Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.03.2006
ПРОГРЕССИВНАЯ ШКОЛА ИГРЫ НА ТРУБЕ

Cвердловский областной методический центр по художественному образованию при финансовой поддержке Министерства культуры Свердловской области выпустил уникальное издание – «Прогрессивную школу игры на трубе». Уникальность этого объемного труда (около 400 страниц) заключается не только в его безусловной методической ценности – подобных работ не так уж много, – данная «Школа» полностью состоит из авторского материала, написанного выдающимся музыкантом, композитором, педагогом Вячеславом Ивановичем Щелоковым (1904 – 1975).

Имя В.И. Щелокова неразрывно связано с историей культуры Урала. Его с гордостью называют уральским композитором. Правда, родился будущий музыкант далеко от нашего края – в бывшей Саратовской губернии. И образование получил в Московской консерватории (класс профессора М.И. Табакова). Но, приехав в 1931 году по направлению в Свердловск, он прожил в этом городе до конца своих дней. Именно здесь протекала его плодотворная исполнительская и педагогическая деятельность. Здесь же им было создано все самое значительное из творческого наследия, включая сочинения, вошедшие в «Прогрессивную школу игры на трубе». В.И. Щелокова помнят в Уральской государственной консерватории, где он преподавал почти сорок лет (в 1950 – 1953 годах он возглавлял этот вуз). Помнят его в Уральском отделении Союза композиторов и в Свердловском театре юного зрителя. В год столетия музыканта в Екатеринбурге был проведен Международный конкурс трубачей его имени. С благодарностью вспоминают В.И. Щелокова его многочисленные ученики, работающие в оркестрах и музыкальных учебных заведениях России и за рубежом. Когда-то в непосредственной педагогической работе с ними – молодыми трубачами – рождалась щелоковская «Прогрессивная школа». Многие сочинения в сопровождении автора исполняли ученики его класса, становившиеся свидетелями сиюминутных находок, дополнений, новых творческих решений каких-либо задач.

Так постепенно накапливался бесценный инструктивно-художественный материал, который В.И. Щелоков решил объединить в «Прогрессивную школу». Заметим при этом, что композитор все годы продуктивно работал в разных жанрах: создавал концертные произведения для трубы и других инструментов, писал музыку для симфонического оркестра и к театральным спектаклям, сочинял песни. Далеко не все из этого обширного творческого наследия мастера увидело свет. Не доступной для педагогов-трубачей долгие годы оставалась и рукопись его «Прогрессивной школы». Заслуга в том, что ее опубликовали, принадлежит профессору Уральской государственной консерватории, члену Международной гильдии трубачей Валентину Павловичу Ивукину, проделавшему огромную работу по подготовке щелоковских материалов к изданию. В.П. Ивукин – ученик В.И. Щелокова, окончил его класс в 1967 году, а позже у него же – аспирантуру. За плечами Валентина Павловича более двадцати пяти лет работы в симфоническом оркестре Свердловской филармонии и более тридцати лет преподавательской деятельности в Уральской государственной консерватории. Его знают как неустанного пропагандиста музыки современных отечественных и уральских композиторов. В.И. Щелоков, кстати, посвятил ему некоторые свои произведения, а В.П. Ивукин был их первым исполнителем. Опубликовав «Прогрессивную школу», Валентин Павлович осуществил свою давнюю мечту и выполнил благородный долг перед Учителем.

Знакомство с содержанием «Школы» полностью позволяет представить педагогические взгляды автора и его практические подходы к решению главнейших задач воспитания музыканта-трубача: от его первых шагов в освоении инструмента до высоких ступеней профессионализма. «Школа» знакомит с творческой мастерской В.И. Щелокова: в ней широко представлен педагогический репертуар для освоения всех сторон искусства исполнительства на трубе и мудрые авторские советы и пояснения.

В «Прогрессивной школе игры на трубе» восемь частей. В первую часть вошли упражнения для начального этапа обучения, во вторую – упражнения на триоли, в третью – упражнения для развития легато, в четвертую – упражнения для развития основного и вспомогательного способов атаки звука. Пятая часть названа «Хроматическая гамма», шестая – «Эквиритмические этюды». В седьмую часть включены этюды на различные виды техники, а в восьмую – дуэты для труб и фортепиано («Песня без слов», «Два товарища»), а также впервые издаваемый Концерт № 5 для трубы с оркестром. Возвращенное методическое наследие В.И. Щелокова, уверены, по достоинству оценят педагоги-музыканты.

Профессор Московской консерватории Ю.А. Усов считал, что для того, «чтобы стать трубачом в высоком профессиональном понятии этого слова, надо сыграть «всего Щелокова». Теперь, благодаря изданию его «Прогрессивной школы игры на трубе», возможности для этого значительно расширились.

Поделиться:

Наверх