Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.08.2009
Обертоновое пение

Вот уже пятый год мы с Ольгой Анисимовой проводим в Санкт-Петербурге занятия по обертоновому пению. Для участия в них не обязательно иметь музыкальное образование. Но если среди участников обнаруживаются музыканты, обертоны раскрывают перед ними неожиданные аспекты звука, а семинар превращается в урок гармонии.

Как известно, слово «обертон» означает «над-звук». Способ обертонового пения – это возможность петь сразу два звука: тон и один из обертонов. Над тянущимся тоном можно услышать «легкую флейту», гораздо более тихую, чем тон. Или кажется, будто кто-то заиграл на арфе. Или запел высоко. Качество тембра связано с тем, какие обертоны в спектре звука выделяются.

Можно проследить 16 обертонов, вмещающихся в диапазон нашего слуха. «Обертоновая лестница» на этом не заканчивается, устремляясь в область еще более высоких частот. Интервалы, проявленные в переходах от обертона к обертону, принадлежат к шкале нетемперированного строя. Поэтому занятия обертоновым пением настраивают слух на пение в «чистом строе». Для музыкантов в понимании обертоновой интервалики обнаруживается еще один фактор: степень консонантности. При совмещении двух обертоновых лестниц, выстроенных от двух разных тонов, составляющих интервал, некоторые гармоники совпадают. Доля совпадающих гармоник определяет созвучность тонов в интервале.

Обертоновое пение пришло к нам, прежде всего, из древних восточных традиций. Из способов горлового пения, распространенных на Тибете, в Монголии, в российской Туве в 1970 годы выделились наиболее доступные варианты пения обертонов. Это стало называться новоевропейским стилем обертонового пения. В Европе и Америке стали возникать особые «гармонические» хоры, для которых начали писать композиторы-авангардисты, в том числе знаменитый немецкий новатор Карлхайнц Штокхаузен.

Чем дольше мы занимаемся обертоновым пением, тем в больших вокальных традициях обнаруживаем обертоновую основу. Это и народные песни - протяжные, с длящимися гласными, и знаменные распевы, где над длящимся исоном поется ладовая мелодия, и григорианские песнопения - монодии в акустике готического храма, порождающей эффект гармонических переливов. Нам умение обращаться с обертонами досталось от английского музыканта Роберта Нортона, который проводил семинары в Москве. Затем мы пригласили его в Санкт-Петербург - «обертоновое движение» началось и в нашем городе.

Навык обертонового пения и слушания расширяет аудиальное пространство, оно - прикосновение к гармонии, к «музыке сфер» и «прививка» полифонического звучания. Те, кто научился слушать «радугу звуков», начинают различать обертоны в весенней капели, в скрежете трамвая - в любых акустических явлениях. На семинаре по обертоновому пению мы переживаем гармонию как конкретное вибрационное ощущение. Мы восстанавливаем внутренний резонанс. В финале обертоны получаются у всех участников. А совершенствовать звучание и применять в музыке можно и в дальнейшем. Это процесс творческий, долгий.

Наши семинары проходят в разных городах. Сегодня обертоны поют в Москве, Казани, Минске, Гродно, Архангельске, Краснодаре, Новороссийске. В Санкт-Петербурге мы создаем свой «гармонический» хор. Он называется Обертония.

Поделиться:

Наверх