Top.Mail.Ru
АРХИВ
10.09.2013
ПСКОВСКИЕ ЖЕМЧУЖИНЫ

31 июля в поселке Пушкинские Горы Псковской области завершился XII Всероссийский фольклорный фестиваль, на котором можно было наблюдать всю красоту традиционной русской культуры

Фестиваль «Псковские жемчужины» посвящен памяти выдающегося этномузыколога, профессора Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, заслуженного деятеля искусств России, президента Российского фольклорного союза Анатолия Михайловича Мехнецова. Его целью является совершенствование форм детского, юношеского и молодежного творчества, направленного на возрождение духовного здоровья общества, формирование социокультурной среды, ориентированной на традиционно высокие нравственно-эстетические ценности русского народа. С 2006 года фестиваль входит в список мероприятий приоритетного национального проекта «Образование». Ежегодно его лауреаты награждаются президентскими стипендиями и получают бесплатную путевку на следующий фестиваль.

Организаторами «Псковских жемчужин» выступили Министерство образования и науки РФ, администрация Псковской области, Государственное управление образования Псковской области, Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» при участии Петербургской консерватории, Российского этнографического музея, Российского института истории искусств. Проводит фестиваль Псковский областной Дом детства и юношества «Радуга».

В этом году фестивальная география охватила населенные пункты от Чусовских городков Пермского края до Калининграда, от Череповца до Тулы; приехали коллективы Тверской и Псковской областей, а также из Вологды, Магнитогорска и Пскова. Главные участники «Псковских жемчужин» – учащиеся различных образовательных учреждений в возрасте от 10 до 25 лет. Коллективом, особенно украсившим нынешний фестиваль, стал ансамбль звонарей Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого «Звонница»: умело выводимая звонарями колокольная музыка лилась на просторах заповедного края!

Фестиваль «Псковские жемчужины» проходит на одной из усадеб мемориального заповедника «Михайловское» и колоритно вписывается в музейно-заповедное пространство. Прежде всего, он включает в себя конкурс, который проводится по семи номинациям: солист-вокалист, сказитель, мастер золотые руки, реконструктор, солист-танцор, исследовательская деятельность, солист-музыкант. Каждый конкурсный день разделен на три части: исполнение протяжных (долгих) песен, реконструкция обряда (обрядовые песни, фрагмент обряда, сказительство), танцевальная программа. Это позволило жюри под председательством заведующей кафедрой этномузыкологии Петербургской консерватории Г.В. Лобковой увидеть фольклорные ансамбли в комплексе и составить цельное впечатление о направлении их развития.

Бесспорно, продолжается положительная динамика конкурсов среди фольклорных ансамблей, солистов-вокалистов и инструменталистов. Нельзя не упомянуть исполнителей на народных инструментах: как на традиционных – гармони и балалайке, так и пока еще редких – гуслях или совсем уж экзотическом инструменте пастухов барабанке. Исполнение традиционных наигрышей «под песни девушкам» и «под песни парням», «под пляску», «под драку», «Подгорной», «Сумецкой», «Скобаря» и других стало «хорошим тоном» среди фестивальных музыкантов. И уж высшим пилотажем является игра на вечерке. Вот где разворачивается душа гармониста! В этот момент он лидер, задающий ритм, в котором существуют все танцоры. А благодарность за многочасовое сопровождение – поклон каждого, кто находится на вечерочной площадке. И не было еще ни одного гармониста на фестивале, который бы сам не сорвался в пляс.

Наиболее яркие, захватывающие зрителей и участников выступления демонстрировались в жанровых сценах. Это сцена с барабанкой в реконструкции элементов системы пастушьей обрядности районов Вологодской области в исполнении Любимова Александра, Парфенова Святослава и Едаловой Анастасии – участников семейного клуба «Основа» Дворца детского и юношеского творчества им. А.А. Алексеевой из Череповца. Это тверская свадьба с редко звучащим сольным причитанием невесты во время исполнения надельного наигрыша на скрипке: она как-то по-особенному переменила настроение зрителей, сопереживавших обряду (фольклорный ансамбль «Ладушки» из Твери; за невесту причитала Владислава Дубинина, на скрипке играл Добрыня Ситников). Фрагмент псковской свадьбы – утро свадебного дня в доме невесты-сироты в исполнении фольклорного ансамбля «Глубочане» (из села Глубокое Опочецкого района Псковской области) – игрался очень эмоционально. Участники коллектива посвятили значительное время сбору материала в своем районе и реконструкции обряда. Особенно хочется отметить достоверность исполнения сольного причитания: за невесту причитала Иванова Оксана, за тетушку – Алексеева Александра.

Всегда с большим интересом зрители и члены жюри наблюдают на фестивале танцевальные баталии – и среди коллективов, и среди исполнителей сольных номеров. Здесь в ход идут кадрили и кружки, «Ляной» противостоит «Метелице», а «Лобанок» «Ланчику». Ноги сами просятся в краковяк или подыспань. Что уж говорить о плясках «На пару», «Русского», «Под драку», «Русского с частушками» – здесь что ни номер, то жемчужина мастерства. Особенно удаются пляски коллективам из Череповца, Вологды, Твери, Псковской области.

В индивидуальном исполнительстве, как правило, проявляется комплексное владение различными жанрами народного творчества. Так, если участник освоил игру на музыкальных инструментах – это, например, гармонь, тальянка, балалайка, гусли, а порой и скрипка, – то он также может петь и танцевать. Такая многогранность возникает не на пустом месте. За мастерством стоит комплексная программа обучения, многие часы упорного труда, талантливые и мудрые педагоги, понимающие невозможность изучения традиционной культуры без разностороннего подхода.

Жюри также оценивало индивидуальное мастерство участников, представивших работы на выставку декоративно-прикладного творчества (предметы народного прикладного искусства, костюмы). В последние годы эта выставка стала более цельной, экспонаты проходят предварительный отбор. Делегации представляют изделия, выполненные детьми и педагогами по историческим образцам, зрители могут сравнить подлинные этнографические и реконструированные вещи.

Во время фестиваля традиционно проходит и конкурс исследовательских работ, на котором артисты фольклорных коллективов выступают с докладами. За последние годы их число значительно возросло, а круг выбираемых тем расширился. На сей раз исследователей привлекли такие темы, как «Традиционный семейный этикет башкир в селе Уметбаево Баймакского района Республики Башкортостан» и «Бытование наигрыша «Скобарь» на территории районов Псковской области» «Праздник Ивана Купалы в деревне Глубокое» и «Бытование пляски «Заинька» Вологодского района». Значительный интерес вызвали исследования по реконструкции кокошника «ряска» Великолукского района Псковской области, традиционного костюма оренбургской казачки и другие. Каждый участник исследовательской номинации старался подать доклад в наиболее выигрышной позиции, с мультимедийным сопровождением.

Ряд ансамблей участвуют в фестивале не первый год, поэтому специалисты из жюри могут проанализировать их творческий путь за несколько лет, увидеть рост, оказать методическую и практическую помощь. Хорошей традицией стало проведение членами жюри мастер-классов по вокалу, коллективному исполнительству, игре на народных инструментах и хореографии. Так, не первый год в «Псковских жемчужинах» принимает участие педагог из череповецкого семейного клуба «Основа» В.Г. Соловьев. За дни фестиваля Виктор Германович успевает поработать в жюри и провести мастер-классы по хореографии и игре на народных инструментах. Его занятия неизменно проходят с аншлагом, а мужская половина участников готова заниматься едва ли не круглосуточно. Отдельно можно говорить о мастер-классах по освоению традиционных ремесел. На фестивале постепенно устанавливается традиция демонстрировать и передавать освоенные редчайшие технологии кружевоплетения, ткачества, набойки по ткани, изготовления нитяных кукол, тканых поясов, свистулек. Помимо мастер-классов и лабораторий обязательно проходят семинары и круглый стол по проблемам изучения и сохранения традиционной культуры.

Вопрос досуга на фестивале решается просто: ежедневно ребята и взрослые собираются на вечерки с танцами и играми, которые привлекают местных жителей и туристов. Все с удовольствием водят хороводы и поют песни. Кроме того, быть в Пушкинских Горах и не побывать в Петровском, Михайловском, Тригорском, не поклониться праху покоящегося в Святогорском монастыре великого русского поэта и первейшего собирателя фольклора А.С. Пушкина – значит не побывать на Псковщине. Давно стало традицией пробовать, как летит голос с высокого бугра над усадьбой мельника в деревне Бугрово. Сотрудники музея-заповедника «Михайловское» с радостью встречают фольклорные коллективы на усадьбах, которые оживают, словно по мановению волшебной палочки, а участники фестиваля, чувствуя к себе такое расположение и распаленные вниманием туристов, стараются вовсю. То заведут хороводную песню, то начнут игру или пляску, а то, глядишь, кто-то из зрителей и частушку задиристую получит в свой адрес...

XIII Всероссийский фольклорный фестиваль «Псковские жемчужины» традиционно пройдет ровно через в те же сроки – с 26 по 31 июля – и уже сегодня ждет своих новых и старых верных друзей.

Поделиться:

Наверх