Нижегородский музыкальный колледж им. М.А. Балакирева принадлежит к числу старейших музыкальных учебных заведений России. В Нижнем Новгороде он стал основой профессионального музыкального образования и музыкальной культуры еще до появления оперного театра (1935), филармонии (1937) и консерватории (1946). Выпускники НМК им. М.А. Балакирева сегодня преподают во всех музыкальных учебных заведениях региона. Лауреаты многочисленных конкурсов, студенты колледжа гастролируют по всему миру, учатся в лучших отечественных и зарубежных музыкальных вузах.
Путь почти в 140 лет
Дата рождения колледжа – 12 ноября 1873 г., день открытия музыкальных классов при Нижегородском отделении Императорского Русского музыкального общества. Основателем и первым директором классов стал выпускник Московской консерватории Василий Юльевич Виллуан (1850 – 1922), ученик П.И. Чайковского и Н.Г. Рубинштейна. Среди выпускников музыкальных классов – выдающиеся музыканты С.Ляпунов, Г.Гинзбург, И.Добровейн, А.Крейн.
В 1907 году музыкальные классы были реорганизованы в музыкальное училище. Сразу после 1918 года учебное заведение не раз меняло свое название: Народная консерватория, Государственная консерватория, Музыкальный университет, музыкальный, а затем и музыкально-театральный техникум, вновь музыкальное училище (1937). Статус колледжа училище получило в 2003 г.
В 20-е годы ХХ века, ставшие эпохой подъема музыкального просветительства и массового музыкального образования, преподаватели и учащиеся устраивали многочисленные концерты, оперные постановки. Именно их выступления регулярно звучали на волнах начавшего работать нижегородского радио. А знаменитыми выпускниками тех лет были Б.Мокроусов – автор «Сормовской лирической», и А.Цфасман – композитор, пианист, один из первых в нашей стране джазменов. В середине 1930-х гг. выпускники и преподаватели музыкального училища составили основу созданных в городе оперного театра и оркестра филармонии. А в годы Великой Отечественной войны выступали в составе концертных бригад. Когда в Горьком открылась консерватория, ядро ее педагогического коллектива образовали именно педагоги училища – А.А. Касьянов, Н.Н. Полуэктова, А.Л. Лазерсон, М.В. Тропинская, С.В. Полякова.
К своему 100-летию в 1973 году училище было награждено орденом «Знак Почета», а некоторое время спустя получило имя М.А. Балакирева. Рубеж ХХ - XXI веков ознаменовался выходом деятельности училища на международный уровень – традиционными стали победы студентов на европейских музыкальных конкурсах, поступления выпускников в зарубежные вузы.
Из поколения в поколение
Преемственность исполнительских и педагогических школ, передачу опыта и мастерства можно наблюдать в работе всех отделений колледжа. Так, основательницей нижегородской пианистической школы стала Н.Н. Полуэктова, ученица В.Ю. Виллуана. В свою очередь ее ученица, ЗРК РФ Т.С. Бродская много лет возглавляла фортепианное отделение музыкального училища. В 1993 году руководить отделением стала ЗРК РФ Н.Н. Фиш. Ежегодно студенты Н.Н. Фиш становятся стипендиатами благотворительной программы «Новые имена». С 2011 г. во главе фортепианного отдела – ученица Н.Н. Фиш, лауреат международных конкурсов А.Н. Богданович.
Классы струнных смычковых инструментов существовали в Нижегородском музыкальном колледже с самого момента его основания. Выпускники музыкальных классов, а затем училища пополняли ряды симфонических оркестров: Нижегородского отделения ИРМО, в советское время – оркестров филармонии и оперного театра. Сольная артистическая и педагогическая карьера выпускников струнного отделения нередко складывается удачно. Они работают в Нижегородской консерватории и других музыкальных вузах, колледжах разных городов, музыкальных школах, играют в лучших оркестрах страны и мира. Но особая забота преподавателей-струнников и их воспитанников – это юные музыканты. К ним в музыкальные школы приходят вчерашние студенты. Для них регулярно организуются открытые уроки, фестивали и конкурсы: конкурс-фестиваль «Поющий смычок», областной конкурс ансамблей «Нас подружила музыка» и др.
Сольное пение в музыкальных классах при Нижегородском отделении ИРМО начали преподавать в 1875 году. Основы нижегородской профессиональной школы пения закладывал Л.К. Рабус, выпускник Московской консерватории. Когда в 1935 г. в Горьком открылся Театр оперы и балета, выпускники вокального отделения сразу же составили его труппу. Получив сценический опыт в родном театре, вокалисты передавали его молодому поколению. Педагогов-вокалистов колледжа можно увидеть в жюри международных и всероссийских конкурсов, они помогают музыкальным школам в работе на детских вокальных отделениях. А пение студентов неизменно украшает концерты и в родных стенах колледжа, и на различных городских площадках.
Ни одно торжественное событие издавна не обходится без участия духовых инструментов: фанфары гремят в честь победителей, приветствуют важных гостей, создают праздничную атмосферу. Поэтому выпускников отделения духовых и ударных инструментов можно услышать везде. В духовых, симфонических оркестрах, в оркестрах оперных театров и филармоний, причем не только в Нижнем Новгороде. Еще В.Ю. Виллуан понимал, как нужны городу оркестранты-духовики. И приложил массу усилий, чтобы в Нижнем открылись духовые классы. В 1908 г. появился класс флейты, а в 1914 г. – класс трубы. В 1918 г. в Народной консерватории стал преподавать профессор из Москвы С.В. Розанов (кларнет). Так постепенно складывалось отделение духовых инструментов. Сейчас отделение активно участвует в организации и проведении конкурса юных исполнителей на духовых инструментах «Звуки надежды».
В 1920 - 30-е годы проходило становление трех отделений колледжа: народных инструментов, хорового дирижирования и теории музыки. Начальные шаги народного отделения тесно связаны с именем И.К. Бучинского – участника знаменитого оркестра В.В. Андреева. После войны преподаватели и учащиеся отделения поднимали музыкальную работу в областных селах, развивали движение художественной самодеятельности. Выпускники пополнили преподавательский состав российских вузов. Только в Нижегородской консерватории трудятся профессора М.Ю. Котомин и Ю.Е. Гуревич, доценты В.Н. Митяков и А.А. Петропавловский, преподаватели Р.Ш. Мамедкулиев и А.В. Шалин.
Первые учащиеся-дирижеры занимались под руководством П.И. Армашева – выпускника Петербургской консерватории. Один из первых выпускников отделения В.П. Малышев организовал известную на весь мир Нижегородскую хоровую капеллу мальчиков. В Нижнем Новгороде повсюду можно встретить имена воспитанников дирижерско-хорового отделения: ректор Нижегородской консерватории (академии) им. М.И. Глинки, профессор, ЗДИ РФ Э.Б. Фертельмейстер, главный дирижер Нижегородского академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина Е.Б. Шейко, преподаватели консерватории, капеллы, музыкальных школ, руководители известных хоровых коллективов. Среди нескольких сотен выпускников отделения – народные артисты России: легендарный руководитель капеллы профессор Л.К. Сивухин, художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Нижегородской филармонии А.М. Скульский. Нынешний директор колледжа, ЗРК РФ, профессор С.И. Смирнов – тоже выпускник дирижерско-хорового отделения.
Теоретическое отделение возникло в 1938 году. Его основала Т.И. Агринская, окончившая Ленинградскую консерваторию. Знаменитые выпускники отделения – Т.Н. Левая (доктор искусствоведения, профессор ННГК им. М.И. Глинки), В.Б. Валькова (доктор искусствоведения, профессор РАМ им. Гнесиных), директор Нижегородской академической филармонии имени М.Л. Ростроповича, ЗДИ РФ О.Н. Томина.
На эстрадном отделении училища, открытом в 1981 г., работают выпускники академических музыкальных вузов. В то же время они имеют за плечами немалый опыт работы в эстрадных коллективах. Поэтому с самого начала здесь существует установка, с одной стороны, на профессионализм, с другой – все методические наработки опираются на живое эстрадное музицирование.
В 1972 г. при Горьковском музыкальном училище была создана Студия педагогической практики. С сентября 1989 г. студия получила статус Детской музыкальной школы при училище, в 2006 г. преобразованной в детское музыкальное отделение колледжа. В настоящее время дети здесь обучаются на струнных, духовых, народных инструментах и фортепиано.
Особая сфера деятельности ДМО - комплекс учебных занятий со слепыми детьми на базе Областной коррекционной школы III – IV типа им. Н.А. Островского, где с 1993 г. существует филиал отделения. Это направление работы, способствующее профессиональной и социальной реабилитации детей-инвалидов, получило высокую оценку музыкальной общественности: отделение было удостоено II премии на Всероссийском конкурсе «Балакиревский проект – 2006» в Москве.
Духовное единение
Сложившиеся в колледже богатые традиции преподавания аккумулируют в себе лучшие достижения отечественной музыкальной педагогики. Но учебный процесс у музыкантов неотделим от творчества. Качество профессиональной подготовки учащихся мы можем увидеть и оценить «в деле» - на сцене, на концерте. Преподаватели и студенты колледжа дают десятки концертов в год. Особо значимыми концертами являются «Музыкальные собрания», которые продолжают славные традиции, заложенные еще В.Ю. Виллуаном. Идейный вдохновитель «Музыкальных собраний» - хранитель музея колледжа, музыковед-краевед, ЗРК РФ С.В. Казак, а один из главнейших организаторов – директор колледжа С.И. Смирнов. В нынешнем учебном году колледж провел два «Музыкальных собрания», посвященных крупным памятным датам: 150-летию с начала деятельности Новой русской композиторской школы и 175-летию со дня рождения М.А. Балакирева. На этих больших концертах звучала нетленная музыка русских классиков - Глинки, Балакирева, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, каждый раз заставляющая вновь почувствовать величие нашей музыкальной культуры, глубину и силу ее духа. Соборный характер таких концертов, где колледж действительно «собирается» как единое целое (педагоги и студенты, солисты и коллективы на одной сцене), позволяет ощутить особое духовное единение, что очень значимо в наше непростое время с его мощными деструктивными тенденциями.
Обозревая всю историю Нижегородского музыкального колледжа, понимаешь, что он не случайно стал носить имя М.А. Балакирева. Делом жизни нашего великого земляка было созидание и развитие русской музыкальной культуры и музыкального образования. То же мы наблюдаем и в работе целых поколений педагогов колледжа. Это дело их жизни. Это и наше дело – сохранять и преумножать бесценное наследие.
Поделиться: