Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.05.2006
«СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ» ОТКРЫВАЕТ ДВЕРИ В БУДУЩЕЕ

1 мая в Москве завершился Первый международный конкурс-фестиваль «Современное искусство и образование». Его учредителями выступили Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, МГК им. П.И.Чайковского, Союз московских композиторов, МГОПУ им. М.А.Шолохова, Центр развития современного искусства Алемдара Караманова, Фонд развития джазового искусства Сергея Манукяна, Межрегиональная благотворительная программа «Новые имена» при поддержке Комиссии по культуре Мосгордумы. Конкурс-фестиваль получил весомую поддержку. В его адрес министр культуры и массовых коммуникаций А.С.Соколов направил приветственную телеграмму, в которой подчеркнул исключительную важность объединения понятий «современное искусство» и «образование».

Председатель Оргкомитета международного конкурса-фестиваля - декан факультета культуры и музыкального искусства МГОПУ им. М.А.Шолохова, профессор Рапацкая Людмила Александровна рассказала о новом творческом начинании.

- Конкурс-фестиваль «Современное искусство и образование» проводился впервые. И поэтому было чрезвычайно важно организовать его так, чтобы он обрел право на дальнейшее существование. Нам это удалось. Во всяком случае, когда мы только задумывали конкурс, мне казалось, он будет камерным, но я ошиблась. Интерес к современному искусству в мире и к проблемам его преподавания оказался велик. Неожиданно для нас было очень много конкурсантов - более 250, в том числе из зарубежных стран. Мы даже вынуждены были расширить временные рамки конкурса. Итог – 80 лауреатов!

Думаю, если уже первый конкурс привлек столь большое внимание, значит мы на правильном пути.

- Кому принадлежит идея конкурса и каковы его особенности?

- У нас в университете работает молодой педагог, лауреат международных конкурсов Клочкова Елена Викторовна. Она и предложила организовать конкурс, связанный с современным искусством. Название придумала я, исходя из того, что конкурс рождался на базе педагогического вуза. «Современное искусство и образование»: в этом названии мы определили важную проблему российской и, я думаю, мировой культуры. Ведь современное музыкальное искусство – серьезное, академическое искусство - до сих пор по-настоящему не является объектом практического изучения для исполнителей и уж тем более не является активной частью педагогического и исполнительского репертуара. Кроме того, слово «образование» в названии подчеркивает, что наш конкурс - не только для исполнителей, но и для педагогов – исполнителей-педагогов.

Из 8 конкурсных номинаций 7 связаны с музыкой и одна – с литературой. Каждая из номинаций посвящена какому-либо известному деятелю культуры, как бы носит его имя. Номинация «фортепиано» создана в честь профессора Московской консерватории Доренского Сергея Леонидовича; «исполнитель-педагог» – в честь доктора педагогических наук, исследователя в области фортепианного исполнительства Цыпина Геннадия Моисеевича. «Вокал» – номинация в честь нашего современника, великого русского баса Ведерникова Александра Филипповича. Номинация «камерный ансамбль» посвящена памяти Гайдамович Татьяны Алексеевны – в еще недавнем прошлом великолепного педагога Московской консерватории по классу камерного ансамбля. «Композитор-исполнитель»: эта номинация - в честь Караманова Алемдара Сабитовича, исключительно талантливого, но незаслуженно мало исполняемого композитора, живущего ныне в Крыму. «Джазовый, эстрадный исполнитель» – есть у нас и такая номинация, она - в честь Минкова Марка Анатольевича, композитора, народного артиста России, лауреата многих премий, автора музыки к более чем 130 кинофильмам. Номинация «классическая гитара» - в честь выдающегося музыканта, профессора РАМ им. Гнесиных Комалятова Николая Андреевича. И, наконец, номинация «литературное произведение» - в честь знаменитого писателя Бондарева Юрия Владимировича, который является почетным профессором нашего университета.

Все участники конкурса были разделены по трем возрастным категориям: до 16 лет (ученики), от 16 до 26 лет (студенты) и от 26 лет (педагоги). Эти категории мы обязательно сохраним для того, чтобы конкурс оставался демократичным, доступным для многих.

Сохраним мы и мастер-классы членов жюри в рамках конкурса – они прошли с большим успехом. Американский педагог, пианист Валерий Гроховский провел мастер-класс по джазовой музыке, урок мастерства преподал и немецкий пианист Даниэль Хёкстер. Был мастер-класс по гитаре, его провела преподаватель нашего университета Наталья Дмитриева.

- По какому принципу формировался состав жюри?

- Главный принцип – высокий профессионализм. Значительную часть «судейской команды» составили преподаватели лучшего музыкального вуза России – Московской консерватории. Но мы также заботились и о том, чтобы в жюри вошли представители самых разных российских и международных творческих школ: по нашему мнению, это обеспечивает объективность оценок.

- Предполагается ли утвердить как часть программы конкурса проведение форумов, круглых столов?

- Да, в рамках первого конкурса прошла очень внушительная конференция «Современное искусство и образование». В ней участвовали видные исследователи современной музыки. По материалам этой конференции мы издадим сборник научных трудов.

- Как посещала конкурс-фестиваль публика?

- Не скажу, что «залы ломились», но и не пустовали. И примечательно, что основной публикой была студенческая молодежь.

Поделиться:

Наверх