Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.06.2006
РУЧНАЯ РАБОТА

…На предприятии «Музпром» (бывший логотип – «Росмузпром»), которое вот уже 35 лет занимается производством и распространением музыкальных инструментов народной группы, побывали наши корреспонденты. Они встретились с некоторыми мастерами, заказчиками, побеседовали с генеральным директором концерна «Музпром» Львом Николаевичем Логиновым: с его рассказа о некоторых особенностях работы предприятия и начинается «корреспондентский отчет» об увиденном и услышанном.

- Музыкальные инструменты ручной работы мы подразделяем на 6 категорий: любительские, III – II - I категории, высшая и люкс. Эти категории охватывают музыкантов всех уровней - от новичка-любителя до специалиста высокого класса. Все наши мастера – их не так много, и мы их тщательно подбирали - работают на дому: «мастерские в условиях кухни». Но это и хорошо. Ведь что самое главное в нашей работе? Создание музыкального инструмента - это тоже творчество, поэтому у мастера должны быть удобные, комфортные условия, а кроме собственного дома этого, пожалуй, нигде и не найдешь. Есть настроение – мастер занимается, а в плохом настроении он даже не притрагивается к инструменту. Есть мастера, которые день на ночь переделали - днем спят, а ночью, когда город затихает, работают в тишине, потому что их работа очень напряженная, физически очень трудная и очень эмоциональная.

«Пахотная» работа

С известным балалаечным мастером Алексеем Николаевичем Петрусенко мы встретились в офисе концерна «Музпром», с которым он сотрудничает многие годы. На счету мастера Петрусенко 350 инструментов, в том числе гитары. Но востребован Алексей Николаевич именно как балалаечный мастер. Инструменты его работы приобретаются и в России, и за рубежом: в Японии, Германии, Великобритании, США.

На наш вопрос о том, как Алексей Николаевич пришел в профессию, он ответил:

- По своей первой профессии я химик. Однако в детстве занимался музыкой (в родном Волгограде), позже полюбил работать с деревом и мечтал заниматься реставрацией, изготовлением мебели. В 1988 году в Москве случайно оказался на приемке музыкальных инструментов – все сверкало таким роскошеством, что я был потрясен! А вскоре и сам начал работать на Московской экспериментальной фабрике музыкальных инструментов (ныне не существующей). Новую профессию осваивал, можно сказать, день и ночь. Мне было 33 года, у меня была семья, которую надо было кормить, и я буквально не выходил из цеха, по всем верстакам носом водил, набирался опыта, да и сейчас продолжаю это делать. Теперь, когда я беру в руки инструмент – плохой ли, хороший - любой, он дает мне информацию по оснастке, отделке, и я понимаю: вот так надо, а так - никогда не надо делать…

Про себя я знаю, что даже в простой материал любительской балалайки буду вкладывать все знания, которые у меня есть. Любительская балалайка делается из очень простого материала: к примеру, гриф из клена (он не позволяет сделать гриф тонким, а поэтому техника игры будет осложнена, трудно будет исполнять пассажи). Чем более профессиональный инструмент, тем тоньше требуется гриф, а это значит, что нужно брать более прочную древесину и определенным образом ее обрабатывать. Древесина класса люкс – черное дерево: оно не дает резонансного призвука. Это очень жесткое дерево, я его сравниваю с чугуном. Когда гриф (ручка), накладка ручки делаются из дешевых материалов, они начинают резонировать со струнами, появляется примесь: нет чистоты звука. Есть, например, такая деталь, называемая «панцирь». Музыкант при работе рукой попадает на панцирь, и это предохраняет деку от удара. Для профессионала от древесины на панцире зависит качество звука. Если панцирь сделан из недорогой крупнопористой древесины, получается шуршание, которое загрязняет звук. Поэтому для инструментов высшей категории используется только черное дерево. В любительских инструментах здесь может быть закрашенная фанера.

