Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.10.2012
СЕНТЯБРЬСКИЕ ТЕЗИСЫ

В адрес «Играем с начала» приходят обращения по остро волнующим педагогическое сообщество вопросам. За ответами мы обратились к директору Института развития образования в сфере культуры и искусства И.Е. Домогацкой.

Президентский Указ № 599 - один из таких вопросов. «Если школа искусств находится в муниципальном подчинении, то как понимать «передачу субъектам РФ полномочий по предоставлению дополнительного образования детям, предусмотрев при необходимости софинансирование (…) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета?", - интересуются представители Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области.

Коллеги из Ярославля спрашивают: «Будут ли приниматься нормативные акты, регулирующие полномочия субъектов на перевод заработной платы педагогических работников образовательных учреждений культуры и искусства на уровень области (субъекта)? Какие меры планирует осуществить Министерство культуры РФ и что необходимо предусмотреть в регионах?»

«Какова нормативно-правовая база по штатным расписаниям?» - таков вопрос из Курганской области. Еще один - из Нижнего Новгорода: «Существует ли нормативно-правовая база по определению статуса творческих состязаний?» Особенно часто встречается просьба прокомментировать условия реализации предпрофессиональных программ - в письме из Липецкой области она изложена так: «Предусмотрены ли экономические механизмы реализации предпрофессиональных программ? Должны ли обязательные предпрофессиональные программы реализовываться исключительно на бесплатной основе?»

В ответ Ирина Ефимовна предложила краткий материал под названием «Сентябрьские тезисы, или Что делать… детским школам искусств».

Первоочередной задачей, поставленной перед детскими школами искусств федеральным законом 145-ФЗ, становится введение новых предпрофессиональных образовательных программ. В течение 2011-2012 гг. Министерством культуры РФ разработаны и утверждены нормативно-правовые акты, позволяющие осуществить данный процесс. Изучение и анализ документов, а также подготовка новых учебно-методических материалов рождает множество вопросов у руководителей и преподавателей образовательных учреждений. Сгруппировать их можно следующим образом.

1. Возможные сроки перехода на новые программы.

2. Вопросы одновременной реализации предпрофессиональных программ и программ дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности («новых и старых»), а также проблемы реализации программ, статус которых не изменился (например, программ академического и эстрадного пения, общего эстетического образования).

3. Источники и механизмы финансирования новых программ.

4. Вопросы, связанные с подготовкой программ к лицензированию; переоформление лицензий.

5. Ряд вопросов по разработке учебных планов и программ учебных предметов, в том числе – особенности разработки вариативной части учебных планов, раздела «Консультации».

6. Вопросы оплаты труда, нормирования труда, продолжительности рабочего времени, составления тарификации и штатного расписания.

Реализация новых программ предполагает не только повышение статуса ДШИ, но и повышение статуса педагогических работников, существенные подвижки в оплате труда преподавателей и концертмейстеров. Изменения направлены и на модернизацию музыкального инструментария, а также оборудования, необходимого в учебном процессе.

Готовность школ к введению новых программ предполагает:

- внесение изменений в устав;

- разработку образовательных программ на основании федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств, локальных актов, связанных с их реализацией;

- лицензирование новых программ;

- организацию и проведение приема детей в 1 класс в апреле-мае 2013 года.

Необходимо отметить, что часть региональных ДШИ уже перешла на реализацию предпрофессиональных программ в 2012 году. При этом нередки случаи, когда органы надзора за соблюдением законодательства в сфере образования уже готовы проверить выполнение школами федерального закона 145-ФЗ, поэтому школам необходимо в период 2012-2013 учебного года пройти все необходимые процедуры.

Переход ДШИ на предпрофессиональные программы не исключает реализацию и бюджетное обеспечение (через муниципальное или государственное задание) тех программ, которые не являются предпрофессиональными, но успешно реализуются школой, привлекательны для детей и родителей (это могут быть и программы академического и эстрадного пения, общего эстетического, общего музыкального образования и другие). Структура контингента школы формируется с учетом возможностей школы, в том числе – материально-технических и кадровых, региональных особенностей, сложившихся традиций.

Сохранить и развить лучшее - общая задача и учредителя, и школы. В Указе президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» перед образованием поставлена принципиально новая задача – «увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 - 75 процентов». То есть система дополнительного образования должна расширяться, увеличиваться, охватывать все большее количество детей.

В настоящий момент в стадии разработки находится Концепция развития детских школ искусств Министерства культуры РФ, в которой предусматривается совершенствование финансово-экономических механизмов деятельности ДШИ. Внедрение данных механизмов должно обеспечить:

- стабильное функционирование ДШИ,

- поддержку педагогических кадров, привлечение в ДШИ молодых специалистов,

- устойчивую базу для введения дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.

Кроме того, в соответствии с положениями Указа № 599 правительством проводится мониторинг по подготовке до конца ноября 2012 года предложений о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного образования детям, которые должны предусматривать «при необходимости софинансирование реализации названных полномочий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».

Множество вопросов связано с подготовкой и проведением процедуры лицензирования. Важно, что в соответствии с пп.1 п.9 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании», п.п. 8, 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности ДШИ переоформляет лицензию, внося в приложение к лицензии дополнительные сведения о новых образовательных программах.

При разработке учебных планов образовательным учреждениям необходимо точно отразить те количественные показатели, которые включены в федеральные государственные требования и связаны, в том числе, с количеством аудиторных часов на тот или иной учебный предмет, количеством часов, отведенном на консультации, процентным отношением обязательной и вариативной частей и так далее. В то же время ДШИ самостоятельно решает, каково распределение аудиторных часов по годам обучения, самостоятельно разрабатывает график проведения промежуточной аттестации и т.д. Весной 2012 года Министерством культуры РФ разработаны примерные учебные планы. В помощь школам по заданию министерства Институт развития образования в сфере культуры и искусства проводит работы по разработке примерных программ учебных предметов, которые будут изданы в декабре 2012 года.

Опыт многочисленных встреч с педагогическими коллективами показывает, что в основном непонимание необходимости для ДШИ новых процессов возникает из-за поверхностного анализа новых документов. Необходимо также учитывать, что новое, каким бы ни было привлекательным, вызывает страх, неприятие. Это закономерно и понятно. Но при этом как-то быстро забывается, что нерешенных проблем у школ накопилось столько, что школьная система подошла к своей критической точке, которую необходимо преодолеть.

Введение предпрофессиональных программ и разработка учебных планов зачастую осложняются тем, что в некоторых школах за последние 10 лет Примерные учебные планы 1987 г., 1996 г., 2003 г., 2005 г., на которые ориентируются федеральные государственные требования, претерпели существенные изменения. Причем у одних школ – в сторону уменьшения, у других (что встречается значительно реже) в сторону увеличения. Например, есть ДШИ, в которых учебный план образовательной программы «хореографическое искусство» сокращен до 6 часов в неделю, и есть школы, в которых количество учебного плана доведено до 18 часов в неделю! Возникает ситуация, ярко демонстрирующая кризисные явления, разрушающие образовательную систему, у которой нет основного признака – единого объема часов, перечня предметов, необходимых для освоения того или иного вида искусства. Приостановить данные процессы, закрепив обязательные для всех количественные показатели, нормы, призваны новые законодательные инициативы.

Федеральные государственные требования являются документом, устанавливающим общие требования и нормы, обязательные для всех ДШИ. Данные нормы объединяют школы в единую систему, в которую должны вписаться и малые сельские школы с контингентом до 100 человек, и крупные школы мегаполисов.

Аналогично складывается ситуация в отношении оплаты труда педагогических работников ДШИ. В настоящий момент средняя заработная плата по российским регионам представляет необъяснимую с точки зрения экономики картину: от 7200 рублей до 41000 рублей. Поднять заработную плату до средней по экономике региона призваны финансово-экономические проекты правительства, реализацию которых с таким нетерпением ожидает педагогическое сообщество.

Институтом развития образования в сфере культуры и искусства проведены работы по анализу и обработке материалов мониторинга ДШИ, объявленного Министерством культуры РФ летом 2012 года в рамках реализации новых законодательных инициатив, касающихся ДШИ. Полученные данные позволят эффективно и адресно провести мероприятия по поддержке ДШИ, запланированные в федеральной целевой программе «Культура России 2012 – 2018 гг.». Реализация данных мероприятий начнется с 2013 года.

По вопросам, возникающим в процессе подготовки и переходу на новые предпрофессиональные программы, в сентябре - октябре 2012 года пройдут курсы повышения квалификации, в ноябре – декабре – трехдневные семинары. Организуют данные мероприятия Российская академия музыки им. Гнесиных и Институт развития образования в сфере культуры и искусства. Подробнее о курсах и семинарах можно узнать по телефонам: (495) 691-27-69, (495) 690-34-39.

Получить информацию можно также, задав вопрос на сайте Института развития образования в сфере культуры и искусства, адрес сайта www.iroski.ru.

Поделиться:

Наверх