— Снежана Александровна, в своих статьях вы говорите об осознанности выбора. Вы кандидат философских наук, коуч, мастер спорта по восточным единоборствам, руководите фондом с момента его основания в 2004 году. Присутствует ли тотальная осознанность во всех этих направлениях? Как все это связано?
— Руководство фондом и научная работа в области психологии – это, конечно, разные сферы деятельности, но они соответствуют моей системе ценностей. Что касается осознанности, то мне приходилось выбирать, к примеру, между дочерней компанией «Газпрома» и фондом. Выбор был и остается абсолютно осознанным: фонд маэстро Темирканова я возглавляю более десяти лет. Я делаю выбор, исходя из внутренних побуждений, а не под влиянием стереотипов или вследствие социального давления. Только тогда ощущаешь жизнь, наполненную смыслом, и получаешь удовлетворение от работы. А работа всегда занимает большую часть жизни.
— Ваши занятия наукой – как они сказались на управляющей работе?
— Наука для меня всегда была и остается неотъемлемой частью жизни, с самого раннего детства. Мой отец – известный ученый, профессор, долгие годы возглавлявший кафедру истории русской философии. В детстве и подростковом возрасте я наблюдала за его работой, и мой собственный выбор профессии ученого был естественным и логичным. Сначала я занялась девиантологией, потом психологией. Напрямую это не повлияло на деятельность фонда, но развивало меня духовно, помогало ставить новые цели и достигать их, быть более успешным руководителем, принимать решения взвешенно, четко и чутко. Наука – это то, что наполняет меня знаниями, смыслами, ресурсами.
— Какие направления деятельности фонда Темирканова вы считаете особенно важными?
— Стипендии молодым дарованиям – это очень важно, на мой взгляд. Для начинающего музыканта стать стипендиатом фонда Темирканова – это как студенту-физику получить стипендию фонда Алферова. Важное направление – поддержка филармонии: помощь в приобретении инструментов и техники, улучшение качества жизни работающих там людей (если говорить в широком смысле). Фонд является партнером фестиваля «Площадь искусств». Это детище маэстро – одно из важнейших культурных событий зимнего Петербурга на протяжении почти 20 лет. А для меня как ленинградки особенно важны ежегодные благотворительные концерты для ветеранов.
— Концерты для ветеранов – давняя традиция?
— Проект был запущен почти сразу после основания фонда: с 2004-го мы ежегодно приглашаем ветеранов Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда, детей войны и стараемся сделать праздник, не побоюсь этого слова, душевным. Это – один из проектов, которые я контролирую от и до. Каждым концертом мы хотим сказать нашим дорогим ветеранам, что помним их подвиг, гордимся ими, учимся на их примере. Когда ты родился в Ленинграде и знаешь здесь каждый уголок, осознаешь, что происходило во время блокады, когда ты понимаешь, что перед тобой те самые люди, которые совершили невероятный подвиг, отстояв и сохранив этот город, – наполняешься огромным чувством благодарности и желанием высказать им свою любовь. Что мы и делаем с помощью великой силы искусства.
— Кто выступает на этих концертах?
— Традиционно – два наших оркестра: Заслуженный коллектив России Юрия Темирканова и Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под руководством Александра Дмитриева. В этом году сложилась исключительная ситуация: все были на гастролях, и нужно было решить, кого мы пригласим на сцену филармонии. Вот тогда и случилось своего рода озарение – нам нужен ансамбль Александрова. Мне кажется, из всех концертов этот был самым мощным по эмоциональности и духовной наполненности…
— Тем более что концерт состоялся почти сразу после авиакатастрофы!
— Да, сразу же после трагедии. Я – руководитель с многолетним опытом, но даже мне трудно понять, как удалось в такие кратчайшие сроки возродить ансамбль. Если в одной из организаций, которыми я управляла, нужно было бы полностью поменять отдел маркетинга и продаж, было бы сложно, требовалось бы время. Но это – всего лишь отдел из пяти человек. И то, что за два с половиной месяца удалось полностью восстановить состав хора и балета, я считаю подвигом. Думаю, что концерт прошел так хорошо именно потому, что возник эмоциональный унисон у тех, кто прошел войну, и тех, кто пережил катастрофу. Могу долго рассуждать по этому поводу как клиницист, но скажу просто – произошла невероятная синергия.
