Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.06.2010
СИНЕРГЕТИКА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД

Детская школа искусств «Парус» работает в поселке Лесной Шиловского района Рязанской области 22-й год. Почетные работники общего образования РФ директор школы Н.В. Козыркина и заместитель директора по научно-методической работе Д.М. Шайбекова представляют избранное Лесновской ДШИ новое направление учебной деятельности.

Одна из доминирующих задач школьного образования заключается в том, чтобы дать всем без исключения ученикам возможность проявить свои таланты и развить творческий потенциал. Это в полной мере можно отнести и к деятельности школ искусств, жизнь которых сегодня определяет процесс модернизации.

В последние годы все больше заметна тенденция преобразования школ по отдельным видам искусств (особенно музыкальных) в школы искусств с несколькими отделениями. Так, из 62 школ ведомства культуры в Рязанской области в 1989 году было 5 ДШИ, в 2005 – 23, в 2008 – 29. Почти все эти учебные заведения представляют собой, по сути, несколько школ по разным видам искусств, объединенных под одной крышей.

Подобный путь с 1988 по 2002 годы прошла и Лесновская ДШИ «Парус», преобразованная из ДМШ и получившая новое здание. Сначала было открыто художественное отделение, затем общеэстетическое (1990 г.), театральное (1994 г.), хореографическое (1996 г.) и эстрадное (2004 г.). Около 10 лет эти отделения не имели точек взаимодействия в учебном процессе, развивались изолированно друг от друга, пока не возникла идея интеграции отделений. Ее подал куратор театрального отделения - народный артист России, актер Рязанского областного театра драмы Аржанов Б.Я., предложив взаимодействовать музыкантам и театралам. Приступив к развитию этого направления, коллектив школы ощутил благотворное влияние данного метода на развитие учащихся. И постепенно в работу по интеграции вовлеклись все отделения школы.

Оригинальностью и основным принципом новой методики является воздействие на каждого отдельного ученика всеми возможностями школы - всеми ее отделениями. Примером могут служить композиции, построенные на сочетании и переплетении нескольких искусств – такие, как придуманный нами концертный номер «Грустная мартышка». Задуманный первоначально как сочетание музыки и живописи – с одной стороны, фортепианный ансамбль Ж.Металлиди «Обезьяны грустят по Африке», с другой - работы учащихся художественного отделения, созданные под впечатлением этого произведения, - номер в конечном результате вобрал в себя следующие компоненты: «Скерцо» И.Шамо в исполнении солиста-пианиста, стихотворение Саши Черного «Мартышка». Наряду с инструментальным звучанием появились вокал, художественное чтение, костюмированное сценическое действие с бутафорскими атрибутами.

Наше начинание соответствует сути нового понятия в педагогике. Это синергетика. В переводе с греческого термин означает «вместе действующий» и пришел из медицины. В физиологии синергистами называют мышцы, действующие совместно для осуществления определенного движения, в фармакологии это лекарственные препараты, взаимно усиливающие лечебный эффект. В условиях школы искусств синергетический метод означает способ построения учебного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность соприкасаться со всеми видами искусств.

В учебной деятельности синергетика играет двоякую роль: во-первых, она выступает как методологическая основа, во-вторых – синергетические знания представляют собой содержательную сторону образовательного процесса. В основе данного метода лежит деятельностный подход, стимулирующий познание и творчество. Обучение строится как интерактивный процесс, активизирующий не только ученика, но и учителя. В данном случае участие преподавателя требует от него постоянного совершенствования профессионального мастерства и компетентности, открытости инновациям. Изменяется сущность системы «учитель – ученик»: учитель и ученик рассматриваются в единстве, как равноправные взаимодействующие стороны педагогического процесса, который осуществляется не как вертикальный - передавать, загружать информацию, - а как горизонтальный: обучить умению отбирать нужную информацию и оперировать ею для развития личности и решения профессиональных и социальных задач. Ученик овладевает не информацией, а способами пополнения знаний и быстрой ориентации на основе универсальных умений и навыков, то есть создает свою систему общения с миром.

В силу более интенсивных контактов между различными видами искусств учебное воздействие на ученика становится более гибким, практически направленным. Например - в процессе совместных выступлений, когда музыка соединяется с художественным словом, действием или танцем по сюжету. Когда музыкант выступает в костюме определенной эпохи или конкретного персонажа, включаясь в общее сценическое действо, он начинает играть на инструменте более цельно по форме, выразительнее по динамике, эмоциональнее. Интерес к такому виду работы со стороны учеников заставляет их интенсивно подтягивать и техническую сторону исполнения.

Правильность выбранного направления подтверждает повышение качества образования, проявившееся в результатах конкурсов, фестивалей и выставок. Именно ученики, вовлеченные в новый процесс обучения, стали показывать более высокие достижения по сравнению с доинновационным периодом. Интеграция учебного процесса положительно повлияла на мотивацию обучения: на отделениях, внедряющих этот метод, практически нет отсева учащихся, активизировалась творческая инициатива, возросла сценическая уверенность. Основа многих школьных концертов синтезированные номера всегда яркие, зрелищные, привлекают к школе внимание общественности и, конечно, потенциальных учеников. С 2002 года творческие отчеты школы стали проходить в форме театрализованных концертов со сквозной сюжетной линией:

  1. - «Руслан и Людмила»;
  2. - «Парус мечты»;
  3. - «Чудеса в шкатулке»;
  4. - «Между прошлым и будущим»;
  5. - «Парад планет»;
  6. - «Год высокого полета, или «Виват, музыканты!»;
  7. - «Галерея семейных портретов»;
  8. - «Лукоморье – это детства цветные сны и миражи»;
  9. – «Мир важней всего на свете, в этом счастье, знают дети!»

Суммированием наработок школы в этом направлении явились методические обобщения:

1) методическая работа (2002 г.) «Развитие образно-эмоционального представления ученика-пианиста в условиях детской школы искусств. Из опыта работы Лесновской ДШИ» преподавателей Шайбековой Д.М. (фортепианное отделение) и Козыркиной Н.В. (теоретическое отделение);

2) образовательная программа (2008г.) «Межпредметный интеграционный курс для учащихся детских школ искусств и музыкальных школ» преподавателей Шайбековой Д.М. и Шумилиной Т.В. (фортепианное отделение);

3) областной семинар-практикум на тему «Развитие образно-эмоционального представления ученика-художника в условиях детской школы искусств»;

4) областной семинар-практикум на тему «Полихудожественность как принцип эстетического развития учащихся на примере групп раннего эстетического развития».

Вовлечение в синтезированную работу способствует личностному росту учеников. Подтверждением этого является следующий факт. В 2005 году куратор художественного отделения заслуженный работник культуры России, директор Рязанского художественного училища Колдин В.И. предложил создать на художественном отделении Лесновской ДШИ экспериментальную группу. По инициативе В.И. Колдина, обучение в этой группе должно было быть построено на преподавании всех видов искусств, при этом – сократиться по времени. Идея нашла отклик у администрации школы и преподавателей художественного отделения, и вот уже четвертый год учебный процесс ведется по новому плану, в который включены такие принципиально новые предметы, как «Пластика звука», «Пластика сценического действия», «Пластика танца».

Перейдя к синергетической парадигме, Лесновская ДШИ реализует открытую модель образования, основанную на следующих положениях:

- школа – сложная самоорганизующаяся система, открытая инновациям;

- идеи синергетики способствуют личностному подходу в обучении и воспитании;

- взаимодействие творчества и учебной практики – путь к решению образовательной сверхзадачи.

Коллектив школы убежден, что синергетический метод обучения обладает способностью изменять структуру, развиваться при изменении образовательного пространства и социального заказа, формируя новый стиль мышления в обществе.

Поделиться:

Наверх