВСТРЕЧАЕТ ДРУЗЕЙ

Десять дней проходили концерты Третьего международного фестиваля «Москва встречает друзей», организованного Международным благотворительным фондом Владимира Спивакова при поддержке Администрации президента РФ, Правительства Москвы, министерства иностранных дел РФ, Федерального агентства по культуре и кинематографии, под патронатом ООН, ЮНЕСКО и Jeunesses Musicales International. Фестивалю были отданы лучшие концертные площадки столицы (ГЦКЗ «Россия», Светлановский зал Дома музыки, Концертный зал им. Чайковского, Оружейная палата Кремля, актовый зал МГУ, Московский дом национальностей, Большой актовый зал Администрации президента РФ), а также залы музеев и художественных галерей («Изопарк», центр-музей Н.Рериха, Школа акварели С.Андрияки, музей-усадьба «Архангельское», галерея искусств Зураба Церетели). Участники фестиваля отбирались на основе прослушивания и просмотра присланных заранее аудио- и видеозаписей. Возрастная планка для певцов, танцоров, инструменталистов была установлена на уровне 15, в отдельных случаях - 18 лет.

Десять дней вместили семнадцать программ. Почти все концерты шли с аншлагами. Фестиваль собрал свыше тысячи одаренных ребят из многих регионов России и 40 зарубежных стран: СНГ и Балтии, Канады, Мексики, Франции, Норвегии, Болгарии, Швейцарии, США, Колумбии, Финляндии, Израиля, Греции, Испании, Турции, Японии, Чехии, Хорватии, Кореи, Китая. Для многих приезд на фестиваль стал первым знакомством с Россией, первой встречей с российскими сверстниками.

Цель фестиваля - сделать все, чтобы юные артисты почувствовали свою общность и чтобы чистый голос детской души был услышан во всем мире. Его девиз - «Дети мира против террора».

Фестиваль вызвал широкий международный резонанс. Его приветствовали генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, президент России Владимир Путин, высшие руководители многих государств. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал свое благословение.

Концерты были разными по формату. Преобладали камерные программы, но были и масштабные. Один из самых грандиозных концертов - «Созвездие юных» - прошел в концертном зале «Россия». В фойе была развернута выставка работ молодых художников, на сцене демонстрировали свое мастерство юные музыканты, танцоры, певцы. Открыл гала-концерт московский детский хор «Солнышко» (художественный руководитель - Елена Терехова). Тридцать малышей в золотистых курточках спели знаменитый гимн Аркадия Островского «Пусть всегда будет солнце!». Затем стартовал двухчасовой музыкально-танцевальный марафон.

Первыми выступили инструменталисты - молодежный камерный оркестр фонда «Русское исполнительское искусство» (дирижер – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Валерий Ворона). Это коллектив, в котором играют студенты московских вузов и стипендиаты фонда В.Спивакова из разных городов и стран. Свое выступление оркестр начал с произведения Б.Бриттена на темы Дж.Россини «Музыкальные вечера», исполнив три части сюиты. Вихревое звучание скрипок, сухая барабанная дробь, лихой посвист флейт и раскатистые фанфары в «Марше»; музыкальная живопись в «Тирольской песне» (ледники, стремительные горные потоки, и здесь же – веселые пастухи со своими стадами); упругие ритмы и эффектная концовка «Тарантеллы». Вслед за «Россини в пересказе Бриттена» – мечтательная лирика. К оркестру присоединилась миловидная скрипачка Марианна Васильева, и зазвучала певучая мелодия знаменитого «Размышления» Ж.Массне. А в заключение – молодой озорной Шостакович: финал Первого концерта для фортепиано, струнных и солирующей трубы. Его с блеском сыграл юный виртуоз Даниил Кириллов – в иронических дуэтах-перекличках со струнными и трубой другого молодого виртуоза, Юрия Вантеева. Публика принимала исполнителей с большим энтузиазмом.

Вслед за молодежным оркестром на сцене появился грузинский хореографический ансамбль «Лазарэ» (художественный руководитель - Отар Джишкариани). Под аккомпанемент гармони и дробных ритмов трех барабанщиков танцоры лихо отплясывали «Аджарский танец». Плыли, словно не касаясь пола, четыре девочки 13-14 лет. А вот другая четверка – мальчики лет 8-9: вертятся юлой, исполняют элементы конной джигитовки, танцуют, встав на колени, напоминая своей исполнительской манерой другого горца - великого Махмуда Эсамбаева. Имя Эсамбаева прозвучало и в заключительной части концерта, когда на сцену «России» вышли танцоры-чеченцы – участники ансамбля танца Школы искусств имени Эсамбаева (художественный руководитель – заслуженный артист РФ, лауреат международных конкурсов Доку Мальцагов).

