«Качество образования как условие эффективного функционирования образовательных учреждений отрасли культуры» - такой была тема выступления на форуме проректора по учебной работе РАМ им. Гнесиных А.С. Базикова.
…Что мы имеем в виду, когда говорим об эффективности деятельности наших образовательных учреждений в сфере культуры и искусства, причем разных уровней? Есть ли тут общие задачи и различия? Конечно, ни у кого не вызывает сомнения, что в широком смысле оценка эффективности нашей деятельности зависит от качественного решения главной стратегической задачи - повышения общеэстетического уровня и общей культуры общества, морально-нравственного и патриотического воспитания молодежи. И различия в этом направлении оценки эффективности деятельности учебных заведений среднего профессионального и дополнительного предпрофессионального образования быть не может. Разница лишь в индивидуально-возрастных подходах, в методиках обучения и воспитания.
При этом у учреждений среднего профессионального образования и учебных заведений дополнительного предпрофессионального образования есть существенные отличия в оценке эффективности. Наши колледжи, училища искусств выполняют однозначную функцию подготовки профессиональных кадров. Нельзя не заметить, что существенные изменения последних десятилетий в социально-экономической сфере создали ситуацию, когда выпускнику музыкального училища или колледжа именно на рынке труда становится все менее комфортно. Причин здесь много: меняющийся менталитет молодежи, стремление к получению непременно высшего профессионального образования, увеличившиеся в этом плане возможности благодаря увеличению количества вузов в стране, вхождение во всемирное образовательное пространство, где не существует понятия среднего профессионального образования, и т.д. И если раньше выпускники средних специальных учебных заведений спокойно реализовывали себя в профессиональном отношении, работая в ДМШ и ДШИ, то сегодня мало кто завершает освоение своей специальности на среднем уровне, стремясь поступать в вузы. Да и устроиться на работу в условия конкурентного рынка труда со средним образованием не так просто. Отсюда вывод, что эффективность деятельности наших средних специальных учебных заведений в основном заключается в обеспечении качественного базового, фундаментального образования для продолжения освоения своей профессии в учебном заведении высшего звена.
Что касается детских школ искусств, здесь все по-другому. Конечно, противоречия последних десятилетий в реализации детских музыкально-образовательных программ благодаря деятельности Министерства культуры РФ и Комитета по культуре Государственной Думы пятого созыва в прошлом году были частично разрешены внесением изменений в законодательство об образовании, повышением статуса музыкальных школ. Не буду перечислять, сколько действительно сложных моментов были разрешены новыми изменениями в законодательстве. Но диалектика жизни такова, что разрешение любых противоречий является созданием противоречий новых и деятельность наша должна продолжаться. Несмотря на получение предпрофессионального статуса деятельность всех музыкальных школ и школ искусств не сможет быть направлена только на подготовку абитуриентов для поступления в колледжи искусств. Возрастной период обучающихся в учреждениях предпрофессиональной подготовки не может дать 100% гарантии избрания каждым ребенком профессиональной траектории уже в начале жизненного пути. ДШИ всегда выполняли двоякую функцию: это была допрофессиональная подготовка и массовое обучение детей различным видам искусств, их общеэстетическое воспитание через вовлечение в период обучения в процесс творческой деятельности. Сегодня предпрофессиональный статус, с одной стороны, обеспечивает более четкую преемственность школ искусств с учебными заведениями профессионального уровня. С другой стороны - оставляет право на реализацию программ общеэстетического образования. И здесь говорить о качестве образования, его гарантии, проблемах и способах их решения, действительно, несколько сложнее. Необходима серьезная детализация системы качества образования в детских школах художественного образования, где, несомненно, есть не только общие критерии, но и неизбежная дефиниция их при оценке деятельности в двух разнонаправленных спектрах.
Конечно, качество образования на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных проблем в широкомасштабном смысле. И естественно, в оценке эффективности функционирования наших с вами учебных заведений среднего профессионального и предпрофессионального уровня понятие качества образования играет основную роль. Что же мы вкладываем в понятие «качество образования»? О чем идет речь: об итоговом продукте деятельности учебного заведения, связанном с профессиональной или предпрофессиональной подготовкой выпускника, или о текущем учебном процессе, о внутренней или внешней оценке качества образования того или иного учебного заведения? Конечно, все это взаимозависимые, неразрывно связанные между собой аспекты, требующие детального рассмотрения в контексте современного состояния нашего художественного образования. И мне кажется, наиболее существенными являются проблемы качества, прежде всего, самого учебного процесса. Не разбивая проблематику качества образования по уровням подготовки, можно сформулировать несколько общих проблем обеспечения качества художественного образования на современном этапе.
Прежде всего, это проблема кадрового обеспечения учебного процесса. Это одна из острейших проблем сегодняшней ситуации. Всего в системе детских школ искусств работает чуть более ста тысяч человек. Большинство из них – люди предпенсионного и пенсионного возраста. При отсутствии притока молодых специалистов в большинстве регионов перспектива дальнейшего развития ДШИ напрямую связана с решением кадрового вопроса. По результатам мониторинга в некоторых регионах (в том числе в крупных, промышленно развитых) число педагогических вакансий практически по всем предметам учебного плана превышает сотни единиц! Особо сложная ситуация с классами духовых, струнных смычковых инструментов, а сегодня еще и народных инструментов, в частности баяна. В отдельных регионах России практически не воспроизводятся поколения музыкантов по десяткам профессий, пустеют пульты струнных, духовых групп в оркестрах. При этом рынок труда в области культуры и искусства ежегодно пополняется выпускниками высших и средних профессиональных учебных заведений, но в большинстве своем они не идут работать в школу. Недостаток профессиональных кадров в отдаленных регионах страны и в сельской местности негативно влияет на качество учебного процесса. Факторы, определяющие данную ситуацию, общеизвестны. Это унизительная оплата труда, проблема с жильем для молодых специалистов, невозможность удовлетворения потребностей выпускников сочетать в трудовой деятельности педагогическое, исполнительское, творческое направления плюс незаинтересованность образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования в дальнейшем трудоустройстве выпускников. Мы все понимаем, что решение этой проблемы, напрямую связанной с гарантией качества образования, следует искать в плоскости социально-экономических вопросов. И здесь нельзя не отметить последние позитивные изменения в законодательстве, которые дают надежду на повышение социального статуса преподавателей ДШИ, связанное в первую очередь с повышением уровня заработной платы и пенсионного обеспечения, а также с досрочным назначением пенсии по выслуге лет.
Одним из важных вопросов повышения качества образования и обеспечения преемственности образовательных процессов ДШИ и средних профессиональных учебных заведений, а также сохранения кадрового потенциала является совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации специалистов в области художественного образования. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров системы ДШИ в связи с внесением изменений в законодательство становится сегодня одной из важнейших задач обеспечения качества учебно-образовательного процесса. В связи с этим при поддержке Департамента науки, образования и информационных технологий Министерства культуры РФ РАМ им. Гнесиных создан Институт развития образования в сфере культуры и искусства, который возглавила известный специалист в области предпрофессионального образования И.Е. Домогацкая.
Не могу не упомянуть еще об одной проблеме, имеющей, на мой взгляд, прямое отношение к качеству нашего образования. Это вопрос о ведомственной принадлежности школ искусств. Традиционно они находились в ведении органов управления культуры, наделенных функциями управления образовательными учреждениями дополнительного образования детей. Муниципальным органам власти в настоящее время переданы большие права, и в результате ДШИ зачастую переподчиняются органам управления образованием. Для муниципальных управленцев это удобно – единая законодательная база, единый финансовый поток. А каковы далеко идущие последствия? При переподчинении школ искусств системе органов управления образованием появляется ряд серьезных проблем. Во-первых, нарушается трехзвенная система художественного образования. Во-вторых, то внимание, которое будет уделяться ДШИ в системе органов управления образованием, предсказуемо (будет много планов, отчетов, а уровень образования, реализуемого школой искусств, определить будет сложно, поскольку в школах искусств своя специфика, свои особые критерии).
Определением уровня качества образовательной деятельности ДШИ должны заниматься профессионалы в области культуры и искусства. Иначе качество обучения в школах искусств упадет, они потеряют свою специфику, и функции предпрофессиональной подготовки трансформируются в большей степени в функции досуговые, нежели в образовательные. Во многих регионах России работники исполнительных органов власти понимают преждевременность и необоснованность переподчинения школ искусств, и массового перевода их в юрисдикцию органов управления образованием пока нет. Однако тревожная ситуация на сегодняшний день по этому вопросу кое-где наблюдается. И не случайно на заседании президиума Госсовета по вопросам поддержки талантливых детей и молодежи министр культуры А.А. Авдеев обратился с просьбой к президенту Д.А. Медведеву не переводить ДШИ в департаменты либо в министерства образования, а сохранить их в региональной подчиненности министерства культуры.
Последнее, о чем я хотел бы сказать, это о необходимости формирования в предпрофессиональных и средних профессиональных учебных заведениях культуры и искусства системы управления качеством. Изменения в законодательстве, связанные с аккредитацией профессиональных образовательных программ, предусматривают наличие в образовательных учреждениях системы мониторинга и управления качеством подготовки, подразумевающей комплекс мероприятий в сфере повышения качества предоставляемых образовательных услуг. При создании системы управления качеством подготовки необходимо придерживаться трех основополагающих принципов. Это принцип управления качеством всех процессов (учебного и воспитательного, процессов самообразовательной работы обучающихся и библиотечно-информационного обеспечения, а также процесса «обучения качеству» преподавательского состава). Это принцип постоянной поддержки заинтересованности в повышении качества у всех работников учебного заведения. И это принцип гармоничного сочетания управления и самоуправления. Одной из задач руководства образовательными учреждениями в организации работ по созданию системы управления качеством подготовки является воспитание в коллективе «культуры качества», что является ключевым условием функционирования всей системы управления качеством образования. Свою приверженность понятию «культуры качества» руководство учебного заведения должно демонстрировать путем выработки целей и задач деятельности всех без исключения подразделений, обеспечения сбора и анализа информации, относящейся к проблемам качества, проведения периодических проверок качества.
Поделиться: