Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.12.2006
И голос, и слово, и музыка.

Кажется, что может быть проще – прочитать на память текст любимого романса, или песни, или какого-либо другого вокального произведения. На самом деле это не так легко. Попробуйте и убедитесь в этом сами. Память услужливо предложит одну-две фразы, ну, если повезет – целое четверостишие. Но не больше.

… К роялю выходит настоящая сказочная принцесса. Роскошное серебристое платье, белокурые волосы. Тоненьким, чистым детским голоском она поет песню Э. Грига о грустной доле юной дочери короля, бродившего где-то в «предзакатный час». А затем эта маленькая леди рассказывает о том же, но не музыкальным, а поэтическим языком Б. Бьернсона.

А вот очаровательный кудрявый парнишка, поющий неаполитанскую песенку о своем сверстнике и его забавном щенке «папарачано». После пения он весело рассказывает, что папарачано можете даже не просить, все равно он подарит его только тому, кому захочет.

Необычный смотр-конкурс творческих работ организовал Методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре города Москвы. Его название «Голос. Слово. Музыка» как нельзя более точно отражает цели и задачи, поставленные перед преподавателями и учащимися детских музыкальных школ и школ искусств.

Слово и музыка очень тесно, неразрывно связаны в вокальном произведении. Но порой, чтобы добиться цельности, необходимо «разорвать» целое на составляющие. По положению в программу выступления участника входило не только исполнение вокального произведения, но и художественное чтение. Читать можно было либо литературный текст исполняемого произведения, либо стихотворение, близкое по смыслу, либо рассказ в прозаической форме.

Устраивая смотр-конкурс, мы не ожидали, что он вызовет столь большой интерес как со стороны преподавателей, так и со стороны учащихся. Мы опасались, что это необычное творческое задание вызовет затруднение у наших педагогов-вокалистов, ведь в сетку часов учебных заведений не входит работа над сценической речью, да и в методиках преподавания сольного пения в ДМШ и ДШИ существуют проблемы с точки зрения работы над текстом и артикуляцией. В силу этого смотр-конкурс «Голос. Слово. Музыка» имеет особенное методическое значение.

Хотя это был и первый опыт, он оказался на редкость удачным. В смотре-конкурсе приняли участие 50 преподавателей, 45 концертмейстеров и 96 учащихся из 28 ДМШ И ДШИ города Москвы. Порадовал репертуар участников – интересный и разнообразный. В исполнении юных вокалистов от 10 до 18 лет звучала русская и зарубежная классика, а также произведения современных композиторов. 25 учащихся ДМШ и ДШИ были награждены специальными грамотами и памятными подарками.

Лучшей творческой работой единодушно было признано выступление учащейся МШ им. Ю. А. Шапорина МГИМ им. А. Г. Шнитке Гвоздковой Элеоноры (преподаватель Заборонок А. Г.), которая буквально покорила всех своим исполнением песни Моцарта «Жил-был на свете мальчик» и трогательным рассказом о юных годах композитора.

Особо выделялся среди участников смотра-конкурса осмысленным пением и сценической культурой класс преподавателя ДШИ № 4 Заслуженной артистки России Галины Михайловны Улетовой.

Если говорить о поведении на сцене юных исполнителей, то в первую очередь хотелось бы обратить внимание педагогов-вокалистов на чрезмерную жестикуляцию. Зачастую преподаватели, пытаясь внести элемент театрализации, начинают «ставить» ребенку жесты, иллюстрируя текст по принципу «о чем скажу – то и покажу». Да и наряжать ребенка в эффектный сказочный костюм не стоит, если это не вызывает у него эмоционального отклика. В подобных ситуациях исполнитель выглядит нелепо, а выступление напоминает пародию. И костюм, и жесты должны рождаться в процессе внутренней работы над образом, над текстом.

К счастью, неудачных выступлений на этот раз было совсем немного. В основном конкурсная программа оставила светлое и радостное впечатление у жюри смотра, в состав которого вошли: Заслуженная артистка России, доцент АХИ им. А. В. Свешникова Александрова Вера Петровна; кандидат искусствоведения, доцент МГИМ им. А. Г. Шнитке Петрова Любовь Андреевна; председатель предметной комиссии вокального отдела Методического кабинета, преподаватель МГДМШ № 2 им. И. О. Дунаевского Кузнецова Валентина Александровна; руководитель вокального отдела Методического кабинета, преподаватель МГИМ им. А. Г. Шнитке Головатая Галина Федоровна; руководитель театрального отдела Методического кабинета, режиссер Детского музыкального театра «Экспромт» Тимофеева Наталья Михайловна.

В рамках смотра-конкурса для педагогов-вокалистов был проведен Мастер–класс по сценической речи Петровой Л. А., который вызвал немалый интерес. Все участники смотра-конкурса «Голос. Слово. Музыка» помимо грамот и благодарностей получили в подарок чудесное нотное издание – «Лирический альбом» для домашнего музицирования.

Поделиться:

Наверх