Уникальность этого конкурса в том, что он дает возможность соревноваться и детям, и педагогам, а с недавнего времени еще и концертирующим парам. За несколько лет конкурс стал известным не только в нашей стране, но и в Европе, Азии и США. Его привлекательность и статусность подчеркивается в том числе составом жюри, бессменным председателем которого является профессор Московской консерватории Е.Г. Сорокина – историк жанра фортепианного дуэта и ансамблистка со стажем.
Провести в наше время настоящий дуэтный конкурс, исключающий интернет-прослушивания, с солидными учредителями (Министерство культуры РФ, Московская консерватория, Общенациональная ассоциация фортепианных дуэтов, а также официальные региональные организации) – дело ответственное и хлопотное. Где найти участников? Как сделать, чтобы о конкурсе узнало как можно больше людей? Выручают интернет, социальные сети. Сделать конкурс открытым всему миру помог и председатель оргкомитета Владимир Фролов. Он же предложил пригласить в этом году дуэты из Луганска, Донецка и Киева. Выбраться смогли только дончанки.
ПЕРВЫЕ ШАГИ
Сначала акцент ставился на детей: задачей было вовлечь учеников музыкальных школ в стихию фортепианно-дуэтного музицирования, чтобы игра в ансамбле для них стала не просто обычным явлением, нормой, но радостью. Репертуар первых конкурсантов приводил в отчаяние: почти все дуэты выносили на сцену пьески М. Шмитца и полуграмотные обработки неизвестных авторов, преобладала громкая «мультяшная» игра. Выбор такого рода композиций отчасти понятен: бойкий тонизирующий мажор вселяет в детей, боящихся сцены, уверенность и даже смелость.
Развитие музыкального вкуса стало приоритетом конкурса. Проблема репертуара живо обсуждалась на круглых столах, заработала испытанная годами система обмена нотами между педагогами. Для юных музыкантов открылись несметные сокровища четырехручной классики – Моцарт, Бетховен, Шуберт, Диабелли, Аренский, Рахманинов… В итоге была скорректирована программа конкурса, в которой приветствовалось исполнение оригинальной музыки и изданных переложений для фортепианного ансамбля. Свою лепту внесли композиторы, сотрудничавшие с конкурсом – Е. Подгайц и Б. Печерский, чьи сочинения неоднократно становились обязательными для исполнения на конкурсе.
В течение нескольких лет выстраивалась и окончательно сформировалась «двухчастная композиция» конкурса: если сейчас соревнуются дети, то в будущем году – взрослые (студенты, преподаватели, концертные исполнители). Множество номинаций дает возможность каждому ансамблю приезжать снова и снова, что делает, например, дуэт Полина Васильева – Анастасия Фролова из Апатитов. Победив в 2008 году в младшей группе, они вновь приняли участие в вологодском состязании в 2010-м, заняв второе место уже в средней возрастной категории, а в 2013-м талантливейшие пианистки стали лучшими в номинации «Фортепианные дуэты – учащиеся музыкальных заведений среднего специального музыкального и музыкально-педагогического образования». Подобная тенденция наблюдалась у вологодских дуэтов Анастасии и Елизаветы Постниковых, Кирилла Загребина и Фёдора Смирнова.
Основной базой конкурса служит ДШИ № 2 им. В.П. Трифонова. В период его проведения школа днем предоставляет свой зал для выступлений, а вечером превращается в репетиторий. Прослушивания номинации «Концертные исполнители» проходят в зале Вологодской областной государственной филармонии им. В.А. Гаврилина.
2015
Конкурс этого года совпал с тремя юбилеями: в апреле исполнилось 25 лет Общенациональной ассоциации фортепианных дуэтов, в апреле же «случился» юбилей у Е.Г. Сорокиной, летом исполняется 85 лет со дня рождения А.Г. Бахчиева. В день открытия конкурса был устроен необычный концерт. Сразу после жеребьевки в зале погас свет, и на экране появилась видеозапись музицирующих за роялем в четыре руки молодых Е. Сорокиной и А. Бахчиева. Ностальгический вечер продолжили воспоминания Елены Геннадьевны со сцены о первых дуэтных выступлениях, об учителях, о «пробном» концерте дуэта Сорокина – Бахчиев в ЦДРИ. Комментарии сопровождались выступлениями фортепианных дуэтов, а все завершилось «Симфоническими танцами» в исполнении Юлии Геталло и Александра Андреева, победителей конкурса 2009 года.
«Симфонические танцы» стали своеобразным конкурсным мерилом высшей пробы для концертирующих дуэтов: этот масштабный рахманиновский цикл помог дуэту Ады Горбуновой и Виталия Гаврука (Москва) два года назад выиграть вологодский конкурс, а ныне стал «счастливым билетом» для Марии Дворецкой и Рахадина Ярметова (вторая премия, Электросталь). Умение строить репертуарную политику – один из факторов успешности фортепианного дуэта. Не секрет, что многие ансамбли распадаются из-за «неправильных» сочинений, противоречащих принципу внутридуэтного единения, движения навстречу друг к другу. Рахманиновское четырехручное и двухфортепианное письмо по природе своей предназначено для союза двоих, для стремящихся к гармонии. Фактура словно дышит любовью. М. Дворецкая и Р. Ярметов, в целом мастерски исполнив «Симфонические танцы», сделали экстатические моменты слияния стержнем своей игры.
