Существуют ли проблемы в работе с подростками? Кто-то из педагогов отмахнется, скажет, что нет, а кто-то накопил ряд вопросов, с которыми ему нужно разобраться. 10 - 12 декабря в Детской музыкально-хоровой школе г. Петрозаводска прошел республиканский научно-практический семинар для преподавателей и учителей «Музыкальное образование как способ самовыражения и социализации современного подростка». Здесь можно было поделиться опытом, услышать мнение специалистов и высказаться самому.
Участниками семинара стали преподаватели и директора музыкальных школ из семи городов Республики Карелия: Суоярви, Медвежьегорска, Пряжи, Беломорска, Олонца, Лахденпохьи, Кондопоги, а также преподаватели музыкальных школ Петрозаводска. В течение трех дней семинара с ними работали специалисты Центра психолого-медико-социального сопровождения, которые проводили тренинги, направленные на решение проблем, возникающих при общении с подростками. Исследования в области социализации молодежи представили И.А.Милюкова – кандидат философских наук, заведующая кафедрой социологии факультета политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета и Селина А.П. – преподаватель кафедры.
В процессе подготовки к семинару Детская музыкально-хоровая школа организовала опросы среди подростков и преподавателей. У ребят спрашивали о том, каким качествами должен обладать педагог, а у преподавателей – в чем они видят трудности работы с подростками. В опросе приняли участие ученики ДМХШ и ДШИ и их преподаватели, а также учащиеся 8-9 классов восьми общеобразовательных школ Петрозаводска. Кстати, по мнению подавляющего большинства подростков, хороший преподаватель должен быть терпеливым, понимающим и с чувством юмора. Ученикам общеобразовательных школ адресовались специальные вопросы: «хотел бы ты заниматься музыкой?», если да, то «почему не занимаешься?». Судя по ответам, многие ребята хотели бы петь на сцене, освоить музыкальный инструмент, играть в поп-группе, но, как ни странно, по их мнению, музыкальная школа не может всему этому научить. Они, скорее, пойдут в кружок или будут брать частные уроки. Кроме того, часто желание не совпадает с возможностями: ребятам не хватает времени из-за школьной нагрузки, некоторые уже занимаются в спортивных секциях, иногда в виде ответа лаконично значится: «ЕГЭ».
В рамках семинара прошел концерт-презентация отделения эстетического образования ДМХШ «Ветер перемен». Его участниками стали как нынешние учащиеся, так и гордость школы – ее выпускники. Роман Коломенский, выпускник трехгодичной программы «МР3», ныне студент Петрозаводского музыкального колледжа им. К.Э. Раутио, сыграл ноктюрн Шопена так, что даже самые буйные зрители притихли, ловили каждый звук. Смелым выступлением порадовал эстрадный ансамбль учащихся отделения для подростков «МР3».
Многие гости отметили, что семинар, несмотря на свою научность, очень эмоциональный, позитивный и дружеский. За три дня мы успели все: послушать доклады, обсудить проблемы музыкального образования подростков, расслабиться и поиграть на тренингах, насладиться фотовыставкой Кирилла Огнева «Лица карельской музыки» и даже поводить хороводы под карело-финские мотивы группы «Sattuma».
По окончании семинара его участники делились впечатлениями. «Проблемы, которые здесь затрагивались, возникают и у нас в Суоярви, – говорит Л.А. Панкевич, заместитель директора по учебной работе ДШИ, - поэтому интересно было узнать, что нового разработали преподаватели Детской музыкально-хоровой школы. Очень понравилась идея создания клуба авторской песни, хотелось бы реализовать ее у нас. Занятия в компьютерном классе тоже заинтересовали бы наших подростков, но возникает проблема кадров, специалистов этой области у нас нет».
Итак, существуют ли проблемы в музыкальном образовании подростков? Да. Это и инерция мышления преподавательского состава, и несоответствие образовательных программ потребностям подростков, и недостаточная материальная база для обеспечения условий обучения, и отсутствие баланса между официальной программной установкой на обучение и потребностями подростка. Однако организаторы и участники семинара уверены, что такие встречи способны изменить существующее положение, принести реальную пользу преподавателям.
Поделиться: