Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.01.2018
РИСУЯ МУЗЫКУ
Если ребенок поет, лепит, танцует, как помочь ему и его родителям в выборе профильного обучения? Поискам ответа на этот вопрос во многом и посвящена деятельность омской ДШИ № 10.

Много лет назад при Дворце культуры огромного омского нефтеперерабатывающего завода открылась вечерняя музыкальная школа. Пригласили работать в нее выпускников музыкальных училищ и консерваторий, и дело пошло так споро, что спустя некоторое время заводской школе присвоили городской статус и переселили в отдельное помещение. А дальше уже развитие учебного заведения пошло семимильными шагами.

С МАЛЫХ ЛЕТ НА БОЛЬШОЙ СЦЕНЕ

Если спросить директора ДШИ № 10 Дору Павловну Ткалину, работающую здесь с первого дня, что в почти 45-летнем опыте школы можно назвать самым важным и инновационным, она ответит: работу с дошкольниками.

Программу «Мама и малыш» разработала преподаватель теоретического отдела, лауреат конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств Омской области» Альфия Акрамовна Кошокина. Суть ее в том, чтобы не просто как можно раньше начать развивать музыкальные способности ребенка, но и научить этому его родителей. Поэтому мамы, а то и папы на занятиях всегда рядом со своим малышом. Программа реализуется в ДШИ всего третий год, но результаты убеждают и педагогов, и родителей: они на правильном пути.

В основе другой развивающей программы школы, автором которой также является Альфия Кошокина, – и музыка, и изобразительное искусство. На этих занятиях уже ждут детей постарше, чтобы развить у них чувство ритма и слух, научить чисто интонировать, дать навыки рисования и открыть им, как близки, оказывается, оба эти искусства. В соответствии с одной из задач программы (которую в школе пока расценивают как пилотную) ее участники по окончании курса должны уже точно определиться, на каком из двух отделений ДШИ – музыкальном или художественном – им хотелось бы продолжить обучение.

Еще одна программа, «работающая» в школе уже четыре десятилетия, предназначена для скрипачей 4-5 лет, и ведет ее Дора Павловна Ткалина. Здесь самое важное заключается в том, что занятия проходят в группе. Очень скоро малыши объединяются в маленький ансамбль. Растут они – усложняются и задачи, которые ставит перед ними совместное исполнительство. К выпускному классу почти игрушечный коллектив превращается под руководством Доры Павловны в настоящий ансамбль скрипачей, участвующий в серьезных конкурсах и концертирующий на больших, зачастую филармонических площадках. Такой подход имеет немало плюсов. Первый: дошколята получают образовательную базу, которая позволяет им в первом классе сразу приступить к занятиям по предпрофессиональным программам. Второй: коллективное музицирование и ранний опыт выступлений формируют характер и становятся неплохой школой жизни.

ДО КНИГИ РЕКОРДОВ ГИННЕССА – ШАГ

Помимо ансамбля скрипачей в школе есть еще немало творческих коллективов. Это два ансамбля домристов, оркестр баянистов и аккордеонистов, ансамбли виолончелистов и гитаристов, хор младших классов и хор старших, вокальные ансамбли Cantilena и «Квинтоль», вокальный ансамбль мальчиков. Каждый из коллективов добавил свою яркую страницу в историю школы, но главным преподаватели школы считают не это. Они глубоко убеждены в том, что без сцены, без зрителей ученик не сможет добиться значительных успехов, особенно если решил заниматься музыкой профессионально.

Сцена является важной творческой составляющей и для некоторых педагогов школы. Три года назад преподаватели двух отделов ДШИ объединились в ансамбль «Гитара-Микс», бессменным руководителем которого стал Евгений Русинов. За плечами коллектива немало концертов и конкурсных успехов, но последние месяцы стали для него особенными. «Гитара-Микс» приняла участие в международном дистанционном конкурсном марафоне «ЕвроСтартМедиа», проходящем в разных странах мира. И в девяти из этих конкурсов победила, получив по 100 баллов. Если ансамбль победит в десятый раз, то войдет в Книгу рекордов Гиннесса. И не только это станет наградой омичам – в случае абсолютной победы их ждет тур по всем странам – участницам конкурса. Но уже сегодня известно, что коллектив (в состав которого входят преподаватели ДШИ Дмитрий Коваленко, Максим Кондратьев, Евгений Русинов, а также ученик последнего Дмитрий Волков), вне зависимости от результатов последнего конкурса, ждут во Франции.