Клен – классический материал для корпуса инструмента, от него тоже зависит качество звука. Для хорошего инструмента нужен белый клен явор, который растет только в горах, ущельях. Для деки берем только резонансную ель, хотя некоторые применяют пихту. При этом здесь есть очень важный момент. В деке любительского инструмента соединяется несколько дощечек. Для инструмента класса люкс дека делается из двух половин: берется цельный кусок дерева, распиливается вдоль пополам, разворачивается, равно как и в скрипке, качественной гитаре. Очень важно, чтобы ель была однородна по своему составу, и чем выше должно быть качество инструмента, тем чаще должны быть годовые кольца-слои. Елку, растущую среди поля на опушке леса – пушистую красавицу, - брать бесполезно: из-за обилия солнца у нее большой прирост. При такой деке звук получится рыхлым, не будет хорошего резонанса. Лучше всего, когда ель растет в горах: вегетативный период короткий, прирост древесины маленький, поэтому слои получаются очень тонкие. Собственно говоря, из чего делается скрипка, из тех же материалов делается и балалайка высшей категории.

- Что бы вы посоветовали начинающим мастерам?

- Изготовление музыкального инструмента требует смирения, «пахотной» и даже нудной работы, что накладывает отпечаток на характер мастера. Полтора-два месяца уходит на всю работу: с нуля до создания инструмента. Обычно сразу делаются два-три инструмента, при этом, когда сравниваешь параметры, всегда замечаешь: при одинаковом материале звук инструментов всегда разный. И еще: мастер отличается в мелочах. Вот нам, например, каждый музыкант заказывает инструмент «под себя» - гриф под свою руку и так далее, - и мы работаем на музыканта. Так вот, если рука музыканта хорошо идет, ладики не задевает, если инструмент удобно держать – это говорит об особых достоинствах мастера.

- Как вы определяете акустические параметры инструмента?

- И по слуху, и механически. Акустика – это ведь не только звучащие струны. Многое зависит от расположения и массы пружин, которые помогают деке резонировать, от качества используемых древесины и клеев, он настройки корпуса, важно, чтобы дека лежала легко и свободно, не была перетянута. Когда соединяются вместе все акустические данные - корпуса, деки, струн, ладов, – тогда и получается музыкальный инструмент.

Заказчик - «Гармония»

В этот момент в офисе «Музпрома» появился заказчик - Александр Юрьевич Рыженков: доцент кафедры теории и истории музыки и музыкальных инструментов Воронежского педагогического университета, заведующий секцией народных инструментов, лауреат всероссийского конкурса, художественный руководитель оркестра народных инструментов «Гармония». Он присоединился к нашей беседе.

- Более пяти лет Воронежский государственный педагогический университет покупает музыкальные инструменты на фабрике «Музпром» у Льва Николаевича и Андрея Львовича Логиновых. Эти инструменты, если с ними обращаться по-человечески, никогда не подводят - ни на концертах, ни на репетициях. Мы покупали гусли, жалейки, малые домрочки и балалайки. С этими инструментами наш вузовский оркестр «Гармония» в 2004 году победил на VII Открытом всероссийском фестивале музыкально-педагогических вузов в Костроме.

Недавно «Гармония» отметила пятилетие. Наш коллектив небольшой, но мы полностью отвечаем требованиям оркестра. Оркестр должен состоять из трех групп. У нас группа домр – основная, группа баянов - контрастирующая, группа балалаек – сопутствующая (подобно смычковым, меди и дереву). Флейту, гобой заменяем иногда аккордеонами. Группа ударных и гусли - четыре оркестровых солиста. Играем мы и народную музыку, и классику. Так получается, что в некоторых регионах России классическая музыка звучит все больше на домрах и балалайках, потому что попросту нет симфонических или камерных оркестров. То, что классика звучит в исполнении оркестра народных инструментов, само по себе не плохо, но, к сожалению, растет поколение слушателей, которые думают, что для этих инструментов и писали Гайдн и Моцарт. Однако переложения классики становятся все более качественными, потому что растут технические возможности инструментов. Ведь раньше балалайка имела только пять ладов, а сейчас - 27-28, некоторые заказывают и 32 лада. Современной балалайке доступна скрипичная «верхотура». Вообще, диапазон возможностей народных инструментов значительно расширился, и я уверен, он будет еще больше.

Музыкальный инструмент, рождаясь в руках мастера, наделяется душой и начинает жить своей неповторимой жизнью. Почему? Потому что инструмент ручной работы сделан от души. И это – его важнейшее отличие, благодаря которому у музыканта-исполнителя складываются отношения с инструментом, как с живым, родным, отзывчивым существом, как с другом, которому можно довериться и с которым можно горы свернуть!

Автор:
Токун Т.

Поделиться:

Наверх