Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.06.2010
ТАМ, ГДЕ РОЖДАЕТСЯ СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ

В этом году хореографическое отделение московской ДШИ № 4, о котором наша газета писала не раз, отмечает юбилей. Главные торжества прошли в самом конце учебного года - 21 мая. Их гостем была редактор журнала «Балет» Зоя Данилкина – автор предлагаемого небольшого материала в жанре «похвального слова», которого коллектив хореографов ДШИ № 4, конечно же, заслуживает. Для постоянных читателей газеты заметим, что юбилейная тема потребовала некоторых повторов «истории вопроса».

В ДШИ № 4 вот уже 10 лет существует отделение, где детей обучают танцу. Однако танцу не обыкновенному, а современному. И это очень актуально. Потому что современный танец дает не только хорошее балетное образование, но воспитывает интеллектуального танцовщика - интеллектуального как в собственно танце, так и за его пределами, человека, наполненного идеями.

Инициатором создания и руководителем этого замечательного хореографического отделения является Александр Владимирович Абриталин. Он - преподаватель классического танца, доцент кафедры хореографии в Академии танца Московской академии образования Натальи Нестеровой, педагог Московской государственной академии хореографии. Постоянные читатели «Играем с начала», знакомые с публикацией А.В. Абриталина в газете, наверное, помнят об этом, как и том, что глава хореографического отделения ДШИ № 4 – выпускник Пермского хореографического училища, танцевавший в Татарском академическом театре оперы и балета и затем в петербургском Театре Бориса Эйфмана.

В свой коллектив Александр Абриталин пригласил педагогов различных танцевальных направлений. Это Наталья Фиксель, которой газета «Играем с начала» также уделяла специальное внимание: - талантливый балетмейстер, опытный педагог и очень образованный в плане современного танца человек. Она закончила балетмейстерский факультет ГИТИСа, училась на балетном факультете в Карлов-университете в Праге, в Лондонской школе современного танца, посещала международный семинар хореографов в США, работала приглашенным педагогом и хореографом в различных городах России, в Москве преподавала современный танец в ГИТИСе, Школе-студии МХТ и Большом театре.

Педагог по классическому танцу Татьяна Гаврилова – однокурсница А.В. Абриталина по училищу в Перми – прежде танцевала в театрах оперы и балета Нижнего Новгорода и Одессы. Газета «Играем с начала» писала и о Татьяне Сафиной - педагоге по ритмике и гимнастике. А недавно в коллектив пришел молодой педагог Александр Андрияшкин - он преподает детям различные направления современного танца: «модерн» (в технике его американской создательницы Марты Грэм), «контемпорари» («contemporary dance»), что значит современный и даже ультрасовременный танец, и «джаз». С приходом Александра Андрияшкина в школе появилась «Мышь» - поставленный с учениками хореографического отделения очередной новый спектакль. Его главная тема - внутренний мир подростка со всеми противоречиями и сложностью переживаний, свойственных этому неустойчивому возрасту в жизни человека. Впрочем, такой психологизм отличает все балетмейстерские постановки на отделении.

К «Мыши» дети были готовы и морально, и физически, так как уже имели солидный опыт работы на сцене. Напомню, что в 2002 году в школе появился первый подобный спектакль: «Детская комната» - яркая и интересная по своей идее, жанру работа. Ученики восьми-девяти лет танцевали, играли, импровизировали, произносили реплики (здесь от них потребовались и азы мастерства драматического актера). Это была работа Натальи Фиксель, занявшая II место на фестивале детских театров, организованном Комитетом по культуре Москвы. «Детская комната» стала началом образовательного проекта «Школа искусств», в рамках которого на сегодня создано несколько постановок, приглашаемых на различные фестивали. Это, например, фестиваль российских театров танца «ЦЕХ», международный фестиваль современного танца «Рампа Москвы», «Международная неделя танца» в Праге. Важно, что фестивали - по преимуществу «взрослые», на них показываются профессиональные театры. И дети из ДШИ № 4 танцуют наравне с состоявшимися танцовщиками, получают такое же внимание и оцениваются без скидок на возраст. Участники фестивалей видят в них коллег, а зрители – настоящих артистов.

После «Детской комнаты» родился спектакль «И все тщательно перемешать», который был еще более сложным и оригинальным. Вместе с Натальей Фиксель над ним работал видеохудожник Валерий Самойлов. К танцевальному, драматическому действию добавилась видеопроекция. Получилось творение на стыке жанров. Еще одна постановка Фиксель – под названием «Беспокойные сны» - стала большой удачей и показывалась на «Рампе Москвы» и фестивале в Праге. Эта вещь получилась хореографически насыщенной и драматургически тонкой, в ней затрагиваются мотивы мировой классики, строятся непростые отношения между персонажами. И, конечно, кроме целостных спектаклей школа готовит огромное количество миниатюр и номеров в различных танцевальных направлениях для учащихся всех возрастов.

