Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.08.2009
«Какая ж песня без баяна, какая ж Волга без Руси…»

Извините за горькую иронию, но иногда мне кажется, что лучше всего наши генетические корни дают о себе знать в подземных переходах, когда уличные музыканты играют на полузабытой гармошке. Эффект особенно усиливается, если исполняется что-нибудь из народного репертуара. Неизвестно откуда появляется в горле ком, возникают какие-то ностальгические воспоминания, рука тянется к кошельку.

Этой несколько приземленной увертюрой хочу начать разговор на очень важную тему - развитие баянного искусства в современном музыкальном мире. Не хотелось бы занудствовать, но в этом плане в «нашем королевстве» не все ладно. Этим озабочены и преподаватели музыкальных училищ и профильных вузов. Все меньше и меньше выпускников детских музыкальных школ выражают осознанное желание продолжить свое образование по специализации «народные инструменты». Об этом свидетельствуют и вступительные экзамены в Московском областном колледже искусств. По мнению заведующего отделением народных инструментов колледжа Е.А. Лихачева, с каждым годом набор студентов становится настоящей проблемой. Подобную тревогу высказывает и его коллега - преподаватель музыкального колледжа им. Гнесиных заслуженный артист РФ Сервер Абкеримов.

И все же, несмотря ни на что, и среди молодого поколения есть настоящие подвижники народных инструментов. В Московском областном колледже искусств сейчас работают совсем юные преподаватели: М.А. Федоров и Н Е. Панова, которые пополнили ряды старой гвардии и активно занимаются просветительской деятельности в своей области. Что касается Натальи Пановой, то она как бы заново открывает для широкой публики ставшую уже реликтовой гармонь. Выступления ее учеников-гармонистов на занятиях курсов повышения квалификации для педагогов детских музыкальных школ Московской области стали уже хорошей традицией и проходят, как говорится, под бурные аплодисменты.

Организаторы курсов – специалисты областного научно-методического центра прекрасно осознают важность пропаганды этого вида исполнительского искусства и выполняют не только образовательную, но и просветительскую миссию. Для выступления перед слушателями курсов НМЦ приглашает удивительных педагогов, настоящих мастеров своего дела. И, конечно же, неслучайно на завершающем учебный год совещании руководителей методических объединений Московской области руководитель областного научно-методического центра Н.Ю. Максимова предложила выступить генеральному директору ООО «Тульская гармонь» А.Н. Виляеву. Это предприятие, как известно, продолжает традиции выдающихся тульских мастеров, которые были заложены еще в начале XIX века. И с той поры Тула стала главным производителем баянов и гармоней для всей Российской империи. Уникальные тембровые баяны «Левша», «Мир», «Русь» и сейчас можно услышать на лучших сценах мира. Но так ли уверенно звучит их голос в современной России? Алексей Николаевич подходит к этому вопросу философски, реально рассматривая музыкальные потребности нынешнего общества. И, тем не менее, надеется, что может повлиять на возрождение интереса к родному музыкальному инструменту. А.Н. Виляев бывает в зарубежных командировках, изучает соответствующий опыт других стран. Так, в Германии, где, как известно, в большом почете аккордеон, на него произвел большое впечатление тот факт, что в каждом, даже самом небольшом городке, существуют клубы, объединяющие любителей этого инструмента. Подобное общение – внутренняя потребность людей, характеризующая и уровень массовой культуры данного народа, и бережное, но без принуждения сохранение национальных традиций. И ведь язык не повернется назвать немцев архаичными и отсталыми. Все это им только помогает успешно развиваться.

Для того чтобы подобный опыт прижился на нашей земле, необходимы уже огромные усилия. К сожалению, нам свойственно периодически все до основания разрушать, а потом невероятными усилиями восстанавливать. Самое страшное, пожалуй, в том, что разрушению подвергается и наше мироощущение. Потом, когда приходит осознание необходимости выхода из тупика, мы обращаемся к растоптанному прошлому и начинаем понимать, что необходимо менять, в первую очередь, сознание людей, стараться возвратить уважение к своей истории, культуре, традициям.

Так какое же будущее у тульской гармони? Экономический кризис, объективные недостатки музыкального образования, определенное безразличие к народному инструменту, конечно же, не благоприятствуют ее жизнедеятельности. И все же хочется верить, что когда-нибудь в возрожденной российской деревне вновь запоет одинокая гармонь, что ни одна свадьба не обойдется без «цыганочки с выходом» под баян. И будут вновь звучать задушевные песни и озорные частушки. Ведь сколько бы ни скитался блудный сын, он все равно возвращается к родному порогу.

Поделиться:

Наверх