АРХИВ
01.10.2012
ГЕННАДИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ: ВОЗВРАЩЕНИЕ

Два имени определяют новый сезон Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского: Борис Покровский и Геннадий Рождественский.

В год 100-летия со дня рождения Бориса Покровского у театра появился новый музыкальный руководитель – Геннадий Рождественский. Точнее сказать, маэстро Рождественский вернулся в родные пенаты. Как сказал главный режиссер театра Михаил Кисляров, «когда более 30 лет тому назад я пришел в театр, Геннадий Николаевич уже не был у нас музыкальным руководителем, и все эти годы все члены нашего коллектива мечтали о его возвращении. Как ни странно, мечта сбылась».

«Абсолютно правомерным» назвала назначение Геннадия Рождественского вдова Б.А. Покровского - профессор Московской консерватории И.И. Масленникова, продолжающая сотрудничать с Камерным театром. На сборе трупы перед началом сезона Ирина Ивановна напомнила его историю - события 40-летней давности, не всем известные:

«…Тогда на сцене остро не хватало современных спектаклей. Оперы были, их писали - Министерство культуры СССР очень поддерживало Союз композиторов, в том числе и деньгами, делая заказы, - но написанные сочинения лежали невостребованными. Театры практически не брали новые оперы. И вот Тихон Николаевич Хренников и Дмитрий Дмитриевич Шостакович стали хлопотать о создании театра, который взялся бы ставить современные оперы, и всячески подталкивали Бориса Александровича к тому, чтобы именно он собрал новый оперный коллектив. Сотворить такое мог, конечно, только выдающийся человек. Это было невероятно трудно. И Покровский - к тому времени один из столпов Большого театра - с удовольствием взялся за дело. Театр был создан. Только помещения у него не было. Начинали репетировать в каком-то буфете, играли на чужой сцене - первой поставили «Не только любовь» Родиона Щедрина, - пока у нас не появился свой дом (точнее - подвал в жилом доме у метро «Сокол». - Н.В.).

Сегодня наш театр стал известным в мире. Здесь действительно было сыграно немало замечательных спектаклей. И хотя театр назвали Камерным, он, конечно, совершенно не камерный. Это полноценный оперный театр. И чем дальше, тем больше он это доказывает. Сегодня в его репертуаре - оперы Чайковского, Мусоргского («Сорочинская ярмарка», например), серьезные, даже масштабные спектакли. Так что абсолютно естественно, что музыкальным руководителем театра становится крупный дирижер.

В прошлом сезоне Геннадий Николаевич возобновил у нас «Похождения повесы» Стравинского и «Идоменея» Моцарта в редакции Р.Штрауса - труднейшие спектакли. В этом году - немало новых произведений. Хотелось бы в дополнение к этому вернуть на сцену кое-что из старых постановок Бориса Александровича. Там есть что показывать. Покровский поставил на нашей сцене 40 спектаклей только советских композиторов! И говорить, что «несмотрибельно», как считают некоторые, нельзя. Нет, «смотрибельно». И некоторые из постановки, такие как «Нос», идут до сих пор».

Официальное представление Г.Н. Рождественского в статусе музыкального руководителя Камерного музыкального театра состоялось 2 сентября в Большом зале Московской консерватории на вечере-посвящении Борису Покровскому. Это было одно из центральных событий Года Покровского, который Камерный музыкальный театр проводит в честь своего основателя, взяв за точку отсчета день его рождения (с 23 января 2012 года по 23 января 2013 года). «Ответное слово» Геннадий Рождественский целиком посвятил своему выдающемуся коллеге как бесспорно крупнейшему русскому оперному режиссеру 20 века:

«По сравнению с тем, что я хотел бы и мог сказать о Б.А. Покровском, то, что я сейчас скажу, это капля в море, и даже не капля, а капелька. Мне посчастливилось работать вместе с ним над большим количеством спектаклей. Причем, в данном случае слово «работать» надо воспринимать с большой осторожностью. Правильнее было бы сказать – наслаждаться созиданием.

У Б.А. Покровского были уникальные способности видения будущего спектакля сквозь магическую призму партитуры – источника, рождавшего в его воображении очень важные компоненты: мизансцены, сценическое оформление, общие очертания формы и темпо-ритм действия. Все эти слагаемые Борис Александрович извлекал из партитуры. Подчеркиваю: из партитуры, а не из клавира оперы, представляющего собой черно-белый эскиз произведения по отношению к многокрасочной партитуре, которую Покровский, в отличие от подавляющего количества оперных режиссеров, умел читать. Он умел слышать партитуру, видел смысл, глядя в нее. Я неоднократно был свидетелем этого процесса. Короче говоря, он знал, когда надо переворачивать страницы. Это очень важно. Очень сильное впечатление на меня произвело знакомство с его экземпляром партитуры «Пиковой дамы», испещренной его заметками по поводу якобы скрытой тембровой драматургии. В частности - распределения по тембрам: скажем, отождествление тембра басового кларнета с мистическим образом графини. Уйму интересного и полезного может почерпнуть из этих комментариев любой дирижер, видящий свою задачу вовсе не в эффектном размахивании руками и сотрясании воздуха.

Еще один фирменный знак Покровского – это способность к масштабному стилевому охвату. Опера «Ростовское действо», например, автором музыки которой является митрополит Дмитрий Ростовский, это праматерь русской оперы. Она появилась на свет божий где-то в начале 18 века. От «Ростовского действа» до оперы «Жизнь с идиотом» Альфреда Шнитке, написанной в 1992 году, триста с лишним лет! Вот что такое Покровский. При этом показательно, что Борис Александрович не счел нужным и возможным модернизировать произведение митрополита Дмитрия Ростовского. Он избежал этого соблазна и не ввел в спектакль оркестрового сопровождения, по примеру в большинстве своем искусственных экспериментов сегодняшних режиссеров, осовременивающих, скажем, партитуры Клаудио Монтеверди. В «Ростовском действе» только поют. В трактовке Покровского оно предстало перед нами открытием памятника русского хорового пения с подлинной глубиной постижения мироздания.

У меня сохранился маленький буклетик с премьеры оперы Шостаковича «Катерина Измайлова» в 1980-м году. В нем помещена статья Б.А. Покровского, впоследствии не вошедшая ни в одну из его книг. Практически эта статья недоступна. У кого, действительно, сохранился буклет, напечатанный 32 года назад крайне незначительным тиражом? Что же мы читаем в этой замечательной статье Покровского?

«…В драматургии Шостаковича много откровенного о жизни. Может быть, не все так просто. Но все – правда. Естественно, что каждый театр сегодня раскрывает ее по своему разумению, по своему сегодняшнему пониманию жизни, истории и возможности театра. Но, как полагается великому произведению, «Катерина Измайлова» в каждое время поворачивается к нам разными гранями. Сегодня мы видим то, чего не видели вчера. Подойдем же к этому произведению без предубеждения и постараемся начать с нуля».

Вот он так и делал! Начинал с нуля и достигал высот, определяющих эталон в искусстве.

Еще один штрих - о кульминации у Покровского. В опере Шостаковича «Нос» для меня кульминация - в самом-самом конце, в прозаическом гоголевском резюме: так ставил партитуру Покровский. У Шостаковича этого резюме нет. А Борис Александрович нутром почувствовал необходимость слова, подводящего итог, - к чему нас ведет эта достаточно сложная опера. Я помню, что Д.Д. Шостакович был чрезвычайно этим доволен и все время говорил: «Как мне это самому не пришло в голову? Это замечательнейшая мысль! Конечно, тут должно быть только так». Резюме мастерски произносила Торговка бубликами: эту, казалось бы, маленькую, но очень значительную роль исполняла замечательная певица и актриса Людмила Соколенко. Она говорила следующее: «Но самое странное, как авторы могут брать подобные сюжеты», - и показывала пальцем на Шостаковича, который всегда был в зале, не пропустил ни одного спектакля!..

Сегодняшний уровень режиссуры на мировых оперных сценах оставляет желать много лучшего. Страшным инфекционным заболеванием является, с моей точки зрения, назойливое и надоедливое стремление переносить действие классических опер Моцарта, Верди и в особенности Вагнера в нашу современную эпоху. Дело в том, что цель этих переносов одна: эпатаж. Эпатаж дурного вкуса. Изысканнейший будуар героини 17-18 века заменяется на бензоколонку, стильные костюмы - на грязные рваные джинсы, любовные коллизии переносятся в сферу, как бы это получше сказать, «псевдофрейдистских нестандартных ориентаций». Недавно я прочитал рецензию на только что поставленную на Зальцбургском фестивале «Волшебную флейту» Моцарта. Ничтоже сумняшеся, постановщик превращает жреца Зорастро в… директора некоего современного лицея, где практикуются телесные наказания учащихся, демонстрируемые на сцене во всей своей красе. Действие, таким образом, переносится на 3-4 столетия вперед по отношению к оригинальному тексту.

Но мы, к счастью, знаем отношение Бориса Александровича к подобного рода «брутальным» режиссерам. В вышедшей в 2001 году книге «Раньше и теперь» он говорит, что такое сегодняшнее новаторство. Это «невежество, помноженное на спекуляцию». По-моему, замечательно! Нынешний новатор ничего не знает, ничего не умеет и ничего не понимает. Он новаторствует ради сенсации и скандала. То, что делают сейчас с классикой, преступление против искусства!

Б.А. Покровский за свою жизнь поставил 143 оперы! И я очень остро чувствую сейчас, что фигура Б.А. Покровского, по мере ее отдаления от нас во времени, неуклонно растет и уже сейчас достигла гигантских размеров. Вместе с этим ростом и наша оценка роли Бориса Александровича Покровского в истории российского оперного театра поднимается к очень высокой точке отсчета».

* * *

41-й сезон Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского пройдет в основном под знаком современной оперы. Первая премьера - 1 октября: «Холстомер» В.Кобекина - уже шестая опера екатеринбургского композитора, поставленная на этой московской сцене. Вторая премьера - 15 декабря: опера А.Чайковского «Альтист Данилов». Между премьерами в рамках фестиваля «Московская осень» в течение месяца будут показаны все оперы современных отечественных композиторов, идущие в Камерном музыкальном театре. Их авторы - В.Кобекин, Н.Сидельников, Т.Камышева, Ю.Буцко, Г.Фрид, В.Рубин и В.Дашкевич.

В январе театр закроет Год Покровского. В течение месяца публика сможет увидеть лучшие спектакли Бориса Александровича и повтор «Диалогов с Покровским» - гала-представления, которое труппа делала к открытию года с участием С.Юрского.

Весной новые впечатления дополнит постановка детской оперы «Пиноккио» современного итальянского композитора Пьеранджело Вальтинони. А завершит сезон премьера комической оперы Вебера в редакции Малера «Три Пинто», которую в Камерный музыкальный театр принес его новый музыкальный руководитель. Геннадий Рождественский и проведет спектакль.

Фото И.Мурзина

Поделиться:

Наверх