С этим «грузом побед» хореографическое отделение ДШИ № 4 пришло к своему юбилею. Он был отпразднован 21 мая в московском ДК «Салют». Поздравить с важным для каждого педагога и ученика событием пожелали московские коллективы, с которыми школа сотрудничает многие годы. Это ДШИ им. С.Т. Рихтера, ансамбль «Юность», Театр-студия современной хореографии И.Афониной, ДШИ им И.С. Баха и учащиеся народного отделения хореографического училища Н.Нестеровой. Получился концерт-фейерверк – тому способствовало разнообразие номеров, подчеркнутое почти соревновательной яркостью костюмов. Гости чудесного праздника - и первые, конечно, это родители выступавших детей - от души аплодировали таланту учеников и великолепной работе педагогов!

Юбилей – как говорится, законный повод поговорить о дне сегодняшнем и завтрашнем. И резонно именно молодому педагогу задать вопросы о том, что дают ученикам столь необычные с обычной точки зрения спектакли, которые ставятся в ДШИ № 4, каковы ближайшие планы, а также возможные профессиональные перспективы этих учеников, и еще – достаточно ли возможностей у самой школы, чтобы выполнять поставленные ее хореографическим отделением задачи. Ответы на эту группу вопросов дал Александр Андрияшкин.

- Такой театр, как в нашей школе, такие спектакли дают детям возможность изучить максимум выразительных средств. В процессе репетиций они растут как актеры, учатся говорить со сцены - произносить монологи, играть, взаимодействовать, слышать, чувствовать партнеров. Такие постановки дают ребенку возможность развиваться как гармонической личности.

В ближайшей перспективе у нас - «Рампа Москвы», фестиваль и летний хореографический лагерь в Болгарии, очередная «Международная неделя танца» в Праге, где мы не только показываем свой спектакль, но и посещаем мастер-классы, то есть наши дети учатся технике современного танца у ведущих педагогов Европы. Замечу, что уровень подготовки наших воспитанников вызывает там не только одобрение, но и уважение, если не сказать больше. Наши дети очень достойно выглядят на международных смотрах, хотя у нас нет таких мощных государственных программ поддержки современного танца как в европейских странах. А хотелось бы.

Сейчас мы готовим в школе танцовщиков, которые поступают на хореографические факультеты московских вузов. Это Институт современного искусства, Университет культуры и искусств, Академия образования Нестеровой. К сожалению, наша школа пока не выдает диплом государственного образца. Вообще, я считаю, что образование в области современного танца должно стать системным и получить поддержку. Тут можно говорить о муниципальной школе современного балета с гораздо большими возможностями и площадями, чем есть у нас, с другим финансированием. Сейчас нам очень не хватает классов. У нас занимаются дети от 5 до 15 лет, у них - образовательная программа плюс творческие мастерские Александра Андрияшкина и Александра Абриталина. Нужно находить время и место для занятий техникой, для репетиций, в том числе для репетиций на сцене, а сцена у нас очень маленькая, в нее трудно вписать балетный спектакль. Но и маленькая сцена принадлежит не нам одним – здесь репетируют и выступают учащиеся музыкального и театрально-хорового отделений школы. А для нашего учебного театра, конечно, нужны и другая сцена, и сценический свет, и специальное оформление - декорации, костюмы. Тут, разумеется, сразу встает вопрос о материалах, о художнике, об осветителе – о профессионалах, труд которых необходимо оплачивать. Все эти вопросы требуют решения, и одним из них могла бы стать, повторю, муниципальная балетная школа. Ей, кстати, могло бы пригодиться многое из того, что отличает школу искусств, идея которой сама по себе мне очень нравится.

У нас занимаются одаренные дети – не в том смысле, что мы проводим жесткий отбор, нет, мы работаем с детьми, у которых самые разные данные, но мы их развиваем. К тому же многие из них учатся еще на музыкальном или на художественном отделении. Конечно, это большая нагрузка, но когда детям интересно, они все успевают и даже прибавляют в успехах в основной школе, общеобразовательной. А то, что дети занимаются, например, на музыкальном отделении и на нашем, идет им на пользу. Не секрет, что музыкальное образование дает танцовщику не только умение тоньше чувствовать музыку, но и развивает оперативное мышление: детей, играющих на музыкальных инструментах, сразу видно. Также и дети, которые рисуют, они умеют хорошо чувствовать пространство и перспективу в танце. И наоборот: танцующий ребенок легче осваивает перспективу в рисунке и живописи.

В школе искусств мы, педагоги разных отделений, разными путями решаем общие задачи – учим людей понимать искусство и замечать его в жизни. Изучая классический танец, наши дети учатся слушать и понимать классическую музыку, изучение джазового и контемпорари танца развивает абстрактное и образное мышление. Соприкасаясь с искусством, изучая его, наши дети получают огромное богатство, которое всегда будет с ними, какую бы сферу деятельности они ни выбрали для себя в будущем.

Поделиться:

Наверх