Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.03.2010
ОТ СКОРБИ К РАДОСТИ

28 февраля в Малом зале Государственной филармонии Кузбасса аншлаг. Женский хор исполняет кантату «Stabat Mater» Дж. Б. Перголези, затем звучат хоровые миниатюры разных эпох и стилей. Атмосфера необыкновенно теплая. Граница между залом и сценой – минимальна. Публика аплодирует стоя.

Нельзя сказать, что подобные концерты в филармонии – редкость, но такой воодушевленный прием местная публика дарит, в основном, заезжим звездам и титулованным исполнителям. Тем приятнее было видеть на сцене молодых музыкантов – хор студентов Прокопьевского колледжа искусств под руководством заслуженного работника культуры России Геннадия Ефимовича Гринчака. В концерте принимали участие и весьма известные в городе и области исполнители: солист Государственной филармонии Кузбасса Евгений Чеботарев (партия органа), лауреат международного конкурса вокалистов Оксана Чепурная (меццо-сопрано), лауреат Губернаторской премии в области культуры и искусства Ольга Конкина (сопрано) и уже получивший признание в Кузбассе композитор-песенник Игорь Булгаков (концертмейстер хора).

Итак, основой концерта стала кантата «Stabat Mater», исполнение которой приурочили к юбилейной дате – 300-летию со дня рождения Перголези.

История создания этого произведения исполнена романтики и по существующей легенде связана с личной драмой композитора. Его любимая девушка, на брак с которой ее знатные родители не дали согласия, ушла в монастырь и вскоре умерла. Создавая музыку, Перголези созерцал образ Мадонны, вдохновляясь сходством с обликом умершей возлюбленной, и за сочинением «лебединой песни» сам ушел в мир иной. Так ли было, уже не столь важно. Главное то, что родилась прекрасная музыка. Католический гимн, написанный для небольшого состава исполнителей (сопрано, альт, струнный квартет и орган), стал самым выдающимся творением композитора.

«Stabat Mater» Перголези - это возвышенная печаль и память о прекрасных созданиях, безвременно покинувших мир, это слезы очищения и смирения. Именно таким предстало произведение в исполнении студенческого хора: если трагизм, то пронзительный, если скорбь, то искренняя, если свет, то это свет надежды. Прочтение «Stabat Mater» было вполне индивидуальным и выдавало серьезную работу дирижера Г.Е. Гринчака. Для тех, кому известны его предыдущие программы, такой вдумчивый подход не стал неожиданностью.

В связи с интерпретацией шедевра Перголези было о чем задуматься и руководителю хорового коллектива, и солистам. Ведь творчество композитора впитало признаки позднебарочного стиля и предвосхитило раннеклассический, гармонично соединило духовную и светскую традиции. В «Stabat Mater» как будто встретились две эпохи и две эстетики. Образы кантаты проникнуты духовным смирением, но при этом в ней отсутствует сложность барочной полифонии - прозрачность фактуры и ясность мелодического рисунка напоминает, скорее, страницы партитур перголезиевских опер.

Интерпретации этого произведения часто поражают крайностями. И убедительным показался некий средний путь, предложенный Геннадием Гринчаком. Исполнители не забывали, что Перголези – оперный композитор, обогативший духовные жанры вокальным стилем неаполитанской школы. Таким он предстал в партиях солистов. Ольга Конкина пела без открытой экспрессии, ровным, красивым, сильным звуком. Оксана Чепурная представила свою партию более эмоциональной, по-оперному наполненной и драматичной в нижнем регистре. В то же время ощущалась установка на духовное начало и соответствующее ему преподнесение музыкального текста, прочувствованное исполнителями. В целом им удалось передать дух музыки, сталкивающей бездны страдания и радость жизни, вечность потустороннего мира и краткость земного бытия.

Вторая часть концерта, не столь серьезная, казалась лишь дополнением к исполненной кантате Перголези. Звучала русская духовная музыка (П.Чесноков «Свете тихий») и русская народная песня («Уж ты, зимушка-зима»), исполнялись фрагменты из оперы («Гопак» из «Сорочинской ярмарки» М.Мусоргского) и оперетты («Вальс» из «Цыганского барона» И.Штрауса), была представлена современная музыка (номер из Реквиема Э.Л. Уэббера), в том числе - песенный жанр (песня Игоря Булгакова «Люблю тебя, мой край родной»). Хор продемонстрировал свои безусловно выигрышные позиции: это чистая интонация, слаженный унисон, отчетливая артикуляция, умение красочно разнообразить звук. Порой казалось, что на сцене не студенческий, а взрослый профессиональный коллектив. В то же время дуэт «Pie Jesy» из Реквиема Уэббера дышал детской непосредственною, во многом благодаря прозрачным голосам солисток – Людмилы Стамбулы и Жанны Журавлевой.

Второе отделение концерта, может быть, и не согласовывалось с содержательной глубиной «Stabat Mater» Перголези. Однако именно в этой своей части концерт обрел законченность и наполнился смыслом. Исполнители сумели создать нужное настроение и вызвать эмоциональный отклик аудитории. И словно бы сама собой, абсолютно естественно сложилась общая драматургическая линия программы – «от скорби к радости».

Поделиться:

Наверх