Top.Mail.Ru
АРХИВ
27.08.2014
Наталия ЧАБОВСКАЯ: «МЫ НАХОДИМСЯ В АВАНГАРДЕ»
В прошлом году Томский музыкальный колледж им. Э.В. Денисова отметил достойный юбилей – 120 лет. Но и этот год для колледжа – юбилейный: 15 лет назад учебному заведению было присвоено имя его самого знаменитого выпускника – композитора Эдисона Денисова, 85 лет со дня рождения которого исполнилось также в этом году. О том, как отразилось имя композитора на жизни колледжа, о достижениях и планах на будущее старейшего музыкального учебного заведения среднего звена в Сибири «Играем с начала» рассказала директор колледжа, кандидат искусствоведения Н. Чабовская.

– Наталия Игоревна, по чьей инициативе колледж стал носить имя Денисова? Насколько это было значимо для учебного заведения и для вас лично?

– Тогда все произошло несколько неожиданно – в 1999 году к нам приехала профессор Московской консерватории Валентина Николаевна Холопова и спросила: «А почему музыкальное училище, которое закончил Эдисон Васильевич, еще не носит его имени?». Мы, конечно, всегда гордились тем, что Эдисон Васильевич закончил наш колледж, но до этого нам казалось, что присвоение имени – это очень ответственно, и даже сомневались – достойны ли мы? Но она нас убедила, что это вполне нормальное явление, и нужно стремиться закрепить имя столь значимого для российской и мировой музыкальной культуры композитора таким вот образом. Нас поддержали местные власти, дума Томской области, и в том же году колледж его имя получил.

Естественно, для нас это стало очень важным событием – с этого момента мы ощутили непосредственную причастность к его личности и творчеству, поняли, что должны популяризировать, изучать не только его искусство, но современную музыку в целом. В связи с этим тогда же был создан Денисов-центр, которому в этом году тоже исполнилось 15 лет. Его первым руководителем стала Л.М. Крымова – она возглавляла Денисов-центр до 2011 года, вкладывая все свои силы и знания в пропаганду творчества Денисова. Я тогда только начинала работать в колледже, и, конечно, как музыковед и как человек, занимавшийся наукой, не могла оставаться равнодушной к этому. В дальнейшем, когда я стала работать в должности заместителя директора по научно-методической работе, а затем и директором, проект Денисов-центра и вообще продвижение имени Денисова как некого бренда нашего колледжа и, шире, города Томска, стали для меня первоочередной задачей. Мы проводим конференции, лекции, студенты пишут дипломные работы, посвященные исследованию творчества Денисова и других композиторов второй половины ХХ века, отмечаются памятные дни, связанные с пребыванием Денисова в Томске, разработана экскурсионная культурная программа для гостей города по музыкальным местам Томска.

– А какова тема ваших исследований как музыковеда?

– Как музыковед я исследую восточную традиционную музыкальную культуру и, конкретнее, японскую музыку для кото. Я сама играю на этом инструменте, так что осваиваю ее и на практике. Казалось бы, достаточно далекая от современной музыки сфера, но мне удалось найти точки пересечения: на одном из концертов, проходящих в рамках Третьего международного конкурса молодых композиторов, мы исполняли «Ноктюрны» Денисова – вокальный цикл на стихи китайского поэта Бо Цзюй И в неожиданной аранжировке, добавив к звучанию фортепиано и голоса еще и кото. А в этом году мы включили в программу Международного фестиваля современного искусства имени Денисова современную японскую музыку, которую я играла со своей студенткой на двух кото. Я бы хотела исполнить произведение Софии Губайдулиной «В тени под деревом» для кото, бас-кото, шена и симфонического оркестра, но пока не удалось раздобыть ноты…

Если сравнить их подход, я бы сказала, что у Губайдулиной восток предстает «как он есть», ближе к первозданному виду, а Денисов эти культуры очень сильно трансформирует и подает сквозь свое переосмысление, в рамках своего достаточно цельного стиля.

– Часто ли удается проводить фестивали современной музыки? И какие концерты и мероприятия масштабного фестиваля, приуроченного к 85-летию Денисова и прошедшего этой весной, запомнились вам больше всего?

– Различные фестивали, посвященные Эдисону Васильевичу, мы стали проводить с 2000 года. Поначалу это был городской уровень, затем стали выходить на областной и всероссийский. Нам оказывала поддержку Томская филармония и Департамент по культуре и туризму Томской области – было ощущение, что это общее и важное дело. В 2004 году мы провели уже Международный конкурс юных пианистов имени Эдисона Денисова, а в 2007 – Первый международный конкурс молодых композиторов его имени. Тогда к нам приехало много гостей из Красноярска, из Новосибирска – для всех это был как глоток свежего воздуха, и многим хотелось поучаствовать. За прошедший период прошло уже три композиторских конкурса, последний состоялся осенью 2013 года и был очень востребован, особенно среди зарубежных участников – все призовые места получили иностранные композиторы. Многие годы нас поддерживают композиторы Виктор Екимовский и Юрий Каспаров.

Что касается фестивалей – очень интересный, на мой взгляд, фестиваль современного искусства с участием многих российских и зарубежных музыкантов колледж провел в 2012 году. А Международный фестиваль современного искусства имени Эдисона Денисова этого года еще не закончен – его продолжение будет осенью. Этот проект был включен в программу «Культура России» Министерства культуры РФ, и если первая часть фестиваля прошла при поддержке Департамента по культуре и туризму Томской области, для проведения второй будут задействованы также федеральные средства.

Очень яркое впечатление оставил фортепианный дуэт Рафаэля Судана (Швейцария) и Романа Столяра (Новосибирск), а также томская премьера знаменитой композиции Терри Райли «In C», исполненная силами наших студентов и преподавателей, а также музыкантов из Новосибирска. Эта пьеса была выбрана неслучайно – в этом году исполнилось пятьдесят лет с момента ее создания.

Событием стал для нас и приезд Екатерины Денисовой-Купровской, которая впервые побывала в Томске и привезла в подарок нашему Денисов-центру партитуру оперы «Пена дней» – репринт рукописи, изданный во Франции маленьким тиражом, а также недавно выпущенную книгу «Мой муж Эдисон Денисов».

Конечно, для нас было очень почетно и приятно, что фестиваль открыл Московский ансамбль современной музыки – с этим коллективом мы встречаемся уже не первый раз, они исполняли произведения на Первом международном конкурсе молодых композиторов и участвовали в фестивале 2012 года. Для нас особенно значимо, что это ансамбль, к созданию которого Эдисон Денисов имел непосредственное отношение.

– А как томская публика встретила концерты МАСМа?

– Когда мы проводим такие мероприятия, мы понимаем, что они достаточно элитарны и не питаем иллюзий по поводу массовости. Но поскольку они проходят не в полуторатысячных залах, а в гораздо более камерных, все залы, как правило, заполняются. И у нас практически не бывает, чтобы публика уходила с концертов – собираются те, кто уже знают, на что они пришли и, наоборот, стремятся получить максимум совершенно неожиданной для себя музыкальной информации. Поэтому основная реакция – это восторг, после концертов люди вставали, устраивали музыкантам овации.

– Наталия Игоревна, как нынешние студенты воспринимают музыку Денисова и, шире, новое музыкальное искусство?

– Думаю, что можно с большой степенью уверенности сказать, что за эти пятнадцать лет отношение к современной музыке изменилось: студенты больше проявляют к ней интереса и лучше ее понимают. Это не значит, что они слушают только ее или сочиняют, что называется, в авангардном стиле, но главное, они могут в ней разобраться и понять, что хочет сказать композитор. Иногда возникают трудности в работе с педагогами – те, кто много лет ведет преподавательскую деятельность в академическом музыкальном образовании, современную музыку порой отторгают. Но такая категория людей, я думаю, есть везде.

В марте я узнала, что выиграла грант Президента РФ на создание Сибирского международного центра современной музыки. В рамках этого проекта необходимо в первую очередь создать интернет-ресурс, где будет собрано творчество сибирских композиторов. Отдельный блок будет связан с Денисов-центром колледжа – на настоящий момент у нас нет сайта, посвященного непосредственно его деятельности. Хотелось бы, чтобы такой электронный ресурс стал площадкой для общения многих музыкантов, композиторов, музыковедов и широкой общественности. Это станет началом нового витка развития музыкальной культуры в сибирском регионе и, в частности, в Томске.

– А есть ли в колледже отделение композиции и если да, как оно развивается?

– Отделения композиции как такового нет, но есть специальность «Теория музыки», и когда к нам приходят абитуриенты, склонные к сочинению музыки, мы их ориентируем поступать на нее. Хотя наш ведущий преподаватель композиции, заслуженный работник культуры РФ, член Союза композиторов России Константин Михайлович Лакин занимается не только со студентами-теоретиками, но и со всеми желающими, среди которых, например, часто встречаются пианисты. Достаточно вспомнить, что и Эдисон Денисов окончил колледж как пианист. Вообще сейчас композицией занимается довольно много ребят – я думаю, наша деятельность по сохранению и пропаганде творчества Денисова и современной музыки в целом сыграла свою роль.

Мы гордимся нашим выпускником Георгием Дороховым, который после колледжа окончил Московскую консерваторию и аспирантуру. Он был дипломантом Первого международного конкурса молодых композиторов имени Денисова – жюри уже тогда отметило оригинальность его мышления, а впоследствии стал одним из самых радикальных современных российских композиторов. И хотя он, к большому сожалению, скончался в прошлом году, его произведения продолжают звучать. Нам было очень важно, что на нашем фестивале весной МАСМ исполнял его музыку.

– В колледже также функционирует Орф-центр – в чем его миссия?

– В рамках деятельности Орф-центра студенты проходят особую педагогическую подготовку по инновационным системам развития музыкальных способностей – в том числе, по методике Карла Орфа, по методу Судзуки и другим. На базе центра проводятся различные мастер-классы, семинары и практикумы по актуальным вопросам раннего музыкального образования.

– Подытоживая, Томский музыкальный колледж можно назвать необычайно перспективным музыкально-образовательным центром?

– Я надеюсь, что нас именно так и воспринимают. Мы первыми в Сибири стали проводить мероприятия, связанные с современной музыкой – и потом уже эту деятельность подхватили в Красноярске, в Новосибирске, где на базе консерватории возникла «Лаборатория новой музыки». Далеко не каждое музыкальное учебное заведение среднего звена уделяет такое внимание новой музыкальной культуре – именно благодаря этой деятельности мы находимся в авангарде.

Поделиться:

Наверх