18-20 ноября в Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова прошел Международный фестиваль камерных ансамблей, который явился ярким событием в музыкальной жизни России. Впервые в рамках фестиваля работали Курсы высшего ансамблевого мастерства и состоялся саммит Европейской ассоциации преподавателей камерной музыки (ECMTA).
С 1990 г. Ассоциация камерной музыки Международного союза музыкальных деятелей проводит Курсы высшего ансамблевого мастерства. Организатором и руководителем курсов в течение 15 лет была президент ассоциации, заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории Т.А. Гайдамович – ученый, просветитель, выдающийся педагог, воспитавший десятки ансамблей –победителей международных конкурсов, руководитель творческих школ и конкурсов.
С именем Т.А. Гайдамович связана новая эпоха в развитии камерной ансамблевой педагогики в нашей стране. Курсы ансамблевого мастерства, проходившие в Донецке, Нижнем Новгороде, неоднократно в Казани, знакомили педагогов и студенческую молодежь разных уровней с уникальным педагогическим и исполнительским опытом ведущих профессоров России, с лучшими образцами современного исполнительства в жанре камерного ансамбля. В этом году фестиваль объединил Курсы высшего ансамблевого мастерства и саммит Европейской ассоциации преподавателей камерной музыки (ECMTA).
Организация эта основана в 2007 г. в Финляндии с целью повышения уровня преподавания камерной музыки как высшей составляющей процесса обучения молодых музыкантов. Коллеги из европейских стран на своих ежегодных встречах обмениваются информацией, что служит укреплению и развитию творческих контактов. Встречи проходят в разных странах Европы. Это дает возможность познакомиться с различными национальными школами камерного музицирования, составить представление о профессиональном музыкальном образовании разных стран.
В России такая встреча членов ECMTA проводилась впервые. Это были незабываемые три дня. Открывая работу курсов, народный артист России, кандидат искусствоведения, профессор, проректор по учебно-методическому объединению и артистической деятельности Московской консерватории, президент Ассоциации камерной музыки А.З. Бондурянский представил участникам курсов ведущих профессоров ансамблевого искусства, приехавших в Казань для проведения мастер-классов. Это профессор РАМ им. Гнесиных И.М. Анастасьева, заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств России, член президиума Ассоциации камерной музыки, профессор РАМ им. Гнесиных Г.А. Федоренко, профессор Санкт-Петербургской консерватории, кандидат искусствоведения А.А. Жохова, лауреат международных конкурсов, член ECMTA М.В. Пурыжинский (МГК им. П.И. Чайковского), а также председатель ECMTA, заведующий кафедрой струнных инструментов в Школе музыки и театрального искусства Гилдхолл в Лондоне, профессор Эван Ройтштейн.
Два дня форума были посвящены мастер-классам – ансамбли студентов и учащихся из 11 вузов и 12 средних специальных учебных заведений могли заниматься у отечественных мастеров и у прибывших на форум членов ЕСМТА: Михаэля Тсалки, профессора Lilla Akademien в Стокгольме; Фредерика Воорна пианиста, дирижера, композитора из Амстердама; Кшиштофа Сперского – профессора, заведующего кафедрой струнных инструментов в Музыкальной академии им. С.Монюшко (Польша) и его коллеги Анны Прабуцка-Фирлей – заведующей кафедрой камерной музыки той же академии; Роберто Галетто – профессора камерной музыки консерватории «Santa Cecilia» в Риме; Франческо Дуранте – профессора фортепиано в Музыкальном лицее Дж. Россини в Пезаро.
Открытие форума ознаменовалось блестящим концертом в Государственном большом концертном зале им. С.Сайдашева, где прозвучали Соната для виолончели и фортепиано № 3 Л.Бетховена (заслуженный артист Республики Татарстан Андрей Каминский и голландский пианист Фредерик Воорн), Соната для скрипки и фортепиано Д. Шостаковича, соч. 134 (народный артист РФ, профессор, ректор Санкт-Петербургской консерватории Михаил Гантварг и народный артист РФ, профессор, проректор Московской консерватории Александр Бондурянский) и Сюита для органа и камерного оркестра О.Респиги (народный артист РФ, профессор, ректор Казанской консерватории Рубин Абдуллин и студенческий камерный оркестр п/у В.Афанасьева).
Участники форума смогли также услышать блистательный фортепианный дуэт Ирины Силивановой и Максима Пурыжинского в концерте «Вокруг Дебюсси» (19 ноября дуэт выступил в Малом зале консерватории).
Чрезвычайный интерес вызвало собрание членов ECMTA, где с сообщениями и показом оригинальных видеозаписей выступали зарубежные гости. Запомнился, например, квинтет итальянского композитора Александра Лонго, о котором рассказал Р.Галетто. О роли искусства в жизни общества, о новых формах обучения музыке, развивающихся в Европе, об интенсификации процесса обучения говорил Эван Ройтштейн: «Если не способствовать распространению музыки, она может исчезнуть из социального сознания». Эта мысль емко отразила настроения и искания наших европейских коллег. Созвучные идеи и мысли высказывались участниками состоявшейся 20 ноября конференции, которая была посвящена проблемам ансамблевого исполнительства и педагогики.
Завершили музыкальный форум концерт студенческих ансамблей Казанской консерватории, продемонстрировавший высочайший уровень преподавания, и гала-концерт участников фестиваля.
Много благодарных слов звучало в эти дни в адрес хозяев фестиваля – проректора по концертной работе КГК им. Н.Г. Жиганова Елены Ливадиевны Хакимовой, заведующей кафедрой камерного ансамбля Динары Шамилевны Галеевой, создавших высокопрофессиональную и одновременно теплую атмосферу праздника.
На протяжении фестиваля во всем чувствовалась рука его мудрого руководства: в прекрасно изданных афишах и буклетах, четкой организации всех событий, в расписании классов для репетиций, в работе переводчиков и ведущих концертов. Можно было увидеть, что вуз работает как отлаженный механизм, где каждый на своем месте отменно выполняет свои обязанности, недаром Казанская консерватория сохраняет славу одного из ведущих музыкальных вузов страны. Здесь все дышит почтительным уважением к мастерам, учителям. Здесь сохраняются традиции, ведь музыкальная педагогика по своей сути консервативна, и именно трепетное, уважительное отношение к основам и корням питает ее и дает плодотворные результаты. О долгой памяти, о сохранении великих музыкальных традиций, о ценности ансамблевого музицирования великолепно говорил мэтр камерного искусства А.З. Бондурянский. Запомнились его слова, что искусство камерного ансамбля с его стремлением к согласию, единству и гармонии является моделью человеческого общения. В унисон этому звучит высказывание Эвана Ройтштейна: «Красота человеческого духа, заключенная в камерной музыке, должна распространяться».
Поделиться: