Как показывает практика, успехи учеников музыкальных школ далеко не всегда определяются прямой зависимостью от того, к какой категории по контингенту и по степени удаленности от музыкальных столиц или центров они относятся. Этот факт удалось установить благодаря конкурсу видеозаписей, проведенному Ассоциацией музыкантов-педагогов г. Магнитогорска совместно с городской ДШИ № 6. Но – обо всем по порядку.
Ассоциация музыкантов-педагогов – это автономная самодеятельная организация, возникшая на базе Детской школы искусств № 6 города Магнитогорска в 2004 году. Ее девиз-эмблема «Одаренные дети – наше будущее». За год до этого школу возглавила выпускница Магнитогорской консерватории Светлана Викторовна Дылькова, имевшая 20-летний опыт педагогической деятельности и опыт работы руководителем музыкальной школы города Карталы. Призывы Магнитогорской консерватории – поднять уровень выпускников самой молодой школы искусств для ориентации в музыкальные профессии, были услышаны. И я принял участие в формировании новых творческих установок ДШИ в качестве куратора-консультанта фортепианного отделения и творческих программ.
Родилась идея выявить и объединить актив учащихся, чтобы дать им возможность (помимо официальных контрольных отчетов на академических концертах, зачетах и экзаменах) показывать исполнительские достижения на неофициальных творческих встречах, получивших название «открытых академических концертов». Было установлено, что педагог по своему усмотрению определяет участников таких мероприятий и их программу.
Затем последовало обращение к педагогам других музыкальных школ с предложением присоединиться к этим выступлениям. И в результате в открытых концертах каждое полугодие стали играть не только ученики всех городских музыкальных школ, но и многих сельских школ Челябинской области, а позже и Башкортостана.
Желание выйти за рамки индивидуального урока в четырех стенах классной комнаты породило и другое направление деятельности ассоциации. Знакомство с практикой Летних музыкальных академий, проводимых профессором УГК им. М.П. Мусоргского А.И. Букреевым, подсказало организацию мастер-классов, фестивалей и конкурсов с привлечением ведущих специалистов из Екатеринбурга, Казани, Челябинска, Уфы, Ростова-на-Дону и, конечно же, из Магнитогорской консерватории. Именно она дала руководителей секций ассоциации по всем специальностям, которыми стали: профессор Ю.Г. Писаренко (фортепиано), профессора Буй Конч Тхань, В.С. Чехвадзе и доцент С.А. Огарев (оркестрово-струнные инструменты), профессор Т.Г. Якименко (духовые инструменты), профессор Н.Н. Глушкова (вокал), профессора Е.Д. Мишкин и С.Г. Расторгуева (народные инструменты).
Так ДШИ № 6 предугадала новую установку в системе ДМШ-ДШИ на предпрофессиональную подготовку учащихся, полученную в 2012 году: сейчас в каждом специальном классе есть ученики, занимающиеся по предпрофессиональной ориентации.
Столь активная творческая активность учащихся и их педагогов не могла не сказаться на уровне учебной деятельности. Обладателями высших наград в области (Челябинск), в России (Санкт-Петербург, Геленджик), в мире (Зальцбург, Барселона, Нью-Йорк, Китай) стали ученики школы.
Естественно, возникает вопрос – за чей счет проводятся мастер-классы и другие мероприятия? Изыскивание средств осуществляется разными путями и без материальной поддержки со стороны городской администрации или консерватории. Определяющими стали взносы участников мероприятий, сборы от концертов приезжающих мастеров, спонсорская помощь. Существуют и взносы членов ассоциации. Мечта руководства ассоциации – привлечь к взаимодействию ее коллективных членов – музыкальные школы города, педагоги которых участвуют в нашей работе, – пока остается неосуществленной. На таком фоне довольно неожиданно возникла новая идея – проведение международных конкурсов по видеозаписям. Минусы очевидны: качество записей, условия просмотра, полная закрытость работы жюри. Однако положительные стороны с лихвой их компенсируют.
Чтобы понять важность культурного мероприятия, нужно, прежде всего, увидеть его изнутри. Начнем с того, что в конкурсе было 1100 номинантов. А если учесть хоровые, оркестровые коллективы и ансамбли, число участников вырастет значительно (коллективов было 100). Названная цифра свидетельствует о необходимости для широкого круга музыкантов и учебных заведений такого рода конкурсов – контактов-самопроверок.
Впечатляет и география конкурса. В нем участвовали музыканты Кольского полуострова, Европейского Севера, Поволжья, Причерноземья, Урала, Западной Сибири, Прибайкалья, Приамурья, Дальнего Востока, Якутии, Камчатки, а также Белоруссии и Казахстана.
Особая проблема данного смотра – его представительство. Конечно, украшением конкурса стали выступления студентов и преподавателей из музыкальных вузов Москвы, Петербурга, Новосибирска, Казани, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Челябинска, Магнитогорска, Владивостока, Екатеринбурга. Не менее впечатлило большое количество конкурсантов из таких удаленных населенных пунктов, как Уренгой, Ноябрьск, Сургут, чьи выступления соответствовали хорошему уровню учебной работы, а многие были на уровне лучших номеров. В Приамурье очень запомнился участник из города Облучье, а в Прибайкалье – из Минусинска.
Важной оказалась поддержка авторитета детей и их педагогов, принявших участие в международном конкурсе. Все они могли предъявить дипломы конкурса при заявках на стипендии и гранты, а педагоги – при аттестации и других формах учета внеурочной творческой деятельности. Конкурс поддержал широкий круг успешных и даже выдающихся педагогических практик.
Этот успех вдохновил организаторов конкурса «Музыкальный вернисаж: Магнитогорск – Зальцбург» на продолжение начатого дела. В этом году Ассоциация музыкантов-педагогов Магнитогорска и ДШИ № 6 не только повторили «Музыкальный вернисаж», но организовали еще более представительный конкурс «Баховская весна», приуроченный к 300-летию со дня рождения Карла Филиппа Эммануэля Баха. По видеозаписям прошел первый, отборочный тур, а второй состоялся в скромном зале ДШИ № 6 на 80 слушателей. Тем не менее, значимость события определялась не только числом участников (по видеозаписям их было 130, а в живом звучании 98). Председательствовал И.Г. Соколов, доцент Московской консерватории. Среди других членов жюри – профессор Уральской консерватории А.И. Букреев, профессор Уфимского института искусств Ф.М. Губайдуллин, руководитель австрийской национальной программы «Шлосс-концерт» Л. Лесковец, профессор Челябинского института искусств Г.С. Зайцева, проректор Магнитогорской консерватории Н.И. Лазарева, доцент М.С. Теплых, а также профессора Магнитогорской консерватории Н.Н. Горошко, Ф.Ф. Хазеев, Ю.К. Коновальчик и руководители секций ассоциации.
В конкурсе участвовали солисты Магнитогорской государственной академической хоровой капеллы им. С.Г. Эйдинова, студенты Магнитогорской консерватории и Уфимского института искусств им. З. Исмагилова, студенты и учащиеся из Екатеринбурга, Челябинска, Миасса, Орска, Бред, Копейска, Фершампендаза, Варны (Челябинской обл.), Баймаки, Федоровки, Бижбуляка (Башкортостан) и даже из сибирского Лангепаса.
Фестивальная неделя началась с теоретической конференции, в которой приняли участие ученики музыкальных школ из Челябинской области, Башкортостана, Орска в номинациях «Музыковед», «Художник», «Журналист», «Литератор». И вот первое сильное впечатление: Виктор Шейбак из Орска выступил с исследованием о влиянии музыки на живые существа, представив научное сообщение о проведенном эксперименте. Столь же яркий след в памяти оставил Виктор и сольным выступлением. Он и студентка Магнитогорской консерватории Айгуль Мухарямова стали Гран-призерами конкурса.
Финальным сюрпризом стали лекция-беседа и сольный концерт Ивана Глебовича Соколова из Московской консерватории, посвященные музыкальной семантике. А торжественным завершением – отчетный концерт ДШИ № 6 в честь 35-летия.
То, что сегодня музыканты, объединившись в самодеятельную коалицию, могут безо всякой административной и материальной поддержки реализовывать профессиональные программы, означает, что их можно создавать на базе любой провинциальной школы. Правда, во главе такой школы должен стоять самоотверженный патриот своего дела со своей командой, а их усилия – подкрепляться профессиональной поддержкой.
Главной проблемой развития музыкального образования видится утверждение его просветительской и патриотической направленности. И хотя подавляющая часть учащихся ДМШ-ДШИ не станет профессионалами-музыкантами, успехи академического искусства определяются профессиональным качеством их учебы, мастерством педагогов и выявлением в учебном процессе профессионально ориентированных учащихся. Ассоциация музыкантов-педагогов и коллектив педагогов-активистов ДШИ № 6 г. Магнитогорска стремятся решать эти задачи.
Поделиться: