Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.10.2009
СЛОЖНОСТИ АВТОНОМИИ

Переход учреждений дополнительного образования в автономные организации – это нововведение уже коснулось многих школ. Личным опытом работы на начальном этапе перехода делится директор ДШИ им. М.И. Глинки г.Троицка Московской области Моисеева Ирина Николаевна.

Давно звучащее, но все еще вызывающее сомнение и большое количество вопросов понятие «автономия» постепенно и неуклонно вступает в школьную жизнь. В г.Троицке Московской области организации культуры, досуга, школы дополнительного образования с 31 декабря 2008 года получили статус автономных организаций. В их числе и ДШИ им. М.И. Глинки. Важно отметить, что автономное учреждение было создано путем изменения типа существующего муниципального образовательного учреждения. В аббревиатуру МОУДОД вплыла буква «А», и теперь она выглядит так: МАОУДОД.

Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением услуг в сфере культуры и образования.

Какие плюсы получила школа:

1. Главный стимул – финансовая свобода, возможность оперативно и эффективно управлять денежными средствами. Все мы сталкивались с проблемой, которая несовместима с творческим процессом - имеются в виду сложный, задокументированный процесс расходования бюджетных средств и казначейский контроль. После составления и утверждения сметы доходов и расходов на год вперед бюджетное учреждение не вправе отступиться от нее, тогда как творческий процесс в системе дополнительного образования в области культуры требует существенной гибкости системы финансирования.

2. Если требуется что-то приобрести, бюджетное учреждение обязано пройти процедуру размещения заказа для государственных или муниципальных нужд (проведение торгов). Правила выбора поставщика тоже формализованы и не всегда позволяют предпочесть качество цене. Кроме того, данная процедура отнимает определенное время, контракты не могут быть заключены оперативно. А автономное учреждение вправе самостоятельно расходовать полученные денежные средства и заключать гражданско-правовые договоры без ограничений.

Единственное условие – все действия учреждения должны находиться в рамках уставных целей. Крупные приобретения или сделки необходимо согласовывать с Наблюдательным советом.

Плюс для органов местного самоуправления: возможность регулирования финансирования задания в зависимости от выполнения объемных показателей.

Какие сложности:

1. Отсутствие четкой нормативной правовой базы.

2. Отсутствие типовых методик расчета нормативов стоимости оказания муниципальных услуг для автономных учреждений.

3. Непростая работа на подготовительном этапе с коллективами.

4. Проведение в сжатые сроки (определенные законодательством) ряда процедур на оформление уставных и других правоустанавливающих документов.

В правовые отношения, регулирующие деятельность автономной организации, вступают три основные структуры: Учредитель, Школа и Наблюдательный совет.

Между учредителем и школой заключается документ - соглашение, которое разграничивает компетенцию и ответственность администрации города и школы. Определяются виды муниципальных услуг, по которым разрабатывается и выдается муниципальное задание. По условиям соглашения школа обязана в течение 5 дней со дня окончания месяца представлять отчет по определенной форме о выполнении муниципального задания и на основании результатов получать следующую субсидию.

В настоящий момент рассматривается возможность внести изменение в соглашение и отчитываться 1 раз в квартал.

Более подробно о порядке формирования муниципального задания.

Как известно, автономное учреждение обязано выполнять муниципальные задания, которые устанавливает учредитель. Учредитель может выдать задание, согласно которому автономное учреждение должно оказывать определенные услуги бесплатно или частично за плату. Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов:

1. на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ;

2. на уплату налогов на это имущество, включая земельные участки;

3. учредитель финансирует развитие АУ в рамках программ, утвержденных в установленном порядке;

4. учредитель финансирует обеспечение выполнения установленного задания (заработная плата и начисления на нее).

Бюджетные средства поступают на расчетный счет АУ в виде субсидий. Расчет размера нормативных затрат на выполнение задания производится с учетом прямых расходов:

- на оплату труда, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний; здесь же - материальные затраты, потребляемые в процессе оказания услуги.

Могут быть отнесены и расходы:

- на выплату педагогическим работникам денежной компенсации за приобретение методической литературы;

- на формирование библиотечного фонда;

- на стипендии и выплаты социальной и материальной поддержки учащимся.

Кроме того, устанавливаются нормативы косвенных расходов, связанных с оказанием следующих услуг:

- оплата труда административного и хозяйственного персонала;

- начисления на оплату труда;

- хозяйственные затраты;

- затраты на командировки и служебные разъезды;

- затраты на повышение квалификации персонала.

Нормативы на содержание помещения включают в себя:

- налог на имущество, налог на землю;

- коммунальные расходы;

- расходы на текущий и капитальный ремонт.

Расходы на развитие АУ, в том числе расходы на приобретение оборудования, не могут включаться в расчет нормативов затрат на реализацию государственного задания и должны осуществляться за счет субсидии, выделяемой на реализацию программы развития автономного учреждения.

Муниципальное задание формируется сроком на один год и должно содержать следующие параметры:

1. Выписку из реестра расходных обязательств:

- указывается сумма ассигнований, куда входит содержание движимого и недвижимого имущества, закрепленного за учреждением, и уплата налогов, по которым признается соответствующее имущество;

- здесь же прописывается оказание муниципальных услуг по организации предоставления дополнительного образования (заработная плата).

2. Перечень категорий потребителей муниципальной услуги (в данном случае - население г. Троицка в возрасте от 6 до 17 лет).

3. Плановый объем оказываемых муниципальных услуг в натуральных показателях.

4. Плановый объем в стоимостных показателях (стоимость обучения одного ученика в год).

5. Показатели, характеризующие качество и объем муниципальных услуг (наличие специализированных классов, наличие программ, контингент школы и его сохранность, образование специалистов, общий уровень укомплектованности кадрами, участие в конкурсах и фестивалях).

6. Услуги оказываются в соответствии с договором с родителями по утвержденному расписанию и учебным планам.

7. Муниципальные услуги оказываются на частично платной основе. Тарифы на оказание муниципальных услуг устанавливаются Постановлением главы города в соответствии с «Порядком установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений г. Троицка», утвержденным решением Совета депутатов.

8. Перечисление субсидий осуществляется на расчетный счет школы.

9. Порядок контроля: ежеквартально проводится мониторинг исполнения муниципального задания, проводится также анализ жалоб и обращений граждан.

10. Отчет о выполнении муниципального задания предоставляется в администрацию.

11. Муниципальное задание может быть изменено в соответствии с фактическим исполнением (изменение контингента).

Наблюдательный совет.

Работу Наблюдательного совета регулирует Положение о деятельности. Состав совета не менее 5 человек. Срок полномочий - 5 лет. Руководитель учреждения и его заместители не могут быть членами совета.

Компетенция Наблюдательного совета – предложения:

- о внесении изменений в устав (со стороны руководителя или учредителя);

- о создании филиалов;

- о реорганизации;

- об изъятии имущества;

- об участии автономного учреждения в других юридических лицах;

- проекта плана хозяйственной деятельности;

- проектов отчетов, в том числе годовой бухгалтерской отчетности;

- о совершении крупных сделок;

- о выборе кредитных организаций, в которых можно открыть банковские счета;

- по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности.

Самое главное и сложное – чтобы задание учредителя было исполнено. Об этом свидетельствуют и требования к содержанию отчета о деятельности автономного учреждения.

В нем должны быть приведены следующие сведения:

- общее количество потребителей, воспользовавшихся услугами АУ;

- средняя стоимость для потребителей частично платных и полностью платных услуг;

- средняя заработная плата работников;

- объем финансового обеспечения задания учредителем;

- общие суммы прибыли за отчетный период.

На что именно будут направлены бюджетные средства, не столь существенно, лишь бы задание было выполнено в полном объеме и услуги отвечали требованиям по качеству. Порядок сокращения и возврата предоставленных субсидий устанавливается учредителем. Здесь важно установить, в каких единицах измеряется объем задания.

В нашем случае очень сложно определить точное количество учащихся на начало учебного года. Поступление продолжается и в сентябре, а объем финансирования определяется по количеству учащихся именно на сентябрь.

В целом, в этой системе много плюсов, но и много проблемных моментов, требующих более детальной юридической и экономической проработки.

Поделиться:

Наверх