Чем не пример для воспитанников? И заключается он прежде всего в следовании творческому принципу: не стой на месте, раздвигай рамки традиционного репертуара, меняй привычные формы, как это сделали мы, в один прекрасный день включив в гитарный состав перкуссию и синтезатор. Впрочем, это желание быть в движении, в поиске нового вообще свойственно ДШИ № 10. «Нет ничего удивительного в том, что и в нашем ансамбле скрипачей наряду со скрипкой сегодня звучат синтезатор и ударные, – продолжает тему Дора Павловна Ткалина. – Мы хотим идти в ногу со временем, а значит, должны слышать молодых. Их предложения и подсказки нам интересны, мы вместе обсуждаем их и вместе реализовываем. Поэтому в репертуаре ансамбля не только классика, но и музыка народов мира, и современная молодежная музыка в переложениях, которые я и концертмейстер ансамбля делаем сами».

ОТ ВЛЮБЛЕННОСТИ ДО БОЛЬШОЙ ЛЮБВИ

Дора Павловна однажды подсчитала сколько выпускников ее школы продолжили музыкальное образование. Оказалось – 27%! Это значит, что у почти семисот учеников омской ДШИ детская влюбленность в искусство превратилась в большую любовь: они выросли в профессиональных музыкантов и преподавателей, работающих в родном Омске, в городах России, за рубежом. Вокалистка школы Екатерина Морозова, к примеру, поет в Большом театре, скрипач Вячеслав Мотин играет в Бразильском симфоническом оркестре. Подают весточки из Франции те, кто нашел свое место в музыкальной жизни этой страны. В стенах родной школы преподают пианистка Марина Рощупкина и аккордеонистка Ольга Филиппова.

А на подступах к профессиональной стезе – новая смена талантливых учеников ДШИ. Таких как пианист Кирилл Ярош, ставший золотым лауреатом международных конкурсов «Искусство XXI века» в Италии и Les etoiles Sancyberie во Франции, а также победителем конкурса-фестиваля «Сибирь зажигает звезды», или домристка Алина Шевчук, завоевавшая серебро на ХI Всероссийских Дельфийских играх в Москве. Среди одаренных учащихся ДШИ и обладатели различных именных стипендий Полина Мальцева, Степан Неверов, Влада Архипова, и многочисленные юные вокалисты, все чаще побеждающие на всероссийских и международных конкурсах.

Участвуя в разнообразных состязаниях и фестивалях, школа реализует и собственные проекты такого рода. Два из них были придуманы ее преподавателями еще в начале 2000-х – это конкурс фортепианных ансамблей «Два рояля»» и конкурс-фестиваль исполнителей на народных инструментах «Для всех». Теперь оба, завоевав авторитет, приобрели городской статус. Развивается еще одно начинание ДШИ, пока еще называющееся межшкольным, – конкурс домристов «Шаг к успеху».

С интересом претворяет школа в жизнь проект, поддержанный грантом Министерства культуры области. В его названии – «С открытым сердцем» – явственно читается отсылка к В.А. Сухомлинскому. Выдающийся русский педагог считал самым действенным способом усвоения знаний путь от «сердца к сердцу», и в школе стремятся к тому, чтобы концерты в детских садах (являющихся адресатом проекта) становились источником радостных эмоций и событием, которое еще долго будет жить в маленьком человечке. Средством, помогающим выполнению этой задачи, стал сопутствующий проекту конкурс-фестиваль творческих работ воспитанников дошкольных учреждений «Рисуем музыку». Для него в ДШИ придумали специальную эмблему, подчеркивающую единство музыкального и изобразительного искусств, выполнили дипломы для победителей на основе лучших, по мнению жюри, работ конкурсантов, разработали систему номинаций таким образом, чтобы ни одного участника не обошла заслуженная награда, – словом, творчески подошли к делу. Но, похоже, в ДШИ № 10 по-другому и не умеют.

На снимке: Ансамбль гитаристов

Поделиться:

Наверх