Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.12.2009
НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТАРОМ ИНСТРУМЕНТЕ

…Необычность очередной Музыкальной пятницы Шнитке-центра (6 ноября) заключалась в том, что в этот раз в музее Альфреда Шнитке звучала музыка Ф.Шуберта. Обычно встречи посвящались музыке наших современников или композиторов XX столетия. В данном случае внимание было обращено на давно забытый инструмент, arpeggione, от которого до наших дней осталось лишь название и гениальная Соната-arpeggione Шуберта, написанная в 1824 г. Во всем мире сохранилось лишь четыре инструмента arpeggione. Звучание одного из них и представил на встрече профессор, заслуженный артист России И.И. Богуславский.

Когда Игорь Исаакович получил из Франции манускрипт сонаты Ф.Шуберта для arpeggione и фортепиано и запись, у него появилось желание рассказать об этом необычном и загадочном инструменте. Вот что он поведал: «Начиная с XV века, в Европе большой популярностью пользовались различные виды гитар. Они имели разную форму, разный строй, различное количество струн, разные названия: пандора, орфарион, итальянские гитары – пандурино, французские гитары XVII века, двойные гитары. Многие из них были инкрустированы ценными породами дерева, но все инструменты были с ладами и имели плоскую верхнюю и нижнюю деки. Одновременно с гитарами начало развиваться скрипично-виольное семейство. Фантазия мастеров была чрезвычайно велика: это и различные типы виол - от бас-виолы да гамба, баритона, различных виол да брачче, виол пикколо - и многочисленное скрипичное семейство: от контрабасов до скрипок пикколо. Наконец, в начале XIX века появился инструмент, который совмещал в себе виолу и гитару».

Интересные сведения об инструменте И.И. Богуславский извлек из комментариев к манускрипту сонаты. В статье из Кельнской музыкальной газеты говорится, что arpeggione или guitarre d’amore была изобретена Иоганном Георгом Штауфером в Вене в 1823 году. «Неутомимый и деятельный мастер Штауфер создал новый инструмент, который он назвал «guitar d’amur»; формой он похож на обыкновенную гитару, но только большего размера с натянутыми жильными струнами, на которых звук издается с помощью смычка. Звук по красоте приближается к нежному звуку гобоя и по глубине насыщенности – к басовому рожку. Сведущими меломанами этот инструмент расценивается как обогащающий музыкальное исполнительство», - писала «Общая музыкальная газета» в 1825 году (№18).

Описание инструмента arpeggione находится в первом выпуске одного из журналов, изданных в Майнце в 1824 году. Здесь приложено литографическое изображение самого инструмента, который имеет 24 металлических лада. Шустеру удалось вызвать интерес к нему у Франца Шуберта. Однако уже через десятилетие arpeggione был забыт из-за своего противоречивого характера.

Сейчас соната Шуберта входит в репертуар всех концертирующих виолончелистов и альтистов. Она - обязательное произведение на многих международных конкурсах. На встрече в музее Шнитке И.И. Богуславский исполнил ее целиком на альте, партию фортепиано сыграла А.А.Литвиненко. В дискуссии по поводу достоинств и недостатков arpeggione принял участие профессор, заслуженный артист России Л.Б. Евграфов. Главные недостатки arpeggione – отсутствие вибрации, которая является величайшим открытием струнно-смычковых инструментов XIX столетия, а также ограниченные динамические возможности.

Инструмент не прижился, почти забыт, но, услышав в записи это удивительное звучание, забыть его невозможно. Мягкий, чарующий тембр, красочные разливы звука и кристально-чистое интонирование проникновенно воплощены в музыке Шуберта, умеющего, как никто другой, поведать о самом сокровенном музыкальным языком, понятным каждому слушателю.

Эксперименты, поиски новых звучаний продолжаются всегда. Кто знает, может быть, кто-то из мастеров вспомнит об arpeggione и даст ему новую жизнь, еще раз подтвердив, что новое – это хорошо забытое старое.

Поделиться:

Наверх