25 февраля Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) провела всероссийский круглый стол с международным участием по теме «Актуальные вопросы обучения искусству детей с особыми образовательными потребностями». Мероприятие состоялось в контексте реализации закона «Об образовании в Российской Федерации».
Если инклюзивное образование в рамках общего в последнее время стало широко обсуждаемой и разрабатываемой проблемой, то инклюзивное художественное образование все еще является педагогической инновацией. Безусловно, дети и молодежь с ОВЗ и раньше обучались в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства, но такие случаи носили эпизодический характер. Сегодня одаренная молодежь, относящаяся к категории лиц с ограниченными возможностями, нуждается в качественном художественном образовании, особенно на начальном этапе. Но нехватка методологической базы и отсутствие целенаправленной программы подготовки преподавателей к работе с данной категорией обучающихся затрудняет движение в этом направлении.
«Приглашая коллег за наш круглый стол, мы исходили из того, что решение комплекса этих задач возможно на основе межведомственного взаимодействия и координации организационно-педагогических, методических и иных ресурсов всех заинтересованных сторон: ученых, руководителей и преподавателей образовательных учреждений и специалистов органов управления федерального, регионального и муниципального уровней, – рассказала заведующая кафедрой художественного образования АПРИКТ О.С. Руднева. – Необходимо выстраивать системную работу на федеральном уровне по профессиональному совершенствованию педагогов, осуществляющих инклюзивное художественное образование».
Такая работа уже начата. В 2013 году по заявке Министерства культуры и туризма Рязанской области кафедрой художественного образования АПРИКТ совместно с лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения Института коррекционной педагогики РАО была разработана программа повышения квалификации по теме «Обучение музыкальному искусству детей с нарушением зрения» и организованы курсы для преподавателей ДШИ Рязанской области. Параллельно были проведены анализ контингента, анкетирование и интервьюирование слушателей на выявление их профессиональных затруднений и потребностей в сфере инклюзивного художественного образования. На основе полученного опыта разрабатывается модульная программа повышения квалификации педагогических кадров.
Однако этого недостаточно. Выступив с инициативой проведения круглого стола, академия собрала представителей научных и образовательных организаций, практикующих преподавателей ДШИ, колледжей и вузов из 12 субъектов России, а также из Украины, Белоруссии и Чехии. Интерес, проявленный специалистами, подтвердил актуальность темы.
РАБОТА ПЕДАГОГА
Не секрет, что в случае с инклюзивным художественным образованием особая нагрузка ложится на преподавателей ДШИ, в которой начинает свой путь в искусство преобладающее большинство способных детей с особыми образовательными потребностями. Для педагогов это новая область деятельности, требующая знания особенностей детей с различными нарушениями в развитии, владения специфическими педагогическими технологиями и основами этики общения с учащимися данной категории. Огромное значение играет и эмоциональное принятие педагогом особенных детей. «Педагогам, занимающимся с ними, необходимо обладать титаническим спокойствием, – подчеркнул преподаватель Курского музыкального колледжа-интерната слепых Е.Е. Баранов. – Как правило, у них есть сопутствующие заболевания, все они имеют низкий иммунитет, нуждаются в постоянном медицинском наблюдении. В связи с этим освоение программы занимает у таких детей более продолжительное время: это касается и изучения музыкального материала, и постановки исполнительского аппарата».
По мнению заведующей кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии АПК и ППРО О.Е. Грибовой, одной из самых важных проблем является мотивация педагога: «Сегодня вся система художественного образования заточена на высокие достижения, работа педагога оценивается по тому, сколько лауреатов он выпустил. В случае с инклюзивным образованием приоритеты меняются: педагог должен быть мотивирован каким-то иным образом для повышения квалификации в этом направлении. На мой взгляд, здесь может помочь государственный заказ и соответствующее финансирование».
Об опыте московской ДШИ им. Е.Ф. Светланова, на протяжении нескольких лет реализующей практику начального инклюзивного образования, рассказала заместитель директора Е.В. Александрова. 10% преподавательского контингента школы успешно работает с незрячими и слабовидящими воспитанниками Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 1, которые занимаются не только на музыкальном отделении, но и на отделении изобразительных искусств. «Как показывает практика, эти дети очень расположены к искусству, – поделилась Е.В. Александрова. – В нашей школе для них нет отдельной программы, они вместе с остальными посещают групповые занятия по музыкальной литературе, сольфеджио, ходят на хор и принимают участие в концертах. Недавно наши преподаватели освоили систему Л. Брайля, и процесс пошел гораздо эффективнее».
О различных методологических подходах к работе с системой Брайля рассказала преподаватель по классу фортепиано СКОШИ № 1 Т.Л. Шустова. «Обучение самих педагогов этой системе – долгий и трудный путь, зрячему музыканту психологически трудно перестроиться. Но владеть ею в совершенстве педагогу вовсе не обязательно: достаточно просто понять принцип, и при желании можно очень хорошо научить ребенка».
СПЕЦИАЛЬНОЕ ИЛИ ИНКЛЮЗИВНОЕ?
Сегодня в России действуют специализированные образовательные учреждения для обучения искусству детей и молодежи на всех уровнях художественного образования. Позитивный опыт работы имеют Армавирская специализированная музыкальная школа для детей с нарушением зрения, Курский музыкальный колледж-интернат слепых, Российская государственная специализированная академия искусств. По мнению заведующего кафедрой психологии образования МПГУ А.С. Обухова, «система специализированных учебных заведений в нашей стране – одна из лучших. В этих учреждениях имеются необходимые условия, разработаны методики работы с разными категориями детей. Однако инклюзия решает другую задачу. Здесь искусство рассматривается с точки зрения терапевтической функции и способствует исправлению нарушений в развитии, в первую очередь в социальном, которые появляются у детей с ОВЗ».
«Мы должны не забывать об идеологии инклюзивного образования, включая этих ребят в круг сверстников, – отметила О.Е. Грибова. – Она направлена на решение таких вопросов, как воспитание толерантности по отношению к ним со стороны детей с нормой развития, социализация детей с ограниченным возможностями и их возможность реализовать способности».
«Совместное обучение нужно не только для того, чтобы дать всем равные права, это время надо использовать для реабилитации ребенка», – уверена заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения Института коррекционной педагогики В.З. Денискина. Эту проблему подняла также директор курской ДШИ № 1 им. Г.В. Свиридова Л.Г. Широбокова, выступившая в режиме телеконференции. Рассказав о работе специального отделения для незрячих и слабовидящих детей, директор подчеркнула, что многие воспитанники испытывают наибольшие трудности именно в общении, ведь обычно таких детей учат дома. И одним из главных вопросов становится информированность родителей о возможности обучения ребят в школе искусств.
О положительном опыте работы региональной общественной организации «Круг» под руководством Н.Т. Поповой, использующей различные виды творчества для социальной адаптации детей с отклонениями в развитии, рассказал заведующий лабораторией проблем социокультурной реабилитации лиц с ОВЗ Института проблем инклюзивного образования МГППУ А.Ю. Шеманов. «Конечно, в случае с “механическим” внедрением инклюзии “сверху” неизбежны разного рода негативные последствия. Вследствие неготовности образовательного учреждения к инклюзивному образованию возникает опасность его имитации и дискредитации самой идеи. Инклюзивное образование как процесс связано с сущностными изменениями на ценностном и нравственном уровне, и важнейшим этапом его подготовки являются психологические, профессиональные и отчасти мировоззренческие преобразования в педагогической и социальной среде», – подвела итог О.С. Руднева.
ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ
В РГСАИ уверены: при правильном педагогическом подходе их воспитанникам под силу добиться успехов на профессиональном поприще. «У нас три отделения – музыкальное, изобразительное, театральное, – рассказал декан факультета изобразительных искусств О.Л. Филиппов. – Мы занимаемся по программам высших учебных заведений и не делаем никаких скидок на инвалидность». По словам заведующего кафедрой живописи и графики О.Н. Лошакова, «за несколько лет обучения нам удается поднять студентов на достаточный профессиональный уровень, чтобы они могли выйти в жизнь по своей специальности и если не работать творчески, то найти себя в смежных областях».
Имена незрячих музыкантов, успешно выступающих на российских и международных сценах, сегодня хорошо известны: это пианисты А. Панов, Е. Кухаренко, Д. Логинов, Ю. Ядыкина, О. Аккуратов, вокалисты Н. Чернявская, С. Санаторов, С. Лысенко, саксофонист С. Синицын, кларнетист В. Титов. Присутствующий на круглом столе Сергей Санаторов – руководитель вокальной студии СКОШИ № 1 – поведал о своем профессиональном становлении: «Мой профессор в РАМ им. Гнесиных Н.Н. Шильникова после одного моего удачного выступления сказала: “Тебе аплодируют за то, что ты красиво пел, а не за то, что ты слепой. Запомни это”. Думаю, что для незрячих детей очень важно воспитание воли и требовательности к себе наравне со зрячими. И когда общество перестанет делиться на инвалидов и не инвалидов, вот тогда это можно будет назвать настоящей инклюзией».
Перед собравшимися выступил ученик преподавателя Академического музыкального колледжа при МГК им. П.И. Чайковского Н.Б. Григорьевой, а затем С. Санаторов вместе с концертмейстером Т.Л. Шустовой исполнил «Песню певца за сценой» из оперы «Рафаэль» А. Аренского, неаполитанскую песню «Ты, которая не плачешь» и романс собственного сочинения на стихи незрячего поэта Л. Смелкова «Сююмбике». Его прекрасный лирико-драматический тенор, искренность и высокий уровень вокальной техники доставили истинное удовольствие публике и как нельзя лучше продемонстрировали: возможности настоящего таланта безграничны.
Поделиться: