Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.11.2009
МУЗЫКА В ВООБРАЖЕНИИ

«Музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств». Это определение принадлежит Бетховену, но дает понимание не только композиторского, но и исполнительского творчества. Ни для кого не секрет, что яркое воспроизведение музыкальных произведений требует, помимо техники, особого внутреннего настроя. А он, как минимум, зависит от развитости образного мышления, психологического и душевного состояния музыканта.

Раскрыть некоторые нюансы этой невидимой, но прочной связи решили специалисты Научно-методического центра культуры и искусств Московской области, организовав научно-практическую конференцию с соответствующим названием: «Музыка в представлениях и воображении. Психология музыкальной деятельности». Конференция прошла в ДШИ г. Долгопрудного. Руководитель центра Н.Ю. Максимова пригласила для встречи с педагогами ДМШ и ДШИ людей, имеющих огромный практический и теоретический опыт работы в этой сфере. Достаточно назвать доктора педагогических наук, профессора Московской консерватории М.С. Старчеус. Темой ее сообщения стало «Развитие воображения в музыкальном обучении, «за» и «против».

Исходя из собственных наблюдений и обобщая опыт практических психологов, Марина Сергеевна рассказала об особенностях детского воображения и способах его развития при обучении музыке. Один из приемов – рисование под музыкальное сопровождение. Выбор композиции и цветового решения, который делает ребенок в соответствии со своим эмоциональным восприятием музыки, затем обсуждается. Другие способы совершенствования воображения предлагают развитие импровизационных способностей детей, стимулирование их образного мышления и, конечно, побуждение учеников к выразительному исполнению музыкальных пьес.

В центре доклада доцента РАМ им. Гнесиных музыковеда В.М. Келле была детская музыка Бориса Чайковского. Валида Махмудовна – директор фонда сохранения наследия композитора – говорила о необходимости двигаться по пути обогащения репертуара учащихся и выступила в роли активного популяризатора творчества Б.Чайковского. Свой доклад она сопровождала фрагментами из его произведений.

Участником конференции был также профессор кафедры фортепиано РАМ им. Гнесиных, кандидат педагогических наук А.И. Исенко. Тема его доклада - «Психология творчества. Моделирование творческого процесса как метод музыкального обучения». Алексей Иванович имеет более чем 40-летний опыт работы, в том числе за рубежом. Он является автором методики, которая базируется на «Фортепианной азбуке» Е.Ф. Гнесиной и методе обучения пианистов-профессионалов по Ф.Бузони. Результаты программы обучения «по Исенко» достаточно красноречивы. Многие из учеников, прошедших ее, стали студентами и аспирантами Московской консерватории, РАМ им. Гнесиных, Московского педагогического института им. М.Шолохова. Методика получила большой общественный резонанс: в 90-е годы американская студия «Астра» сняла фильм «Семь чудес света», и один из его сюжетов был посвящен Исенко. На конференции в Долгопрудном каждый желающий мог приобрести «Школу игры на фортепиано» А.И. Исенко с автографом ее создателя.

Особый интерес у аудитории вызвало выступление Л.М. Никитиной - преподавателя 2-го Московского областного музыкального училища им. С.С. Прокофьева (г. Пушкино). Методист областного научно-методического центра Ламара Михайловна, кстати, была главным инициатором конференции «Музыка в представлениях и воображении». Педагоги хорошо знают ее как активного пропагандиста ритмики, ратующего за включение этого предмета в программу обучения ДШИ. По мнению Л.М. Никитиной, «ритмика - это урок радости, света, общения, развития координации движения, урок слушания музыки и живой ее импровизации», ритмика может с успехом выполнять функции музыкальной терапии. Л.М. Никитина подготовила доклад «Движение и слуховое представление. Осознание через движение». Он стал своего рода показательным уроком и даже мастер-классом. Занятие, разработанное по авторской методике, включающее элементы сценического движения, танцев и пластики, педагогу помогли провести студенты музыкального училища. Так было продемонстрировано воссоединение теории и практики. Ламара Михайловна в очередной раз и как всегда убедительно показала коллегам, как можно в музыкальном контексте с помощью жестов, естественных движений помочь ученикам психологически раскрыться, раскрепоститься, включить индивидуальную фантазию. Опыт подтверждает, что все это делает урок эмоционально насыщенным, психологически осмысленным и следовательно - более продуктивным. У Л.М. Никитиной уже много последователей. С каждым годом растет количество заявок от педагогов музыкальных школ Подмосковья, желающих освоить ритмику как предмет на курсах повышения квалификации. Теперь областной научно-методический центр включил в учебный план и эту специализацию.

Прошедшая научно-практическая конференция была призвана помочь педагогам ДШИ и ДМШ в повседневной работе по раскрытию творческого потенциала учеников - развитию их возможностей, их воображения. Если дети понимают и чувствуют исполняемые произведения, они поднимаются на все новые ступени в своем интеллектуальном и эмоциональном росте.

Поделиться:

Наверх