ГОУ «Региональный инновационный центр» Министерства культуры Омской области существует с 1995 года. Директор центра Р.М. Максютова - профессионал с огромным опытом работы, за плечами которого три высших образования – педагогическое, в области культуры и в сфере социальной работы. Р.М. Максютова также председатель Совета директоров центров повышения квалификации Сибирского федерального округа, а с недавнего времени - обладатель почетного звания «Менеджер Омской области» по итогам регионального конкурса.
Возглавляемое Р.М. Максютовой учреждение создано отнюдь не с нулевого цикла, а в результате произведенной реструктуризации Омского методического центра. В ведение нынешнего Регионального инновационного центра были переданы функции, связанные с методической помощью и ростом профессионального мастерства педагогов, а все, что заключает в себе непосредственную работу с детьми – организации различных творческих акций, в том числе детско-юношеских фестивалей и конкурсов, - отнесено к деятельности Государственного центра народного творчества Омской области.
«Определенные в 2006 году в связи с реструктуризацией задачи не были для нас новыми, при этом мы получили дополнительно 8 штатных единиц методистов», - заметила Рита Михайловна. Но появились и по-настоящему глобальные перемены в работе, о которых Р.М. Максютова рассказала нашему корреспонденту. Вне Омской области об этих переменах точнее многих могли знать, пожалуй, коллеги омичей из Москвы, а также близлежащих к Омску городов, с которыми у омского центра налажены давние и прочные контакты: это, прежде всего, Томск, Красноярск, Кемерово, Хабаровск, Иркутск. Но теперь, полагаем, стратегию и тактику Регионального инновационного центра Министерства Омской области оценят и во многих других регионах.
- Нам пришлось очень серьезно продумать структуру центра, связанную с руководством дополнительным образованием. До нынешнего года работали три отдела: отдел образовательных программ и инновационных методик; отдел маркетинговых исследований образовательной деятельности и отдел информационного обеспечения образовательных программ.
Два первых структурных подразделения – Отдел образовательных программ и инновационных методик и Отдел маркетинговых исследований - существуют параллельно. Одни сотрудники изучают образовательные потребности, другие на этой основе составляют и объявляют программы. В этом тандеме объединяются организация процесса и исследование его результата (когда отдел маркетинга говорит о том, что было хорошо, а что - не очень).
Отдел информационного обеспечения, который у нас неплохо оснащен, в том числе электронными носителями информации, - это работа людей, которые находятся в поиске необходимых образовательному процессу сведений и обеспечивают ими всех, кто в том нуждается, осуществляя образовательную деятельность.
А в этом году мы организовали четвертый отдел - Отдел исследований системы непрерывного художественного образования. Теперь в сфере нашего внимания – образовательный комплекс в целом, начиная от дополнительного образования детей и заканчивая поствузовским образованием.
Это абсолютно новое дело, и не только для нас. Посмотрев материалы заседания Совета по культуре и искусству при президенте РФ, а это – высочайший уровень обсуждения сегодняшних проблем художественного образования, мы поняли, что настроились на волну решения вопросов, важных для всей отрасли культуры, для всей России. Нашей первоочередной задачей стала разработка концепции модернизации непрерывного художественного образования.
26 июня у нас состоялось большое совещание на уровне Министерства культуры Омской области с докладом замминистра А.В. Ремизова об исполнении мероприятий, связанных с непрерывным образованием в отрасли культуры. На совещание были приглашены руководители муниципальных органов управления культурой, образовательных учреждений каждого звена - и дополнительного, и среднего, и высшего, в том числе декан Омского гуманитарного университета (ОмГУ), кандидат философских наук, профессор Н.М. Генова.
Важно понять сущность модернизационного процесса, который заключен в Национальной доктрине образования и Концепции модернизации общего образования в РФ. А потому закономерной частью программы нашего совещания был доклад декана факультета культуры и искусства ОмГУ «Модернизация образования и Болонский процесс». Потому что, как нам кажется, очень многие еще плохо представляют себе принцип деления вузовской системы на две ступени – бакалавриат и магистратуру. Сколь бы скептически это ни воспринимать, таковы, тем не менее, реалии – в частности, факультет культуры и искусства ОмГУ будет работать в двухступенчатом варианте уже с нового учебного года, и студенты набираются в соответствии с этим изменением.
Нас всех очень сильно беспокоит действие 131 закона, в силу которого происходит, по сути, нарушение непрерывности образовательного процесса на двух уровнях – региональном и муниципальном. Все каналы государственного влияния на систему художественного образования первой ступени перекрываются (по 131 закону, собственно говоря, государственные полномочия закончились на уровне регионов), утрачиваются отлаженные рычаги управления. И сейчас, как мы знаем, влиять государственные органы управления могут только опосредованно.
Получается, например, что наш регион может заниматься дополнительным образованием в одном-единственном месте – государственном образовательном учреждении культуры Омской области «Экспериментальная детская музыкальная школа». Все остальное отдано в руки муниципалитетов, но имеют ли они достаточные мощности, чтобы этим объемом управлять, – вот вопрос. И как быть с разработанной научно-методологической основой дополнительного образования – считать ее потерянной?
Разрыв связей необходимо восстановить в новом виде – в общественно-государственной форме управления. Мы предлагаем создать при Министерстве культуры Омской области Научно-методический совет по координации системы непрерывного образования. И задача совета – держать в сфере особого внимания два объекта. Это программы повышенного уровня и программы допрофессиональной подготовки детей в наших музыкальных, художественных школах и школах искусств.
В наибольшей степени мы намерены сосредоточить свое внимание на программах допрофессиональной подготовки. У нас готовится конкурс инновационных программ, который пройдет в ноябре и выделит самые существенные работы. Еще важнее - определить пилотные площадки. У нас 79 школ - ДМШ, ДШИ и ДХШ, в которых обучаются около 16 тысяч детей. Из них мы планируем выделить 10-15 % школ в качестве пилотных площадок, где могут быть опробованы и реализованы новые программы допрофессиональной подготовки. Дальнейшие действия - установление конкретных связей между субъектами образовательной деятельности в школе, в колледже (или музыкальном училище) и в вузе. Все это - большущая и непростая работа, с корректным экспертным вмешательством, и главное в ней – не навредить.
В конечном счете, мы хотим, чтобы все наши 79 школ всерьез стали объектом внимания государственных и муниципальных органов управления. Школы ведь - их детища, о чем все эти органы управления не всегда помнят. А объект внимания нашего центра – конкретный педагог, который взращивает и выдает отрасли культуры конечный «продукт». Это педагог школы, преподаватель ссуза, вуза, это их программы, индивидуальные технологии и так далее.
Когда в нашем инновационном центре создавался Отдел исследований системы непрерывного художественного образования, то мы, прежде всего, определили границы и субъекты системы. Направление работы отдела как раз и касается конкретных педагогов-исполнителей, педагогов научного, методического и методологического сопровождения, работы экспертов, а также проведения мероприятий, которые объединят усилия всех этих людей через программы, конкурсы, иные совместные акции, в том числе и наши конференции. В конце года мы планируем провести научно-методическую конференцию по компетентностному подходу в образовании. Это тоже высветит людей, озадаченных проблемами непрерывного художественного образования.
Конференции областного масштаба – неотъемлемая часть нашей работы, мы проводим не менее одной в год, это норма, которую мы соблюдаем. В прошлом году у нас была очень интересная конференция, связанная с проведением фестиваля «Душа России», в позапрошлом году – конференция по социокультурной динамике с участием директора Российского института культурологи, киноведа Кирилла Разлогова.
Наш центр - в своем роде уникальная структура, потому что кроме нас и Академии переподготовки в Москве очень мало в регионах центров, которые занимаются профессиональной переподготовкой работников культуры и искусства. Уникальность нашего центра заключается и в том, что 95 % финансирования на программы профессиональной переподготовки, повышение квалификации сложного уровня, мы получаем из областного бюджета: поддержка у нас мощная.
По Типовому положению повышение квалификации в учреждениях дополнительного профессионального образования проходит на трех уровнях. Курсы повышения квалификации – это проблемные и тематические семинары в объеме 72 учебных часов, - а также программы профессиональной переподготовки - двухгодичные или полуторагодичные (объем часов - от тысячи и больше), плюс к тому - стажировки, в том числе за рубежом, но наши наибольшие возможности ограничиваются Москвой и Петербургом. Наиболее сложными программами - переподготовкой в объеме тысячи часов – мы занимаемся с 1998 года (первый выпуск был в 2000 году). Более 300 специалистов в Омской области уже освоили эти программы.
Все это большие, затратные мероприятия, обучение идет очно-заочное, серьезное (в течение двух лет - четыре сессии и защита дипломных проектов). Мы стараемся привлечь преподавателей кафедр Академии переподготовки в Москве. У нас, например, работала завкафедрой управления Академии Е.Л. Игнатьева. Но силы привлекаем с разных сторон: профессоров Новосибирской, Уральской консерваторий, РАМ им. Гнесиных (осенью в Омске работала Д.Г. Кирнарская с четырьмя коллегами из академии Гнесиных). Вообще, более 50 % наших преподавателей – это кандидаты и доктора наук, заслуженные артисты России – словом, известные в гуманитарно-художественной сфере личности.
Сегодня мы реализуем 12 программ профессиональной переподготовки, 6 из них предназначены для педагогов, работающих в сфере дополнительного образования детей. В том числе это психология художественного творчества, где наш субъект - педагог-психолог (готовим уже третий выпуск психологов), мы занимаемся менеджерами образовательных учреждений, этно-культурных центров (было два выпуска), уделяем специальное внимание предмету «Мировая художественная культура». У нас, как и у всех, наверное, большая проблема с преподавателями музыкально-теоретических дисциплин, поэтому мы подготовили уже два выпуска прошедших переподготовку по этим предметам (в основном, хоровиков, которые, надо сказать, укрепили сельские школы области, где попросту некому было преподавать сольфеджио и музыкальную литературу).
Курсы переподготовки и повышения квалификации, конференции и семинары, как правило, активизируют деятельность работающих в школах педагогов, в том числе методическую деятельность. Сегодня методических разработок у нас – масса, и среди них много ценных, ведь большинство педагогов работает очень продуктивно. Но мы пока не спешим издавать эти разработки, делая их всеобщим достоянием. Наша стратегическая задача – изменить подходы к методической деятельности. В методике помимо отражения хорошей практики преподавания в школе должен заключаться ответ на вопрос: для кого работает педагог? В постановке цели - огромная проблема: надо сначала разобраться с миссией той или иной школы, а потом, исходя из ее предназначения, помочь людям определиться в направлении методической работы. Сегодня у каждой школы в ее собственном социуме - абсолютно конкретная миссия. Все мы, конечно же, призваны сеять разумное, доброе, вечное, но вопрос – в какую почву? Чтобы «разумное, доброе, вечное» произросло, надо очень серьезно исследовать почву, а именно – понять, в каком окружении работает школа, чего ждет от нее социум и как она соответствует этим ожиданиям.
Поделиться: