В Челябинской области создана стройная система художественного образования, включающая в себя 3 высших, 4 средних профессиональных учебных заведения, а также 133 ДМШ, ДХШ, ДШИ, в которых обучается 38163 учащихся. Образовательный процесс в школах искусств обеспечивает 3309 преподавателей. В настоящее время все более возрастает потребность в преподавателе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством ее творческого освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. И все больше преподавателей испытывают необходимость в профессиональном общении, обмене опытом, совместном поиске продуктивных путей развития художественного образования. А потому неслучайно в системе непрерывного образования преподавателей, руководителей образовательных учреждений столь значительное место занимает Учебно-методический центр по образованию и повышению квалификации работников культуры и искусства Челябинской области. Здесь работает 12 сотрудников: все они люди творческие, мастера своего дела, имеющие за плечами внушительный опыт работы, смелые в начинаниях и в то же время бережно хранящие лучшие традиции художественного образования.
Учебно-методический центр выстраивает работу в следующих направлениях: организационное, образовательное, методическое, информационно-аналитическое, исследовательское и экспериментальное. В центре сложились устойчивые традиции проведения областных, региональных и всероссийских конкурсов по всем существующим в школе искусств специальностям. Среди важнейших - всероссийский конкурс «Уральские фанфары» (проводится с 2001 года) и региональный конкурс концертмейстеров, привлекающий музыкантов из Башкирии, Оренбургской и Свердловской областей. А также - 17 областных конкурсов, которые ежегодно собирают более 3000 участников! В рамках всех конкурсов силами специалистов средних и высших учебных заведений Челябинской области обязательно проводятся круглые столы, концерты, художественные выставки и другие мероприятия. Один из главных в области - конкурс лауреатов областного, регионального и международного уровней «Звездный калейдоскоп», победители которого выдвигаются на получение премий губернатора Челябинской области и президента России.
В числе первостепенных задач областного УМЦ - развитие системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников культуры и искусства. Мы обучаем не только преподавателей и руководителей школ искусств, но и библиотечных, клубных, музейных работников, а также другие категории работников культуры и искусств. Определению содержания программ курсов повышения квалификации, семинаров предшествует диагностика затруднений работников. В течение каждого года у нас обучается свыше 800 человек, проводится не менее 25 семинаров и 15 курсов повышения квалификации. Программы курсов повышения квалификации, семинаров разрабатываются и проводятся УМЦ совместно со специалистами профильных кафедр высших и средних учебных заведений области – Челябинской государственной академии культуры и искусства, Магнитогорской государственной консерватории им. М.И. Глинки, Челябинского государственного института музыки им. П.И. Чайковского, Челябинского художественного училища и др. Качество полученных знаний оценивается посредством итоговой аттестации, которая проходит в формах открытых уроков, защит методических работ, сдачи зачетов. Непрерывному образованию преподавателей способствует созданная в Челябинской области сеть из 14 методических объединений, организующих работу в межкурсовой период. На заседаниях методобъединений рассматриваются актуальные вопросы, связанные с совершенствованием образовательного процесса отдельно взятой территории.
С целью совершенствования
По результатам успешно прошедших профессиональных конкурсов за последние пять лет УМЦ издано более 200 экземпляров методической продукции по вопросам педагогики и психологии, управления образовательным процессом, методике преподавания художественных дисциплин. Большой популярностью у руководителей и преподавателей учебных заведений пользуется также выпускаемый нами журнал «Дополнительное художественное образование: теория и практика», включающий в себя следующие разделы: «Искусство управлять», «Оформляем документы», «Проводим мастер-классы», «Сценарии праздников», «Положения конкурсов». На страницах журнала освещается наиболее интересный опыт работы преподавателей и руководителей не только крупных городов области, но и сельских районов.
Для того чтобы работа УМЦ была эффективной, она должна быть целенаправленной и обоснованной, т.е. опираться на анализ конкретной информации. Поэтому одним из центральных направлений деятельности центра является исследовательское.
За прошедшие пять лет УМЦ проведено более 10 различных исследований, направленных на выявление проблем в развитии дополнительного художественного образования, таких как: образовательные потребности работников учреждений культуры и искусства, психологические затруднения руководителей школ искусств, профориентационная работа в ДШИ, состояние эстетических отделений и отделений народных инструментов, работа с молодыми кадрами в ДШИ, степень удовлетворенности учащихся дополнительным художественным образованием и др. Выявленные нами проблемы служат материалом для разработки управленческих решений, направленных на совершенствование системы художественного образования. Ежегодно мы проводим мониторинг основных показателей деятельности ДМШ, ДХШ и ДШИ по следующим позициям: движение контингента учащихся, динамика охвата художественным образованием учащихся 1 – 9 классов общеобразовательных школ, состояние педагогических кадров, соотношение количества обучающихся на инструментах. На основе полученных показателей выявляются тенденции развития школ в разрезе городов и районов. Полученный материал помогает более эффективно выстраивать работу УМЦ.
Наряду с традиционной работой, которой занимается любая методическая служба, наш центр развернул работу экспериментальных площадок в двух направлениях: профессиональное и общеэстетическое. До начала эксперимента УМЦ разработаны и Министерством культуры Челябинской области утверждены необходимые нормативно-правовые документы. Итак, в профессиональном направлении экспериментально отрабатываются следующие образовательные программы:
- «Хореографическое искусство для учащихся в возрасте 7-9 лет» со сроком обучения 7 лет;
- «Изобразительное искусство для детей, поступающих в ДШИ в возрасте 7-9 лет» со сроком обучения 7 лет;
- «Подготовка детей к обучению в ДШИ в возрасте 5 лет» (двухлетний срок обучения).
Общеэстетическое направление представлено экспериментальной работой по следующим образовательным программам:
- «Общее эстетическое образование для детей, поступающих в ДШИ в возрасте 7-9 лет», срок обучения 5 лет;
- «Ранее эстетическое развитие детей».
Данная экспериментальная работа ведется на базе челябинских ДШИ №№ 1,3,5,8, ДШИ г. Катав-Ивановска. Экспериментальные площадки выступают местом поиска и принятия самостоятельных решений. Каждая школа, работающая в экспериментальном режиме, становится центром повышения мастерства педагогических работников. На базе этих школ проводятся обучающие семинары и конференции для преподавателей. Следует отметить, что работой экспериментальных площадок руководят ведущие специалисты ссузов и вузов. На сегодняшний день разработаны учебные программы по основным дисциплинам к учебным планам 2003 года, критерии обученности учащихся, мониторинговые карты.
Еще один важный аспект работы нашего УМЦ – аккредитация образовательных учреждений. С 2003 года мы проводим аккредитацию школ искусств совместно с Министерством образования Челябинской области. Причем формирует нормативно-правовую базу министерство, а специалисты УМЦ, ссузов и вузов области проводят творческую экспертизу. Такая работа позволяет высветить как положительный опыт, так и проблемные моменты в работе школ, а последующий серьезный анализ помогает организовать работу с образовательными учреждениями более эффективно и качественно.
Благодаря тесному взаимодействию УМЦ и заведений среднего и высшего профессионального образования Челябинской области создается единое образовательное пространство, которое обеспечивает успешное развитие художественного образования в социально-культурной жизни региона.
Поделиться: