«Школа открытий», «культурная встряска», «божественное место» - всё это о фонде «Новые имена», отмечающем в этом году свое 20-летие. Так говорили московские профессора, которых фонд на многие годы увлек своими благородными задачами.
Доренский Сергей Леонидович – народный артист РСФСР, профессор МГК им. П.И. Чайковского:
- С Иветтой Николаевной Вороновой мы знакомы давно, еще до начала работы фонда «Новые имена». Помню, когда в 80-е годы в Москву приезжал Ван Клиберн и играл концерт в присутствии высоких официальных лиц – в их числе был и президент СССР Михаил Горбачев, - от музыкантов и общественности Москвы его публично приветствовали два человека. Это были мы с Иветтой Николаевной. С Ваном я был лично знаком очень хорошо. А с Иветтой Николаевной мы подружились именно тогда и дружим до сих пор.
С «Новыми именами» меня связывает многое. Я работал в Летней творческой школе в Суздале, даю мастер-классы, регулярно организуемые фондом, и участвую в проекте уже воспитанника «Новых имен» - моего ученика Дениса Мацуева, который проводит фестиваль на Байкале. По моему наблюдению, активно действующие московские музыканты в большинстве своем связаны с фондом «Новые имена». Его польза очевидна. Фонд присуждает стипендии, устраивает концерты - он объединяет людей.
«Новые имена» - это очень интересная «форма жизни», которая зародилась 20 лет назад. И это очень жизнеспособная организация. Здесь непрерывно ищут и находят одаренных детей, а потом из них действительно получаются замечательные музыканты, как, например, тот же Денис Мацуев, которого «отыскали» в Сибири.
Мы выискиваем талантливых людей, собирая «творческие экспедиции» в разные города, где представители фонда прослушивают ребят. И это замечательно. «Новые имена» – это школа открытий, так бы я сказал.
Шаховская Наталия Николаевна – народная артистка СССР, профессор МГК им. П.И. Чайковского:
- Не могу сказать точно, насколько давно я сотрудничаю с фондом «Новые имена», но, в общем, очень долго. У меня не зафиксирована конкретная дата начала сотрудничества, но я определенно знаю одно, и это - основное, что мне хотелось бы отметить: фонд «Новые имена» - в числе первых фондов, которые появились в совсем непростое время, чтобы помогать творческой молодежи.
В «Новых именах» работают не только профессора музыкальных вузов, но и художники, и поэты, там происходит масса интереснейших событий, проводятся благотворительные акции, там оказывают необходимую помощь детям – и стипендиями, и предоставлением инструментов, и приглашением участвовать в концертах. И эта деятельность была очень активной гораздо раньше, чем появились, скажем, фонды Владимира Спивакова и «Русское исполнительское искусство». «Новые имена» - это был не только первый опыт, но и успешный пример для людей, желавших поддерживать молодые таланты.
В «Новых именах», конечно, многое зависит от личности руководителя - Иветты Николаевны Вороновой. Она смогла собрать вокруг себя великолепную команду, смогла создать по-настоящему рабочее и одновременно теплое настроение. Все окружающие ее люди - честные и очень ответственные работники, понимающие важность общего дела.
А что касается молодых ребят, которые поддерживаются фондом, то среди них выделилось уже огромное количество ярких музыкантов. Из тех, кому «Новые имена» дали путевку в жизнь, назову лишь некоторых виолончелистов. Все они известны: это и Борис Андрианов, и Евгений Тонха, и Александр Бузлов, и Денис Шаповалов. Из «Новых имен» вышли ребятки, которые сейчас стали видными исполнителями, украшающими сцены мира.
Сегодня деятельность фонда активно продолжается, хотя теперь многое непросто. Не так просто организовывать и летнюю школу – все требует денег, денег, денег. Но вот Иветта Николаевна со своей командой находит какие-то мудрые пути. И очень многие губернаторы, политические деятели, которые видят эту работу и понимают ее важность, поддерживают фонд «Новые имена». Я, естественно, намерена продолжать сотрудничество с этим замечательным фондом – не могу уже не продолжать!
Бондурянский Александр Зиновьевич – народный артист России, профессор МГК им. П.И. Чайковского:
- В свое время Татьяна Алексеевна Гайдамович, которая многие годы была председателем экспертно-художественного совета фонда «Новые имена», очень точно сформулировала триаду задач, стоящих перед фондом: поиск, открытие и помощь.
Поиск ведется очень широко все 20 лет. И не только у нас, но и за рубежом, поэтому среди участников программ и стипендиатов фонда немало талантливых ребят из городов и России, и других стран. Причем это города не только столичные, а и весьма отдаленные от центра. И если человек проявляет яркое дарование (это непременное условие), он обязательно попадает в сферу внимания «Новых имен»: фонд открывает его для себя, а затем и для всех. А главная помощь заключается в том, что начинающие музыканты получают возможность общаться с выдающимися мастерами, педагогами. Достаточно здесь упомянуть и Даниила Борисовича Шафрана, и Наума Львовича Штаркмана, и уже упоминавшуюся Татьяну Алексеевну Гайдамович - ушедших от нас наших коллег, которые были связаны с «Новыми именами». Но и сегодня круг широк. Это и Наталия Николаевна Шаховская, и Сергей Леонидович Доренский, и Марина Луарсабовна Яшвили, и Сергей Иванович Кравченко – если называть все имена, список получится очень большой. И самое главное, что всю эту гигантскую работу организует Иветта Николаевна Воронова, чье имя становится не просто знаменем фонда, но и обладает особой притягательной силой: и для педагогов, которые охотно идут на сотрудничество, и для учеников, и для государственных деятелей, среди которых Иветта Николаевна пользуется большим авторитетом, и для общественных организаций, которые помогают фонду в его многотрудной, но очень интересной работе.
Фонд «Новые имена» и занятия с учениками в фонде не ставят целью подмену музыкальных учебных заведений - это очень важно понять. Наоборот, в фонде воспитывается чувство глубокого уважения к основным педагогам, у которых занимаются ребята. Если говорить о том, что лично мне интересно в этом деле, то, во-первых, отмечу возможность общения с молодыми дарованиями. Это очень увлекательный процесс, и быть причастным к нему считаю важным. Второе – это воспитание чувства сотворчества, приобщение учеников уже на раннем этапе к такой интереснейшей области музицирования, как камерная музыка. Она - одно из настоящих сокровищ. Третье, что меня привлекает, это возможность общаться с коллегами. В условиях творческой школы – и в Суздале, и в Москве, и в других регионах, непосредственное общение педагогов между собой и с учениками в неформальной обстановке придает особую прелесть творческим контактам.
Деятельность фонда «Новые имена» я оцениваю как блестящую. Показателем могут служить три конкурса «Новых имен». Это чрезвычайно точный показатель хотя бы потому, что количество участников на первом этапе «зашкаливает» – почти тысяча. Вот она, широта охвата. Есть, конечно, и такой критерий, как количество превосходных исполнителей, выросших в фонде «Новые имена». Картина, действительно, впечатляющая.
Сиренко Сергей Анатольевич – профессор МГХИ им. В.И. Сурикова:
- Я сотрудничаю с фондом «Новые имена» практически с самого начала - в 1992-93-м году меня ввели в экспертный совет фонда. Я и мои коллеги занимались с юными художниками (это происходило в форме мастер-классов), готовили выставки, работали в жюри различных конкурсов и сами проводили конкурсы. Позднее Иветта Николаевна Воронова предложила мне возглавить экспертный совет по художникам, и с тех пор в течение более 10 лет я бессменный руководитель этого направления работы «Новых имен».
Третий сезон я провожу в Суздальской летней школе – ранее бывал здесь наездами, «с инспекцией», теперь же с удовольствием работаю с группами в течение всей смены. По итогам последнего заезда – это вторая смена, закончившаяся 7 августа, могу заметить, что группа была интересная, разнообразная. Приезжали ребята из Тюменской области, из Москвы, из Хакассии – география оказалась достаточно широкой.
В Суздале мы не ограничиваем чисто художественный материал, но работаем, в основном, акварелью, хотя некоторые из моих подопечных увлеченно работали пастелью, выполняли графические произведения, а один юноша из Перми – он учится на первом курсе художественного училища – уже писал маслом. В нашем распоряжении есть автобус, который вывозит нашу группу на пленэры в разные уголки города и даже за город. У нас состоялись поездки в Кидекшу, в село Михали. Для новичка пленэр как работа на свежем воздухе бывает труден. Поначалу не все получается, но к концу смены все «расписались». И мне кажется, в этом году итоговая выставка получилась наиболее разноплановой – прежде всего, по техникам: ребята и цветными карандашами работали, и акварелью, и пастелью, и перышком – это графики, и, как я сказал, были масляные работы.
В Суздальской летней школе я однажды присмотрел замечательную девочку – выпускницу одной из московских художественных школ Екатерину Кувалдину. Ее мы рекомендовали к поступлению в наш институт, хотя это и невероятно высокий прыжок - от школы в вуз, минуя среднюю профессиональную ступень. Сейчас Катя перешла уже на второй курс, успешно учится. Этот пример говорит о том, что в фонде «Новые имена» намечена и вот эта неразрывность, преемственность художественного образования - от детской школы к вузу.
В оценке деятельности фонда я пристрастен. Во-первых, здесь мне было изначально интересно заниматься с детьми, хотя основная моя работа – это обучение студентов, людей уже, в общем, взрослых, определившихся с выбором профессии. А дети - это все другое: и возраст, и задачи, и интересы – точнее, непосредственный интерес ко всему. Это детское «хочу!»: хочу рисовать, хочу лепить. Дети, с которыми мы занимаемся в фонде «Новые имена», еще не обременены излишними знаниями, но у них есть незаменимое горячее желание творить.
Во-вторых, в фонде мы работаем с детьми от Калининграда до Камчатки. Наш диапазон охватывает и Русский Север, и Заполярье. В прошлом году в Суздальскую летнюю школу приезжали ребята из Владивостока. А в этом году у нас в группе есть девушка из Узбекистана. И что особенно привлекательно, дети - разного уровня подготовки, но они объединяются в наших творческих школах в Суздале и Москве, они друг у друга учатся, перехватывают новые идеи, обмениваются своими соображениями, находят какие-то свежие мысли, решения. Мало того, что мы, педагоги, с ними работаем – сама собой возникает детская творческая среда, вот что важно.
В-третьих, фонд «Новые имена» «замешан» на синтезе музыки, живописи и поэзии. Для детей это некая культурная встряска. И мне кажется, единство вот этих трех компонентов выгодно отличает «Новые имена» от других фондов и школ, которые занимаются узко профессиональными задачами – совершенствованием в области живописи, архитектуры или только графики. А здесь - объединение искусств при глубокой работе по направлениям.
Мозговенко Иван Пантелеевич – народный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных:
- …У нас в России много школ, работающих под девизом: «Мы ищем таланты». И действительно, они находятся. Чем же отличаются «Новые имена», для которых поиск талантов – важнейшая вещь? Сравним.
Появляется талантливый человек - в школе, например: мы приглашаем его к нам поиграть. Самым ярким и подготовленным из таких ребят даем возможность сразу себя проявить: если ученик готов играть в концертах – мы тут же предлагаем ему программу. В школах же путь на сцену ограничен экзаменом или зачетом. Да, бывают и школьные концерты. Но уровень концертных площадок, на которых регулярно появляются ребята из «Новых имен», совсем другой. Он определен международными связями фонда и охватывает залы Америки, Европы, Японии.
Далее. Во многих школах есть хорошие педагоги. А в «Новые имена» приглашены только лучшие, и каждый заботится о том, как эффективнее продвинуть ученика. Более того: профессора, работающие в фонде, поднимают педагогический уровень учебных заведений во многих городах. Помимо того, что, например, к нам в Суздаль на занятия творческой школы приезжают порой дети со своими педагогами, мы регулярно выезжаем в разные города. То, что в Якутии, в Ханты-Мансийске, в Сургуте улучшилось положение дел в области музыкальной педагогики и исполнительства, это во многом заслуга деятельности фонда «Новые имена».
В чем особая прелесть нашей летней школы «Новые имена»? Мы собираем талантливых детей, они кое-что еще не умеют делать, но друг у друга учатся. Один хорошо заиграл – «а вот теперь ты попробуй, как он». Они перехватывают, соревнуются («А это у тебя получается?» – «И у меня получается!»), они растут, как грибы после дождя, потому что в «Новых именах» все работают сообща. Главное – дети активнейшим образом работают сами.
В этом году в школе было меньше народу – кризис коснулся всех регионов. У меня было пять учеников – три кларнетиста-виртуоза, саксофонист и трубач. За 12 дней они все выросли. Для заключительного концерта мы подготовили квинтет – играли «Стаккато» Пуленка, в оригинале написанное для четырех кларнетов. В итоге все были очень довольны – и публика, и исполнители. Вообще, я всегда стараюсь делать ансамбли: игра в ансамбле - это самое сильное воздействие на будущее развитие музыканта.
В «Новых именах» я создавал и вел духовые квинтеты. С квинтетом фонда мы выступали в Германии, Франции, Италии, брали Гран-при на конкурсе в Петербурге. Как я говорю, «есть квинтет – есть оркестр», потому что сыгранный ансамбль – это великое дело. Сейчас все ребята, которые играли в квинтете «Новых имен», солисты оркестров – Большого театра, ГАСО имени Светланова, и это потому, что они получили в фонде колоссальную школу игры в ансамбле. В прошлые годы мы делали еще и концерты ансамблей из духовых и народных инструментов. Я даже попросил тогда Николая Пейко написать произведение для балалайки и кларнета. Он выполнил заказ, мы затем записали это сочинение. Вот, кстати, еще один пример того, как фонд «Новые имена» притягивает людей новыми интересными задачами.
Вот уже 17 лет я работаю в фонде. Здесь и мой бывший ученик активно работает – Рафаэль Багдасарян. И чем больше времени проходит, тем я больше убеждаюсь в том, что «Новые имена» делают колоссальное дело. Иветта Николаевна Воронова придумала 20 лет назад гениальную вещь, она – поразительная женщина, я не знаю сегодня других таких людей, не вижу их вокруг. Иветта Николаевна всегда внимательна к детям, постоянно им напоминает перед выступлением: «Ребята, вы такие хорошие, такие молодцы, только улыбайтесь, пожалуйста, на сцене, улыбайтесь, это же такое счастье – исполнять для людей великую музыку!..» Или: наш квинтет в первый раз играл на концерте по нотам (к слову, так делают многие). И Иветта Николаевна поморщилась – «надо играть наизусть». Ребята сначала - «да ну…», а я им – ну-ка, выучите!.. И то, что Суздальская летняя школа, в которой я участвовал в этом году в 17-й раз, работает так, как надо – целиком заслуга Иветты Николаевны. Ее там тоже очень любят, как и всех, кто связан с фондом «Новые имена». Директор Суздальского туристического центра, где мы располагаемся каждое лето, сказал мне: «Я так люблю это время, когда приезжают ваши дети! Шум голосов, смех, беготня, в теннис играют, на роликах и велосипедах катаются… - и везде звучит музыка!» Но это правда так, это жизнь. И место там божественное...
Поделиться: