Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.08.2011
ТЕОРИЯ ГЛАЗАМИ ПРАКТИКА
Среди преподавателей теории музыкального содержания - пока немногочисленных на фоне традиционно изучаемых дисциплин - не только музыковеды, но и представители иных музыкальных специальностей, чей подход к предмету во многом субъективен, но исключительно интересен. В их числе доцент кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов Московской консерватории, известный пианист и композитор Иван Глебович Соколов, ведущий курс ТМС у пианистов и струнников. На конференции к 20-летию кафедры, состоявшейся в прошлом учебном году, И.Г. Соколов сделал сообщение «Предмет «Теория музыкального содержания» глазами композитора XXI века», изложив, по сути, нечто вроде авторской методики преподавания ТМС. Перенять этот метод непросто, хотя польза его с точки зрения развития у студентов творческой фантазии и неординарного мышления очевидна. В интервью «Играем с начала» Иван Соколов рассказал о том, как именно он ведет свой предмет.

- Предмет этот детально и концепционно разработан, во-первых, В.Н. Холоповой в ее многочисленных методических трудах и программах. Во-вторых - в замечательном учебнике, который написал А.Ю. Кудряшов. Я его рекомендую на первой же лекции, потому что в нем присутствует весь свод необходимых знаний. Но дело в том, что все это - теория, а «теория, мой друг, суха». И я больше люблю «древо жизни», которое «зеленеет», как сказано в «Фаусте». Конечно, я обязательно требую от своих студентов знания основных теоретических положений, но для них как для исполнителей гораздо важнее почувствовать какую-то новую грань в тех произведениях, которые они играют.

В учебнике по ТМС мне понравился подзаголовок: «Содержание идей музыки» (с указанием на конкретные эпохи). Словосочетание «содержание идей» будоражит фантазию. Для меня всегда было важно именно наличие в музыке идеи. Когда я сочиняю, то в большинстве случаев отталкиваюсь от некоей мегаидеи. Когда я играю на рояле, мне необходимо не просто чисто, корректно сыграть, а предложить свой, необычный взгляд на сочинение. По сути, преподавание ТМС у меня основано на внимании к трем группам идей. Первая группа – это идеи, из которых возникли мои собственные сочинения. Вторая группа – это идеи, которые возникали у меня как у интерпретатора фортепианной музыки от Баха до нашего времени. Третья группа – это идеи студентов, которые очень часто высказывают потрясающие нестандартные мысли. Эти три части довольно свободные по форме, и я могу их проиллюстрировать некоторыми примерами.

К первой группе, например, относится идея семи творцов произведения. В произведении не один творец - композитор, а условно говоря, семь. Бог, Который посылает композитору идею сочинения, Он первый. Второй творец – композитор. Третий - человек, который придумал нотацию: в большинстве случаев это Гвидо Аретинский, но может быть и сам композитор, изобретший собственную нотацию, как это продемонстрировано в ХХ веке: таков, например, композитор Русского зарубежья Николай Обухов. Далее: четвертый творец – интерпретатор. Пятый – это инструмент, потому что от него многое зависит. Шестой – акустика зала или любое пространство, через которое музыка от инструмента переходит к слушателю. А слушатель – седьмой творец. Можно для смеха увеличить это число, добавив изготовителя инструмента и шофера, который довез исполнителя до места концерта, а можно уменьшить. Но 7 – лучший вариант: число очень хорошее, сакральное. И когда я обдумал эту идею, то написал произведение «7 минус 1» для солирующего мелодического инструмента – скрипки, кларнета или другого подобного. В нем исполнитель выходит и рассуждает на тему о семи творцах и о том, что будет, если мы уберем какого-то одного творца из произведения. А потом он исполняет сочинение, пытаясь обойтись без одного из семи. Или другая идея – идея зеркала, очень важная для ХХ века. Она реализована в моем сочинении «О» для флейты соло. После исполнения музыки, записанной нотами в партитуре, исполнитель начинает импровизировать, подходя от первого пульта ко второму, на котором вместо нот стоит зеркало: он играет, рассматривая свое отражение как «партитуру». Также: название моего фортепианного сочинения «Волокос» представляет собой фамилию Соколов, перевернутую задом наперед, как бы прочитанную зеркально.

Идею еще одного сочинения подсказала фраза Ференца Листа: «Фортепиано это корабль, а пианист – его капитан». У меня возникла мысль написать произведение двух фортепиано с элементами инструментального театра - «Корабли в море», где два пианиста играют на роялях и одновременно… медленно катают их по сцене; в конце же происходит «крушение» одного корабля. Или же идея центра клавиатуры. Я разделил 88 клавиш современного рояля на две части и обнаружил, что 44 клавиша, если считать снизу, это ми первой октавы, а 45 – понятно, фа той же октавы. То есть в промежутке между этими клавишами - геометрическая середина клавиатуры. Если мы рассмотрим теперь клавиатуру как центр Вселенной, то щель между ми и фа – это то место, где Вселенная возникла, или где она была создана. После этого я обнаружил, что с этой секунды начинается разработка Третьей сонаты Прокофьева - очень взрывной пассаж, как бы иллюстрирующий теорию «большого взрыва», в результате которого родилась Вселенная. С этой же секунды начинается Первая соната для фортепиано Шостаковича, которая тоже очень динамична, взрывна по своему характеру, и еще несколько сочинений. Мне показалось, что эта идея пришла в голову мне не первому, поскольку Прокофьев был рационально мыслящим человеком, шахматистом, любившим числа, а Шостакович в раннем периоде творчества, к которому Соната № 1 и относится, находился под влиянием Прокофьева. Идея секунды ми – фа проходит в некоторых моих сочинениях: фортепианном трио 2000 года, в некоторых романсах. Например, в романсе «Выхожу один я на дорогу» певец (или певица) поет на этой секунде, а пианист аккомпанирует на двух крайних клавишах клавиатуры, создавая атмосферу пустоты и затерянности певца, поэта в центре Вселенной.

Есть еще идея «атомного распада». В фортепианном сочинении известного композитора подсчитывается количество звуков, взятых им в каждой октаве. Например - багатель Бетховена (лучше обратиться к небольшому сочинению): она имеет столько-то звуков ми такой-то октавы, столько-то фа и так далее. Потом из этого точного числа «атомов» и с учетом высоты каждого создается новое сочинение, уже мое. Получается своеобразная вариационная форма. На эту идею меня натолкнул арт-объект немецкого художника Йозефа Бойса, который я видел в Кельне. Перед кельнской выставкой объект демонстрировался в собранном состоянии на Венецианской биеннале, а здесь был разобран на части, но и в этом виде тоже, в общем-то, представлял собой полноценное произведение. Отталкиваясь от идеи равнозначного существования музыки в «собранном» и «разобранном» виде, я решил разобрать на части, на шурупчики, на молекулы классическое произведение и построить из него нечто совсем другое.

Вторая группа идей, как я уже сказал, связана с великой фортепианной музыкой, которую я исполнял и слушал. Здесь мне представлялись, прежде всего, различные монограммы. Мы все знаем монограммы BACH, DSCH. А я продолжил поиски монограмм и нашел такие, о которых мне не приходилось читать, хотя допускаю, что они могли быть найдены не только мной. Ну, например, имя Фридерик Шопен во французской транскрипции дает монограмму FCH. Последовательность фа - до - си, я посмотрел, очень часто встречается у Шопена, особенно если иметь в виду, что f-moll был его любимой тональностью. Или Клод Ашиль Дебюсси: два имени дают звуки до и ля. Фамилия - звуки ре, ми и си-бемоль. И тут мы сразу же упираемся в «Шаги на снегу». Пример хрестоматийный. Напоминают о монограмме первые три звука в «Затонувшем соборе», ре - ми находим в «Менестрелях», и в целом именно эта секундная интонация часта у Дебюсси.

Интересно, уже с другой точки зрения, проанализировать Альтовую сонату Шостаковича. В ее финале мне удалось найти целую цепочку автоцитат - Шостакович напоминает все свои симфонии с Первой по Пятнадцатую в хронологическом порядке.

Есть концепции, о которых я своим студентам только намекаю. Например, цикл «Времена года» Чайковского они знают досконально, и достаточно намека, легкого толчка для того, чтобы возник необычный взгляд на очень известную музыку. Казалось бы, что еще можно найти во «Временах года», когда композитор сам сообщил, о чем это произведение? Но у этого «чемодана» двойное или даже тройное дно. 12 месяцев у Чайковского можно рассматривать не только как год, а как всю жизнь человеческую. Если представить ее в 12 отрезках по семь лет каждый, то получится 84 года - условная протяженность человеческого бытия. А теперь «подставим» содержание каждого месяца - каждой пьесы - к конкретному периоду жизни человека: мы увидим связную картину. Как маленький человек в январе сидит дома у камелька, общается с родителями, затем, в феврале, он начинает резвиться, в марте - мечтать, в апреле влюбляться, в мае философствовать, в июне он испытывает кризис середины жизни (вспомним трагический речитатив в нижнем регистре перед репризой). В июле, августе и сентябре человек интенсивно работает. «Осенняя песня» – отдых и переход в иной мир. «Тройка» – Троица, колокольчики – колокола, заснеженный зимний путь. И «Святки» – святость, святые ночи. В общем-то, эта традиция рассматривать «Времена года» как времена жизни (или рассматривать жизнь как время одного дня, что сделал Чайковский в «Детском альбоме» сразу после написания «Времен года»), она классическая. Я тоже напоминаю о ней в моих лекциях.

Что касается другого хрестоматийного цикла, «Картинок с выставки», то здесь я предполагаю, что Мусоргский - может быть, подсознательно - отталкивался от «Божественной комедии» Данте. От того, как Вергилий, в данном случае Гартман, водит Данте – в данном случае Мусоргского - по кругам ада, показывая, что происходит в иных мирах, в которых, кстати, сам Гартман к моменту написания Мусоргским сочинения находился уже в течение года (Гартман умер за год до создания Мусоргским «Картинок с выставки»). Особенно ясно это в «Катакомбах» и «С мертвыми – на мертвом языке». «Дух умершего Гартмана ведет меня к черепам, черепа тихо засветились», - пишет Мусоргский. В качестве следующего доказательства я напоминаю студентам музыку «Бабы-Яги» и читаю последнюю песнь из «Ада» Данте. Данте и Вергилий идут по телу Сатаны, держась за волосы на его груди, спасаясь от ветра, который поднимают его крылья, когда он, размахивая ими, пытается вытянуть ноги из трясины: сюда он упал с неба. Вергилий говорит, что вот мы пришли к центру ада и теперь по лестнице поднимаемся быстрым путем. И эта лестница изображается Мусоргским в таком мартеллатном пассаже - он даже зрительно выглядит, как лестница. А «Богатырские ворота» это выход туда, где светит солнце, на божий свет. Это спасение.

Есть еще много идей. Например, то, как я трактую прелюдии и фуги. Прелюдия и фуга - это жизнь и смерть. Прелюдия, как правило, бывает гомофонной, она - наша жизнь, которая протекает в одном времени. А многоголосная фуга - это многомерность бытия после смерти человека. Эта идея не претендует на то, чтобы быть абсолютно правильной, но иногда она может помочь человеку освежить исполнение. Я говорю студентам: если идея вас не волнует, оставьте ее за скобками, ищите другую, но ту, которая поможет вам играть лучше. Им, как я убедился, совершенно не помогает играть знание всевозможных мистических чисел, и я не настаиваю. Я предлагаю то, что изменило меня самого и мои трактовки.

Но когда я принимаю у своих студентов зачеты - и вот это уже третья группа идей, - я нередко слышу от них крайне интересные «контрпредложения». Мне, в частности, очень понравилось то, что подметил Филипп Копачевский (пианист, только что участвовавший в Конкурсе Чайковского). Он рассказал, что взял ноты трех сочинений Шопена, изданных в одном сборнике, - это были «Фантазия», «Колыбельная» и «Баркарола», - и чтобы выбрать одно для разучивания, стал играть все три подряд. И вдруг обнаружил, что они очень тесно тонально связаны, хотя и из разных опусов (48, 57 и 60), и, в общем-то, не один год, наверное, между ними пролег. «Фантазия» начинается в f-moll, заканчивается в As-dur, то есть в доминанте к Des-dur, с которого начинается «Колыбельная». Гармония «Колыбельной» состоит практически из двух аккордов - тоника и доминанта; только в конце появляется субдоминанта Des-dur - Ges-dur. Именно с доминанты к Fis-dur, одноименному к Ges, начинается «Баркарола». Абсолютно логическая цепочка! Кстати, заканчивается «Баркарола» в Fis-dur, и последние октавы до - фа (монограмматические для Шопена) отсылают нас к началу первой пьесы в сборнике, к «Фантазии» (здесь фа - до, а там до - фа). Из этих трех сочинений получается циклическая форма - замкнутая, закольцованная. Я считаю, что идея моего студента очень плодотворная, что от нее можно как-то отталкиваться в исполнении. Более того, Филипп интересно обосновал эту идею связности трех пьес: в «Фантазии» речь идет о жизни и смерти, «Колыбельная» – это некое надмирное пространство, невидимый мир, «Баркарола», понятно, это река Стикс, через которую Харон перевозит души умерших.

…Идей много - то, о чем я рассказал, это лишь дайджест по нашим занятиям, краткий пробег по темам, в которых я меньше всего опирался на книги. Мне интересно делиться со студентами личными открытиями. А им, вероятно, интересно сообщать о собственных открытиях мне.

Поделиться:

Наверх