Слушатели познакомились с еще одним юношеским симфоническим коллективом – оркестром ЦМШ при Московской консерватории (дирижер – заслуженный деятель искусств, профессор Александр Якупов) и с еще одним молодым виртуозом – скрипачом Чингисом Ханнановым. Две части из Первого скрипичного концерта Никколо Паганини он исполнил легко, вдохновенно, на высоком эмоциональном подъеме.

Блеснули мастерством молодые музыканты из Нижнего Новгорода – аккордеонист Никита Власов и гитарист Ровшан Мамедкулиев. «Посвящение Астору Пьяццолле», основанное на мотивах танго этого знаменитого аргентинского композитора, прозвучало у них очень выразительно, я бы сказал, не по-детски глубоко и серьезно.

В финале концерта на сцену высыпали сразу все его участники - cвыше cта человек, чтобы вместе снова спеть песню-символ: «Пусть всегда будет солнце».

Гала-концерт «Созвездие юных» был как бы прологом фестиваля. Официально же фестиваль «Москва встречает друзей» открылся 26 мая в Доме музыки. Вот лишь некоторые участники концерта-открытия: фольклорный ансамбль «Орби» (Грузия), ансамбль «Солеке» (Эстония), ансамбль «Зриньский» (Хорватия), виолончелистка Бюн Се Бом (Корея), молодые музыканты из Турции, Франции, Китая, Киргизии.

Продолжили фестиваль тематические концерты «Дорога в будущее», «Культура - третьему тысячелетию», «Будущее зависит от тебя», «Все флаги в гости к нам», «Этот радужный мир», «Услышать будущего зов». А торжественное закрытие прошло 1 июня, в Международный день защиты детей, в актовом зале МГУ. Программа концерта-закрытия включала в себя хореографическую композицию «Карнавал» на темы из балета Чайковского «Щелкунчик» в исполнении Детской балетной студии под руководством М.Махарадзе (Тбилиси, Грузия), народный танец «Зейбек» в исполнении турецкого фольклорного ансамбля «Гелисим», «Полонез» Г.Венявского, сыгранный скрипачкой Тонабе Аяко из Японии, выступление узбекского фольклорного ансамбля «Шашмаком», танцы фламенко, которые привезла в Москву испанская фольклорная группа «Alhusema», фрагмент из балета С.Прокофьева «Золушка» в интерпретации украинской Детской балетной школы-студии.

Фестивальные концерты шли один за другим, менялись концертные площадки и даже города: ряд концертов прошел на выезде – в Доме ученых подмосковной Черноголовки, в ДМШ города Клина. И повсюду – успех. Казалось бы, современный непритязательный зритель перекормлен разнообразными развлекательными программами, а эстеты и меломаны имеют большой выбор классических концертных программ, в которых выступают звезды мирового класса. Но тут - «дети разных народов», собравшиеся вместе и демонстрирующие свои национальные танцы, музыку. И оказывается, это то, что люди хотят видеть и слышать.

В прошлой жизни – при советском строе – «нерушимая дружба народов» демонстрировалась постоянно, даже избыточно. Достаточно вспомнить бесконечные декады союзных республик, месячники дружбы и тому подобное. Навязанные «сверху», эти мероприятия вызывали подчас раздражение. (При этом, однако, абсолютно не исключалось искреннее восхищение блистательным профессионализмом многих мастеров искусств – представителей разных республик, автономий и областей). А потом все враз исчезло, и мы долго не вспоминали об этой части нашего прошлого – слишком много было других забот. Но в какой-то момент оказалось, что нам остро не хватает культурного наследия той страны, которой больше не существует. Не хватает духа единства «братских народов». Причем не только старшему и среднему поколению, жившим в стране, называвшейся Советским Союзом, но и совсем молодым людям. Как иначе объяснить их восторг от музыки и танцев народов бывшего СССР на концертах прошедшего фестиваля, где они словно бы встретили «знакомых незнакомцев»?

Мне кажется, фестиваль, организованный фондом Владимира Спивакова, выходит далеко за рамки культурного проекта. Он во многом исправляет ошибки политиков, успешно соединяет, казалось бы, разорванное в клочья пространство, выбрав при этом самый точный путь - объединение молодых. Детей и подростков, прошедших через подобные фестивали, вряд ли поразит когда-нибудь страшный недуг, зовущийся национальной враждой. Такие форумы – лучшие уроки толерантности.

Автор:
Петров А.

Поделиться:

Наверх