К Рахманинову обратились и опытные конкурсанты Энхтур Цэндоржы и Энх-Амгалан Алтансух (третья премия, Улан-Батор, Монголия). В четырехручном цикле ор. 11 они слушались убедительнее, чем в Сонате D-dur В.А Моцарта (KV 381). По-восточному темпераментно, несколько напористо, но одновременно архаично и осмысленно звучала в их исполнении рахманиновская «Слава» (ор. 11), восторженно встреченная публикой в гала-концерте лауреатов. «Прививку» ансамблевого музицирования старший участник дуэта Э. Цэндоржы получил в годы учебы в музыкальном училище при Московской консерватории у преподавателя Т.В. Галицкой, которая 20 лет концертировала в фортепианном дуэте с М.В. Савельевой. «Наш человек» в Улан-Баторе бережно сохраняет любовь к русской музыке и распространяет ее среди студентов Монгольского университета культуры и искусств.
Среди лауреатов в номинации «Концертные исполнители» оказался квартет пианисток PIANO PALETTE (вторая премия, Пушкино Московской области). Кроме традиционных композиций Ф. Шуберта и К. Сен-Санса они показали яркую, добротную современную музыку – Концертино для двух фортепиано в восемь рук Татьяны Чудовой.
На нынешнем конкурсе в главной номинации победила петербургская дуэтная школа, которую представлял «ПетРо Дуэт»: Анастасия Рогалёва – Дмитрий Петров (первая премия, Санкт-Петербург). Этот дуэт не просто продолжатель традиций ансамблевого исполнительства, идущих в первую очередь от Любови Брук и Марка Тайманова, это ансамбль в высшем его понимании. Анастасия и Дмитрий – воспитанники одной школы, оба учились у профессора Н.Н. Серёгиной, у них равноценная техническая подготовка, близкие репертуарные интересы, музыкальные пристрастия, общее чувство стиля исполняемого произведения. Очень важно, что они супруги, воспитывающие совместных детей и живущие под одной крышей. Им не приходится координировать время и искать свободный класс с двумя роялями для репетиций. У них большой, интересный репертуар, включающий как оригинальные произведения, так и профессиональные обработки. На вологодском конкурсе «ПетРо Дуэт» исполнял «Петрушку» И. Стравинского в виртуозной обработке В. Бабина, которую композитор сам когда-то одобрил. Существует не менее эффектное авторское переложение, четырехручное. Но Рогалёва – Петров предпочитают двухфортепианную форму диалога. В этом есть определенный смысл: рояли «валетом» (инструменты напротив) – значит, взгляды обязательно встретятся. Если же рояли стоят рядом, вплотную, то момент визуальной игры, «перестрелки» сводится до минимума. И никаких нот на пюпитре. Всецело отдаться музыке на сцене можно, исполняя музыкальный текст наизусть, ведь игра по нотам лишает партнеров бесценной возможности визуального общения друг с другом. Возможно ли исполнение по нотам, например, очаровательной «Утушной» И. Рогалёва? Именно эта пьеса стала лирической кульминацией и украшением программы «ПетРо Дуэта». Напевность, задушевность – такая редкость в современной музыке и в исполнительстве!
Хочется верить, что музицирование за роялем вдвоем откроет новые горизонты перед студенческими дуэтами. В номинации «Учащиеся учебных заведений среднего профессионального музыкального образования» лучшими стали вологжанки Мария Еременко – Нэлли Бучельникова, среди студентов и аспирантов вузов первое место разделили московские дуэты Ольги и Ксении Кемовых и Алины Шерняковой и Екатерины Березань.
Наши дуэтные педагоги, утверждает Е.Г. Сорокина, лучшие в мире. Вот они, победители: Мария Волчкова – Ирина Евгеньевна Атаджанова (Астрахань, номинация «Учитель – ученик»), Резеда Зульфаровна Банникова – Юлия Георгиевна Митько (Краснознаменск, Московская область), Виктория Сергеевна Гончарова – Лилия Валерьевна Кнышева (Донецк). Оба дуэта – первые места в категории «Преподаватели музыкальных учебных заведений». Это единственная номинация, где мы обязаны называть конкурсантов не только по имени и фамилии, но еще и по отчеству.
Участницам донецкого дуэта присудили несколько специальных призов, в том числе диплом Фортепианной академии Сицилии (Academia Pianistica Siciliana) с формулировкой «За волю к творческой победе». Пианистки получили приглашение на конкурс в Вологду всего за месяц до его открытия и за короткий срок сделали программу. Легко и непринужденно рассыпáли они хрустальные звуки-снежинки в «Джазовой сюите» А. Цфасмана, прочувствованно «распевали» на роялях «Романс», по-волевому и темпераментно играли «Тарантеллу» из Второй сюиты, ор. 17, С.В. Рахманинова. Девушки ценят каждое мгновение жизни: выкроив свободную минуту, они устремлялись в город, вслушивались в его звуки, наслаждались красотой соборов и просто общением с людьми. «Мы счастливы, – говорили они. – Мы на подъеме благодаря вашему конкурсу, мы снова живы, мы хотим играть, творить и заниматься любимым делом – музыкой. У нас большие творческие планы».
Лауреаты первых премий. В. Гончарова – Л. Кнышева и Д. Петров – А. Рогалёва. Фото из архива Людмилы Осиповой
Поделиться: