Top.Mail.Ru
АРХИВ
03.11.2011
ДА ЗДРАВСТВУЕТ ОПЕРА!

Крохотный зал на 30 мест, рояль и белый куб в качестве декорации. В этом интерьере одной из московских экспериментальных сценических площадок - в Дирекции центра «Открытая сцена» на Поварской - 12 октября состоялся, как гласила афиша, «Концерт молодых композиторов».

Скромный анонс в действительности обещал встречу с авторами, которые пишут сегодня оперы. Инициатором и ведущим этого творческого вечера выступил маститый композитор - заслуженный деятель искусств РФ, профессор Московской консерватории Валерий Кикта.

Первым на импровизированную сцену вышел выпускник Казанской консерватории (класс профессора Ф.И. Хасановой), РАМ им. Гнесиных (класс композиции профессора Чернова Г.В.) и ассистентуры-стажировки Московской консерватории (класс профессора В.Н. Чачавы) Сергей Чечетко. Вниманию публики были представлены две первые части из его оперы «Чукоккала» по сказкам К.Чуковского: «Чудо-дерево» и «Муха-Цокотуха» в исполнении Марии Лобашевой (сопрано, солистка театра «Русская опера») и Андрея Паламарчука (тенор, солист театра «Геликон-опера»). Каждая из частей оперы является игровым монологом, требующим от исполнителя не только музыкальности, но и незаурядного актерского мастерства.

«Чудо-дерево» выполняет функцию пролога. По замыслу автора, это волшебное дерево, из ветвей которого разрастаются все следующие части оперы. «Муха-Цокотуха» - типичный пример театра одного актера. Обладающий каким-то необыкновенным магнетизм Андрей Парамарчук - во время исполнения от него невозможно было отвести взгляда - представил публике целый карнавал образов. Это были и страшный, даже какой-то угрожающе-мистический Паук, и простосердечная Муха, и болтливая и трусливая мошкара, и, конечно, благородный герой Комар. Яркая, цепкая вокальная партия «Мухи-Цокотухи», как, впрочем, и инструментальная, на протяжении действия постоянно находится в развитии: в голосе артиста обнаруживается то мягкая кантилена, то отчетливая драматическая речитативность, то возгласы и дикие выкрики, то хорал (когда действие доходит до свадьбы Мухи и Комара).

«Ставить эту оперу можно как угодно, - комментирует Сергей Чечетко. – Она написана на сказки, но предназначена и для детей, и для взрослых. Дети воспринимают ее очень хорошо - это сочинение уже апробировано в детской аудитории, - я бы даже сказал, они шикарная публика, о которой можно только мечтать. Конечно, драматизм здесь местами не совсем детский, но они как-то по-своему понимают его».

Вторым эпизодом творческого вечера стало представление отрывков из мюзикла «Похождения близнецов». Его автор - выпускница РАМ им. Гнесиных по классу композиции профессора В.С. Ульянича Ирина Кайнова. В основе мюзикла лежит комедия Шекспира «Двенадцатая ночь» (автор либретто – Г. Геловани). Кстати, его премьера - вместе со спектаклем «Уроки любви, или За тремя зайцами» (либретто также Г.Геловани) - с успехом прошла в Саратовском театре оперетты и в Музыкальном театре Кузбасса.

На «Открытой сцене» были показаны пять номеров: «Любовь с первого взгляда», «Романс Орсино», «Второй романс Оливии», «Песня пиратов» и «Веселый карнавал» в исполнении Александры Гришкиной (меццо-сопрано, солистка Московской государственной филармонии), Кирилла Краюшкина (бас, солист Театра вокально-хоровой культуры «Славянский лик») и Геннадия Сухарева (баритон, солист Театра-студии оперы РАМ им. Гнесиных). Инструментальное сопровождение обеспечили альтистка Ольга Кожурина и пианист Роман Шкетик.

На время представления «Похождений близнецов» зрительный зал погрузился в таинственный полумрак, исполнители вышли в исторических костюмах, и музыка эту историческую направленность действия также подчеркивала - в особенно мелодичных номерах, написанных в жанре баркаролы или серенады, и в финале мюзикла, решенного в водевильном духе.

Заключением вечера стало исполнение фрагмента оперы Анны Музыченко «Прекрасная». Анна – выпускница Московской консерватории по классу фортепиано (класс профессора Л.В. Рощиной) и композиции (класс профессора В.Г. Агафонникова), а также аспирантуры по классу композиции профессора Ю.В. Воронцова, с 2010 года является членом Союза московских композиторов.

Опера-притча «Прекрасная» написана по мотивам пьесы Юкио Мисимы «Сотоба Комати», в которой тонко соединяется реальность и вымысел. Сюжет, повествующий о превращении Старухи (Олеся Холмовская, сопрано) в Красавицу и смерти от внезапной любви к ней Поэта (Тарас Ясенков, тенор), находит органичное воплощение в музыке, проходящей свой путь от едва уловимых начальных шумов-шорохов до финала-послесловия, резюмирующего действие цитатой из цикла Шумана «Любовь поэта». Зритель оказывается вовлеченным в мир иллюзий, где лишь одно слово «прекрасная» способно убить того, кто осмеливается его произнести. В музыкальном языке оперы очевидна преемственность с русской композиторской школой. Инструментальный состав – фортепиано и ударные, - вполне заменяющий собой все краски оркестрового звучания, будто бы специально создан для подобного представления. Особую роль в нем играет прожектор, который высвечивает танцующую у окна пару, а также видеоряд, отражающий мысли главной героини.

По завершении просмотров захотелось обратиться с вопросами к Валерию Кикте как организатору вечера-встречи с композиторской молодежью.

- Валерий Григорьевич, намерены ли вы продолжать знакомить публику с новой оперной музыкой?

- Мы планируем каждый год показывать оперы молодых композиторов - пусть даже в таком маленьком концертном зале, - чтобы авторы имели возможность увидеть реакцию публики и, конечно, чтобы у исполнителей была еще одна возможность приобщаться к современной профессиональной музыке. Подобный вечер мог бы спокойно проходить на каком-нибудь европейском оперном фестивале. И его результат уже налицо: дирижер договаривается с певицей о спектакле.

- Как вы считаете, не устарел ли оперный жанр?

- Безусловно, нет. Вот у нас состоялся этот оперный просмотр, и как можно сказать, что опера устарела, если мы представляли современную оперу без настоящей режиссуры, вне сценических возможностей и в отсутствии оркестра, а всем было интересно? Вот бы публика порадовалась, если бы все это происходило в театре!

- Какими чертами, на ваш взгляд, должен обладать современный оперный спектакль?

- В свое время я общался с Иваном Семеновичем Козловским и разделяю его позицию по этому поводу. Он считал, что главная фигура в опере это не режиссер, а певец. Люди должны слушать пение. Надо стремиться ко всему тому, что позволяет раскрыть индивидуальные возможности певца, тогда опера становится настоящим искусством.

- Мы прослушали три оперы - все они написаны на фантастические сюжеты. Этот тенденция? Современные композиторы действительно ищут оперные сюжеты в фантастике, а не в окружающем нас мире?

- Нет, явно не в современном мире. Наверное, какие-то события должны отлежаться, прежде чем стать темой оперы. И к тому же «голой правды» мы и вне оперной сцены так много видим - и по телевизору, и на улице, - что человеку, по моему мнению, хочется прийти в театр и приобщиться к чему-то абсолютно прекрасному, пусть даже фантастическому.

- Как вы думаете, не должно ли быть страшно молодым авторам писать оперы, когда уже существует огромное количество мировых оперных шедевров?

- Знаете, Андрей Яковлевич Эшпай как-то сказал, что каждый композитор всегда стремится написать свое самое лучшее произведение. Может быть, кто-то, услышав прозвучавшие на нашем вечере оперы, вдохновится на написание именно оперы, или скажу так: очередной оперы. И бояться тут ничего не стоит. Сколько опер написал Петр Ильич Чайковский, прежде чем создал «Пиковую даму»? Необходимо накопление, движение вперед, необходимо создавать что-то новое и, конечно, только свое. Нужно возрождать, разжигать интерес к опере у молодых авторов. И наш вечер – одна из попыток сделать это.

Поделиться:

Наверх