— Какие еще из проектов фонда более всего затронули вас лично, заставили сопереживать?
— Поездка в Беслан. Прошло уже много лет, но я впервые говорю об этом в интервью. 1 сентября 2004 года, в день, когда мир содрогнулся от ужаса и горя, мы были на гастролях. Памяти жертв террористического акта маэстро Темирканов посвятил концерт, в котором была исполнена «Ленинградская» симфония Шостаковича. Вырученные деньги мы хотели перевести на счет пострадавших, но Юрий Хатуевич решил иначе: надо быть вместе с осиротевшими семьями, делать все возможное, чтобы помочь им пережить трагедию. Представьте: целый город погружен в траур, похороны или поминки в каждом доме, всюду детские игрушки, одежда, портреты… Но больше всего меня поразило, что эти люди, только что потерявшие детей и внуков, находили в себе силы заботиться о нас и даже предлагали отдохнуть в красивых местах. Это просто в голове не укладывалось – беда в доме, а они о нас думают! Стоило больших усилий держаться, не плакать. Такие проекты всегда будут для меня самыми важными, потому что возвращают к основам бытия, заставляют думать, анализировать и в конечном счете понять, что для тебя действительно ценно.
— Американский бестселлер, в создании которого вы приняли участие, тоже об этом?
— Именно об этом. Есть такой известный американский мотивационный спикер Брайан Трейси. У него возникла идея собрать международную команду экспертов, которые могли бы поделиться с читателями своими знаниями о том, как достичь благополучия. Моя глава называлась «Сила смысла», в ней я простым языком попыталась ответить на вопрос о смысле жизни и поделилась своей интерпретацией философии знаменитого психолога Виктора Франкла. Смыслоцентрированный подход и практики осознанности – эти две темы переплелись в моей главе. Книга вышла в тираж в прошлом году и сразу попала в список наиболее продаваемых.
— Можно ли прочесть эту книгу на русском языке?
— Эта книга пока не переведена, но есть другие – мои и написанные в соавторстве, вышедшие у нас в России. Все, что касается интерпретации смыслоцентрированного подхода, можно найти в моей монографии «Человек решает все сам». Есть и книга по майндфулнесс-подходу – «Сила смысла». Интеграция философии смысла и майндфулнесс-подхода как практики осознанности – то, что меня интересует, и я активно это популяризирую. Уже создан онлайн-проект «Студия майндфулнесс»: видеоролики, огромное количество статей, которые я пишу и перевожу. В планах – по всей стране открыть сеть студий майндфулнесс – научно обоснованной медитации. И это очень важно, потому что, говоря о научном обосновании процесса медитации, мы переводим проблему на качественно новый уровень – в сферу доказательств. Если это наука, то докажи! За последние 30 лет было проведено огромное количество исследований в сфере нейробиологии, доказывающих, что элементарная практика сосредоточения внимания способствует изменению в структурах головного мозга. Это может быть полезно всем – бизнесменам, военным, учителям, учащимся. Ведь навык глубокого внимания – основа эмоционального интеллекта, который крайне важен для успеха в любой деятельности.
— Позвольте отдельный вопрос о народном артисте СССР Юрии Темирканове: что вам дало общение с этой личностью?
— Мне всегда везло на учителей с большой буквы. Я мастер спорта по восточным единоборствам именно потому, что у меня были прекрасные наставники. Научные руководители в университете стали для меня образцом и с точки зрения воплощения своих ценностей в жизнь, и с точки зрения конгруэнтности. То же и в работе: у меня были прекрасные руководители в «Газпроме», в гранд-отеле «Европа», в американских компаниях. И конечно, большим везением стало знакомство с Юрием Хатуевичем Темиркановым и его командой. Музыкальный мир заслуженно боготворит этого гениального дирижера. Но он одарен не только как музыкант, Юрий Хатуевич – компетентный руководитель и человек, верный своим принципам. Он, безусловно, один из значимых людей в моей жизни, и его одобрение и позитивная оценка – важный импульс двигаться вперед. Когда мы ставим цели и пытаемся их достичь, необходимо что-то, что тебя мотивирует. Для меня личность маэстро – ориентир, который позволяет вслед за Ницше сказать: «Тот, кто знает "зачем", преодолеет любое "как"».
Поделиться: