Top.Mail.Ru
АРХИВ
12.04.2012
ГОРИЗОНТЫ ТВОРЧЕСТВА

Предлагаемый материал является кратким изложением проекта, победившего на V Московском открытом конкурсе проектов, исследований, технологий «Инновации в развитии художественного образования - Балакиревский проект». По традиции конкурс проходил в ДМШ им. М.А. Балакирева (завершился 17 февраля) и назвал имена девяти новых лауреатов. Обладатель звания лауреата I степени директор ДШИ г.Гусь-Хрустальный Владимирской области Е.И. Соскова представляла проект «Горизонты творчества» («Проектирование и моделирование образовательного пространства ДШИ в условиях модернизации художественного образования, как новая управленческая технология»).

Основные задачи проекта

Сегодня умение проектировать содержание образовательного процесса является необходимым видом управленческой деятельности на этапе модернизации российского образования. Управленческая деятельность руководителя ДШИ становится комплексной, направленной на решение различных задач строительства более сложной структуры школы. Если раньше структуру ДШИ составляли отделения со своими планами работы, то теперь в формировании ее структуры вырисовываются крупные направления работы – проекты, реализуемые на всех отделениях одновременно и решающие в комплексе задачи, стоящие перед школой, а также позволяющие ДШИ выполнять целый ряд современных функций. При этом необходимым условием успешности современной ДШИ становится умение руководителя просчитывать результат, определяя оптимальный путь его достижения. Отсюда и необходимость проектной деятельности, которая полностью реализует процесс управления и функционирования образовательного учреждения.

Впервые с инновационным проектом, который носил название «Хрустальный ключ», ДШИ г.Гусь-Хрустальный выступила на конкурсе «Балакиревский проект» в 2002 году и стала победителем. На «Балакиревском проекте-2008» мы также представляли свою работу – проект «Открытый урок», ставший лауреатом. Участие в этом конкурсе дало нам понимание того, что проектная деятельность должна стать основой управленческой деятельности.

Как правило, любой проект начинается с осознания администрацией и преподавательским коллективом новой миссии школы и возможностей дальнейшего ее развития. Необходимыми компонентами любого проекта являются: анализ существующего положения школы, понимание проблем, стоящих перед ней, выдвижение гипотезы и постановка задач, планирование управленческих действий, создание методик для определения результатов. Реализация всех компонентов в практической деятельности позволяет руководителю и коллективу школы адекватно и своевременно реагировать на внешние (социально-экономические) и внутренние (социально-психологические) изменения и быть готовыми предложить варианты дальнейшего развития.

«Горизонты творчества» - так мы назвали работу по проектированию и моделированию образовательного пространства ДШИ. Целью данного проекта является модернизация образовательного процесса ДШИ, определение качественно нового представления его содержания, целей и задач, развитие навыков проектирования образовательного процесса у всех преподавателей школы как необходимого вида управленческой деятельности – стратегического управления, ведущего к росту уровня результативности деятельности школы над уровнем результативности конкурирующих образовательных учреждений. Таким образом, для реализации проекта был проведен стратегический анализ существующего положения школы, выявлены проблемы, поставлены задачи. Спланированы управленческие действия для достижения предполагаемых результатов. Созданы методики для их определения с целью рационального вложения средств в развитие наиболее перспективных направлений.

Все это отражено в стратегической программе развития школы, которая также названа «Горизонты творчества» Для достижения результата все направления работы школы объединены в проекты, каждый из которых имеет свое творческое название. «Мы - часть истории твоей, любимый город», «Лето - это маленькая жизнь», «Дорогами добра», «Мастер-классы мастеров», «Хрустальный ключ» и другие проекты. Проекты, реализуемые нашей школой, различные - от краткосрочных, предполагающих проведение одного мероприятия, до долгосрочных, направленных на решение перспективных задач. Но в итоге малые проекты объединяются единой целью и также становятся целенаправленно перспективными. Пример: выпуск газеты «Открытый урок» раньше реализовывался как отдельный проект. Затем время потребовало создания собственной информационной системы школы, куда вошла видеостудия, где появились ответственные по написанию пресс-релизов, начался выпуск детской телепрограммы, открылось отделение журналистики и лингвистики, кино-фотоискусства. Все это стало частью большого нового общешкольного проекта «Спектр» (расширение спектра образовательных услуг ДШИ путем межведомственного взаимодействия). Находится на этапе реализации. Другой пример: проект «Мой мир искусство» изначально предполагал свою реализацию в виде проведения конкурса исследовательских работ учащихся в области искусства. Конкурс прошел интересно и результативно. Но задачи проекта расширились. Появились идеи внедрения в учебный процесс теоретического отделения тематических уроков-презентаций, что позволит обобщить опыт работы, создать современную методическую «копилку». Проект также находится на этапе реализации.

Актуальность технологии проектирования

Во всех представляемых нами проектах место ДШИ в социокультурном пространстве города более значимо, если сравнивать с представлениями предыдущих десятилетий. Занимая это особое место, ДШИ становится уникальным образовательным учреждением, реализующим, с одной стороны, образовательные программы художественно-эстетической направленности, с другой – решающим культурно-просветительские задачи. Свое особое место приобретают и проекты различных форм взаимодействия с родителями учащихся – от организационной помощи со стороны родителей до совместных методических и творческих мероприятий. Перспективными социопедагогическими моделями являются межведомственные проекты: «Спектр», «Школа радости», «Хрустальный ключ».

На сегодняшний день ДШИ Гусь-Хрустального накопила богатейший опыт методической, воспитательной, профессиональной работы с детьми, обладающими разными способностями и возможностями в сфере искусства. Школа продемонстрировала свои адаптивные возможности, адекватно реагируя на изменившиеся условия существования, сохранила лучшие традиции системного комплексного обучения в области искусства. Реализуемые нами проекты – это примеры и теоретической, и практической управленческой деятельности руководителей и преподавателей.

Конечно, работа по проектированию и вовлечение в эту работу преподавателей и учащихся ДШИ не сразу давалась нам легко. Приходилось убеждать, разъяснять, учить. Поэтому реализация проекта «Проектирование и моделирование образовательного пространства ДШИ» также предполагает несколько этапов:

1. Подготовительный, 2005 - 2009 (анализ работы по проекту «Хрустальный ключ», определение новых задач, расширение сферы деятельности ДШИ в социокультурном пространстве города).

2. Организационный, 2009 - 2010 (разработка новых проектов «Дорогами добра», «В одном счастливом детстве» «Спектр», проведение педагогических советов, конференций, тренингов, отработка механизма реализации проектов, вовлечение педагогического коллектива в проектную деятельность).

3. Внедренческий, 2010 - 2015 (реализация начатых проектов, корректировка направлений развития школы, разработка комплексной программы развития ДШИ с учетом проектной методики в управлении работы всех отделений, выдвижение преподавателями и учащимися ДШИ собственных проектов).

4. Аналитико-обобщающий, 2016 (проведение семинаров, конференций с целью обобщения опыта проектной деятельности ДШИ, выпуск аналитических материалов, газет, видеофильмов о реализации лучших проектов).

Сейчас, находясь на внедренческом этапе реализации проекта, мы можем сказать, что получилось у нас многое. Преподаватели ДШИ, четко осознавая свою новую миссию, с интересом включаются в разработку новых проектов, участвуют в конкурсах исследовательских работ, проводят семинары, конференции, педагогические советы по вопросам проектирования и моделирования образовательного пространства. Мы вместе прогнозируем результат и четко идем к намеченным целям. Результатом работы по проектированию явилась программа развития ДШИ на период 2011 - 2015 годы, стратегический план развития учреждений культуры города, программа социокультурной деятельности ДШИ. А также - все реализуемые на сегодняшний день проекты школы.

Считаю, что данная работа особенно актуальна на сегодняшний день именно в малых городах России, где иногда приходится доказывать и подтверждать свою нужность, поднимать престиж школы искусств. Для Гусь-Хрустального представленный нами на конкурс проект «Горизонты творчества» и вся инновационная деятельность ДШИ имеет особую значимость. Она способствует интеграции города в региональный и федеральный культурный процессы, формированию положительного имиджа города в регионе, в стране и за рубежом, развитию системы - именно системы! - событийных мероприятий в сфере культуры и искусства.

Все это является подтверждением жизнеспособности и эффективности работы нашей школы в условиях модернизации художественного образования.

_________

*Редакция «Играем с начала» планирует представить и другие работы, участвовавшие в конкурсе.

ИТОГИ КОНКУРСА

Лауреаты I степени

Бурлова Татьяна Германовна, Ростовский областной музей изобразительных искусств, отдел «Детская художественная галерея», Ростов-на-Дону. Автор проекта «Шаги навстречу» в номинации «Программно-методический проект».

Соскова Елена Ивановна, ДШИ г.Гусь-Хрустальный, Владимирская область. Автор проекта «Горизонты творчества» («Проектирование и моделирование образовательного пространства ДШИ в условиях модернизации художественного образования как новая управленческая технология») в номинации «Управление в художественном образовании».

Долгих Лидия Петровна, Смирнова Ольга Алексеевна, ДШИ им. М.А. Балакирева, Москва. Авторы проекта «Организация каникулярного отдыха учащихся ДШИ им. М.А.Балакирева: опыт и перспективы» в номинации «Программно-методический проект».

Лауреаты II степени

Колобова Людмила Владимировна, ДШИ № 1, «Городской методический центр», г.Новокузнецк, Кемеровская область. Автор проекта «К вершинам мастерства» в номинации «Управление в художественном образовании».

Воробьева Наталия Николаевна, ДМШ № 5, Вологда. Автор проекта «Создание и развитие социокультурного центра на базе ДМШ № 5 города Вологды» в номинации «Управление в художественном образовании».

Группа авторов: Лойко Инна Александровна, Петросян Лариса Сергеевна, Куренева Ирина Анатольевна, Матвиенко Галина Александровна, ДШИ, г.Георгиевск, Ставропольский край. Проект «Повышение качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образовании детей в условиях инновационной среды» в номинации «Управление в художественном образовании».

Лауреаты III степени

Гертер Оксана Сергеевна, ДМШ № 1, г.Байконур, Республика Казахстан. Автор проекта «Современная популярная музыка» в номинации «Программно-методический проект».

Хуснутдинова Резеда Сайдашевна, ДМШ № 8, Казань. Автор проекта «Встречи в музыкальном салоне» в номинации «Педагогический проект».

Скрипкина Ирина Виргиньевна, ДМШ № 8 им. В.Ю. Виллуана, Нижний Новгород. Автор проекта «Школьный музей: «В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое…» в номинации «Духовно-нравственное воспитание».

Поделиться:

Наверх