АРХИВ
22.08.2012
ЖИЗНЬ СО СКРИПКОЙ В РУКАХ

Жизнь скрипача Андрея Баранова круто переменилась - в мае нынешнего года он выиграл Конкурс имени королевы Елизаветы в Брюсселе.

«Еще до того, как я появился на свет, родители решили, что мальчик будет скрипачом, а девочка пианисткой, так что у меня не было вариантов, - шутит Андрей. - Но мне довольно рано начало нравиться и заниматься, и быть на сцене».

Андрею Баранову 26 лет. Он родом из Петербурга. Его родители - профессиональные музыканты. Отец скрипач, играет в Губернаторском оркестре, мама – концертмейстер в колледже им. М.П. Мусоргского. «Андрей никогда не сопротивлялся занятиям на скрипке, - вспоминает она, - и это, наверное, основное, что помогло ему профессионально вырасти до высокого уровня. Он взял скрипку в 5 лет и начал играть сразу по три часа в день - педагоги задавали столько, что за меньшее время невозможно было все выучить. Он никогда не боялся ездить на конкурсы. У него не было и нет желания отдыхать от музыки. Если Андрей не выступает с сольными концертами, он играет в камерных вечерах, играет в оркестре. Вся его жизнь проходит со скрипкой в руках».

Считается, что сегодня невозможно сделать международную карьеру без участия в конкурсах. В жизни Андрея Баранова их было 32, и в 25-ти он становился лауреатом. «Тридцать один конкурс теперь можно просто забыть и не упоминать нигде, - говорит Андрей. - Хотя мне кажется, что на конкурсах имени Сибелиуса в 2010-м и имени Чайковского в 2011-м были лучшие за всю мою конкурсную карьеру выступления, сравнимые с тем, как я сейчас играл в Брюсселе (почему на них не прошел в финал, мне трудно понять). На Конкурсе имени королевы Елизаветы помог, конечно, весь мой опыт - можно сказать, вся моя жизнь и, конечно, профессиональная подготовка, начиная с детских занятий в поле внимания родителей и заканчивая уроками с моим педагогом перед самым конкурсом, когда мы в течение месяца работали каждый день. Ну и, наверное, просто удачные для меня были дни и удачными получились выступления».

У Андрея есть важное для конкурсанта качество - упорство. В наиболее престижных конкурсах он принимал участие не по одному разу. Брюссельский «взял» со второй попытки и в итоге продолжил ряд выдающихся коллег-соотечественников, которые в разные годы побеждали в бельгийской столице. «Об этом даже страшно подумать - я играл на той самой сцене, на которой стояли Давид Ойстрах, потом Леонид Коган, Филипп Хиршхорн, Вадим Репин, - продолжает Андрей. - Что уж тут говорить, это самый престижный конкурс в мире. И он единственный гарантирует возможность карьеры скрипача на самом высоком уровне. У меня, например, уже в июне было больше 20 выступлений в очень хороших залах. Концерты в Европе, Японии, Бразилии, у нас, конечно, - этот конкурс реально дает огромное количество концертов. На два года, до 2014-го, у меня уже все расписано. Остальное - в моих руках. Плюс ко всему я еще выиграл на три года инструмент топ-класса. Это скрипка Страдивари 1708 года, называется «Huggins».

Андрей учился в Петербургской консерватории – сначала в классе народного артиста РСФСР Владимира Овчарека, а после его кончины у Павла Попова, затем уехал в Швейцарию к знаменитому скрипачу Пьеру Амоялю - профессору консерватории в Лозанне, где и завершил образование. Сравнивая две консерватории, Андрей замечает: «Они очень сильно различаются, и, в общем, вся система образования у них построена иначе. Но если говорить о скрипичной школе, то я и в Петербурге, и в Лозанне воспринимал одни и те же традиции исполнительства. Дело в том, что Пьер Амояль - ученик Яши Хейфеца, а Хейфец – ученик Леопольда Ауэра. Ауэр же, как известно, 49 лет преподавал у нас в Петербурге, и у его ученика учился мой педагог Владимир Овчарек. Так что школа одна и та же – школа Ауэра».

Свои идеалы скрипичного исполнения Андрей Баранов находит в ушедшем времени. «Мне больше всего близки записи скрипачей начала и середины XX века - как раз учеников Ауэра, ну и записи Крейслера, конечно. И я совершенно не переношу, когда мне говорят: «Это старая школа, так сейчас играть нельзя». Я не понимаю, почему нельзя, если сейчас, в принципе, уровень в чисто музыкантском плане несравнимо ниже того, который был тогда? И самое главное, в начале века в исполнении присутствовала индивидуальность артиста, его персоналити, в нем было его собственное (и больше ничье) понимание музыки».

В прошлом сезоне Андрей Баранов принял предложение занять место концертмейстера и солиста в «MusicAeterna» - камерном оркестре Теодора Курентзиса, нынешнего художественного руководителя Пермского театра оперы и балета. Кроме того, вместе с альтистом Федором Белугиным он организовал Квартет имени Дягилева. «Квартет – это один из моих приоритетов, - признается Андрей. - В течение последних четырех лет я преподавал - был ассистентом Пьера Амояля, давал мастер-классы в разных странах. Но теперь я решил, что педагогика никуда от меня не убежит, для меня гораздо важнее и интереснее больше играть: расширять репертуар, играть все, что только возможно».

Поделиться:

Наверх