Top.Mail.Ru
АРХИВ
25.09.2014
ИСКУССТВУ НА САХАЛИНЕ – БЫТЬ
Единственный регион в России,полностью расположенный на островах, – Сахалинская область вовсе не отделена от общероссийских процессов, происходящих в сфере художественного образования. Напротив, активному развитию детского творчества, закладывающему фундамент богатой культурной жизни края, могут позавидовать многие области Центральной России. И это объяснимо: залогом высоких результатов становится целенаправленная политика Министерства культуры Сахалинской области в сфере отраслевого образования и внимание регионального правительства к важнейшим творческим инициативам.

Галерею  ведущих учреждений культуры Сахалинской области открывает рассказ Елены Алексеевны Судаковой о деятельности возглавляемого ею Сахалинского областного научно-методического центра по образованию в сфере культуры и искусства.

   Центр был создан в 1976 году – в то время Сахалинской области, одному из самых молодых российских регионов, еще не исполнилось и тридцати лет. Как и тогда, сегодня для методической службы нашего региона остается актуальным повышение эффективности деятельности системы регионального отраслевого образования, содействие становлению профессионального искусства и наполнению сферы культуры квалифицированными кадрами.

  С учетом специфики региона, в котором миграционные процессы всегда будут оставаться активными, координирующая роль методической службы особенно заметна: своими деловыми и творческими контактами с отраслевыми вузами страны наш центр восполняет отсутствие высшего звена в системе непрерывного художественного образования в регионе. Мы активно привлекаем к сотрудничеству и творческие союзы (региональные отделения Союза художников и Союза театральных деятелей России), и общественные организации (региональное отделение Всероссийского хорового общества, общественный благотворительный фонд «Юные дарования Сахалина», Сахалинский фонд культуры). Традиционными стали программы «Мастера искусств – юным сахалинцам» с участием известных российских исполнителей, композиторов, художников, артистов.

Не менее значимое направление деятельности центра – обеспечение творческого взаимодействия и сотрудничества 33 детских школ искусств области. Ежегодной задачей центра является формирование такого плана развития и функционирования школ на учебный год, в который можно было бы уложить все многообразие их учебно-творческой деятельности, поработать над проблемными точками через комплекс семинаров, практикумов, мастер-классов, а также позиционировать деятельность ДШИ как наиболее успешного и привлекательного сегмента образования в регионе.

В начале 1990-х Сахалинский областной научно-методический центр включился в систему поддержки одаренных детей России через деловые контакты с МБОФ «Новые имена», МБФ Владимира Спивакова и другими организациями; инициировал проведение летних творческих школ для одаренных детей, функционирующих до сих пор при активной поддержке правительства Сахалинской области и Министерства культуры РФ; «прорубил окно» в Азию, сформировав прочные деловые связи с оргкомитетами Всемирной выставки детского рисунка в Токио (Япония) и международными выставками детей-школьников в г. Тайпей (Китай). Кстати, юные художники Сахалина ежегодно добавляют в копилку своих наград комплекты золотых, серебряных и бронзовых наград, а также завоевали 7 специальных призов министра иностранных дел Японии. А теперь и в Сахалинской области есть свои международные фестивали с хорошими традициями – учрежденные центром «Мирный Тихий океан» и «Живые родники».

В начале 2000-х для решения острых задач отраслевого образования практикоориентированные принципы и формы работы помогли создать на базе центра областные учебно-творческие лаборатории в составе учащихся и преподавателей муниципальных ДШИ. Сохранить и укрепить оркестровые и хоровые специальности в области помогли Сахалинский детский симфонический оркестр (рук. – заслуженный педагог Сахалинской области В. Юхманова), Сахалинский сводный оркестр русских народных инструментов (рук. – заслуженный работник культуры РФ А. Новиков) и Сахалинский детский сводный хор (рук. – заслуженный работник культуры РФ В. Тутурова). В настоящее время эти областные лаборатории и мастерские функционируют в режиме выездных сессий, не только активно гастролируют, но и являются базами обмена и обобщения передового педагогического опыта.

В следующем десятилетии, наконец, поступил «государственный заказ» на создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать способности уже с раннего детства должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения и места жительства, – и если бы не деятельность центра в 1990-х, решить эту задачу в Сахалинской области было бы весьма проблематично. Вслед за губернатором Сахалинской области А.В. Хорошавиным, поставившим задачу превратить наш край в зону комфортной жизни, мы считаем, что комфортно жить там, где детям можно дать гарантированно качественное образование во всех областях, в том числе – в области искусства.

На августовском отраслевом совещании в преддверии начала 2014/2015 учебного года для всей системы регионального отраслевого образования были определены приоритеты: качество и развитие преемственности образования. Гарантом качества образования сейчас являются ФГТ, и в период активного реформирования ДШИ наша служба не остается в стороне. С 2013 года центр проводит системные мониторинги по реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ, организует конференции и практикумы по самой актуальной для педагогического сообщества отраслевой проблематике. Внедрение ФГТ позволяет апробировать и более эффективно использовать в отраслевом образовании ресурсы ведомственного и межведомственного сетевого взаимодействия, в частности в реализации программ творческой и культурно-просветительской деятельности школ. Хорошие примеры такого взаимодействия мы отмечаем не только в областной столице – Южно- Сахалинске, но и в Анивском, Долинском, Корсаковском, Поронайском муниципальных образованиях.

Региональные творческие проекты, организованные центром – фестивали, конкурсы, выставки, смотры педагогического мастерства, – не только наполняют яркими событиями культурную жизнь нашей области, но и являются индикаторами качества образования. Тот факт, что в областные программы вовлечено более 90% всех школ искусств региона и около 2/3 контингента учащихся, свидетельствует о создании единого образовательного пространства, действующего как поле притяжения для всё новых образовательных инициатив.

Одним из действенных механизмов совершенствования качества художественного образования в регионе служит проведение в конце мая ежегодных просмотров экзаменационных работ выпускников ДХШ и художественных отделений ДШИ Сахалинской области, на которых результаты итоговой аттестации обсуждаются в коллегиальной среде с приглашением преподавателей среднего профессионального звена и членов Союза художников. Такая практика, не имеющая аналогов в других регионах России, приносит ощутимые плоды: на основании полученных замечаний и методических рекомендаций отстающие школы начинают выравниваться, общий уровень преподавания по спецпредметам сохраняется на достойном уровне по всей области – как в крупных городах, так и в глубинке.

На протяжении более чем двух десятков лет центр обеспечивает методическое сопровождение деятельности ДШИ по проблемам художественной одаренности детей. В сотрудничестве с Сахалинским колледжем искусств создается Региональный центр поддержки одаренных детей и молодежи. В настоящее время благодаря реализации проекта «Творческая одаренность» государственной программы «Развитие сферы культуры в Сахалинской области» на 2014–2020 годы наша служба ориентирована на увеличение численности детей, обучающихся искусству,  расширение круга учебно-творческих мероприятий, способствующих максимальной самореализации и самоопределению детей в более раннем возрасте.

Одним из центральных направлений работы центра является проведение Сахалинских региональных игр в области искусств, которые проводятся ежегодно в два тура по всем видам художественной творческой деятельности детей и молодежи. Ребята, прошедшие региональные конкурсные испытания, получают «путевки» на конкурсы всероссийского и международного уровней. Не может не радовать тот факт, что в 2013/2014 учебном году все творческие группы, рекомендованные центром, вернулись с победами на XIII Дельфийских молодежных играх России и Открытых Дельфийских молодежных играх стран СНГ, II открытом всероссийском конкурсе вокального искусства «Голоса России» (Санкт-Петербург), Третьем всероссийском конкурсе по рисунку и живописи (Москва), VIII международном конкурсе молодых музыкантов исполнителей «Музыкальный Владивосток–2014», конкурсах «Хрустальный лотос» и «Жемчужина Востока» (Китай) и других. Все эти престижные награды служат подтверждением эффективности региональной системы художественного образования и ярким свидетельством точности критериев оценки и отбора, несмотря на отдаленность от культурного центра страны.

В прошедшем учебном году центр реализовал множество проектов, среди которых – Восьмой сахалинский фестиваль-конкурс «Детско-юношеские ассамблеи искусств», концерт-презентация «Сахалин – Родина моя», сахалинская творческая школа «Вдохновение–2014», выставка детского художественного творчества в Москве «Сахалинская мозаика», международные фестивали-пленэры «Классика Италии» и «Все краски Праги». Самыми значимыми для центра являются отраслевые достижения федерального значения: ДШИ г. Невельска стала победителем общероссийского конкурса «50 лучших детских школ искусств», а преподаватель ДШИ г. Шахтерска, заслуженный педагог Сахалинской области Н.Б. Дацко получила звание «Лучший преподаватель детской школы искусств России».

Перспективы работы центра необычайно насыщенны: в долгосрочных планах значатся яркие мероприятия в рамках проекта «Творческая одаренность», многочисленные издательские проекты, оснащение школ области учебно-методической литературой и мультимедийными учебными пособиями. Скрепляя воедино деятельность всех учреждений культуры региона, Сахалинский областной научно-методический центр по образованию в сфере культуры и искусства является ресурсной базой развития регионального отраслевого образования с широкими творческими связями не только на Дальнем Востоке и в России, но и за рубежом.

Поделиться:

Наверх