АРХИВ
16.02.2016
УДЕРЖАТЬ МАРКУ
Сегодняшние реалии культурной жизни Тюменской области уходят корнями в 1919 год, когда был открыт ее единственный на тот момент очаг – музыкальная школа, ныне – Детская школа искусств им. В.В. Знаменского. Заглянем в ее классы в преддверии столетнего юбилея.

ОТ ГАММЫ ДО ОПЕРЫ

Образ ДШИ им. В.В. Знаменского создан уникальными педагогами. Ее первые директора: скрипач и капельмейстер Михаил Николаевич Ушаков; выпускник вокального отделения Петербургской консерватории Владимир Васильевич Знаменский, который помимо вокального искусства также дирижировал и блестяще играл на нескольких народных инструментах (руководил с 1923 года). Петербургскую консерваторию окончили и другие преподаватели: М.С. Аржиловский – ученик А.К. Лядова, А.Н. Матвеев – воспитанник А.К. Глазунова; преподаватель класса вокала и оперного ансамбля профессор М.М. Уместнов, стажировавшийся в Риме и Милане; композитор В.Н. Трамбицкий. Позднее к ним присоединился ряд выпускников Московской консерватории. Женщины-педагоги принадлежали к местным купеческим династиям и имели гимназическое образование.

Двадцатые годы ознаменованы не только концертной активностью, которую поднял В.В. Знаменский, но и грандиозным событием – постановкой оперы Дж. Верди «Травиата» под руководством М.М. Уместного (1929).

С приездом выпускников Омского музыкального училища Т.С. Люцерадской и И.Г. Гавриша (1938) начинается эпоха расцвета, подарившая стране прекрасных профессиональных музыкантов. После того как в 1944-м директором стал Юрий Леопольдович Геллер, были установлены дружественно-творческие контакты со многими выдающимися деятелями музыкального искусства, в том числе с М. Глиэром, И. Дунаевским, И. Козловским, Е. Гнесиной.

С 2005-го школа расширила рамки деятельности: появились художественное и хореографическое отделения, и сегодня в ДШИ обучается около 1200 детей одновременно (хотя желающих – намного больше). Удивительно, но такой многочисленный контингент наследников великого прошлого учебного заведения обучается в четырех разрозненных зданиях, которые в силу архитектурной ценности невозможно перестроить под его нужды. Залы на 50-60 человек не могут выступать ни в роли серьезной сценической площадки, ни как репетиторий для больших составов.

На провокационный вопрос о прогнозах директор Марианна Евгеньевна Алехина заключает: «На пороге столетия мы можем говорить, что был проделан честный, ответственный и результативный труд. Так что мы продолжим активно работать во всех заданных направлениях и надеяться, что нашу школу ожидают перемены только к лучшему. Прежде всего – сохранять дифференциацию профессиональной подготовки и досуговой деятельности в области искусства. Ведь очевидно, что культура – это база для развития созидательного общества, его духовного здоровья, чистоты и силы».

В ОТКРЫТЫЕ ДВЕРИ

Педагогический коллектив Детской школы искусств им. В.В. Знаменского и сегодня пользуется недрами собственного потенциала – сохраняя добрые традиции, идя на эксперименты.

Ведется работа по 13 музыкальным специальностям, при каждом из направлений созданы творческие коллективы (в общей сложности 20). Один из них был новаторским: хор, участниками которого стали преподаватели всех специальностей, родители и прародители, выпускники школы, и, конечно, сами учащиеся. Он стал отличным опытом сплочения сторон, повлекшим за собой качественно иной уровень общения и взаимодействия. Еще одна экспериментальная работа – концерт преподавателей: музыканты аккомпанировали хореографам, и для художников нашлось место на сцене. Такая творческая практика способствовала тому, чтобы педагоги поддержали свой артистический, исполнительский потенциал, а также впоследствии попробовали силы на конкурсе профессионального мастерства (каждый из 18 участников вернулся со званием лауреата).

Вообще, фестивально-конкурсная деятельность – магистральная линия деятельности школы Знаменского. Только с международных состязаний учащиеся привозят более 300 наград в год! Частные ресурсы в сочетании с возможностями Тобольско-Тюменской епархии позволяют скромно, но регулярно проводить фестиваль «Рождественские звоны», где, помимо школьных коллективов, выступают хоры общеобразовательных учреждений и местных храмов. Одновременно делается тематическая выставка художественного отделения. А 2016 год ознаменуется новым совместным проектом – «Пасхальным перезвоном», который приглашает и хоровые коллективы, и хореографические, и музыкальные; география участников потенциально весьма расширится.

Фортепианное отделение (старейшее и самое многочисленное) организует ставшие уже традиционными «Вечера семейных дуэтов» и «Детскую филармонию», проводит концертно-лекционные мероприятия для своих. Пользуется популярностью фестиваль юных исполнителей на фортепиано «Гусельки». Нововведением стал Открытый городской конкурс пианистов «Капельки» среди детей от 5 до 8 лет, для которых, как известно, раньше не проводили творческих соревнований за пределами учебных заведений (в силу возраста и неопытности).

Просвещение и привлечение внимания самых юных жителей Тюмени, а также их родителей к инструментальному исполнительству – еще одно приоритетное направление работы школы. Презентация инструмента, объяснение его специфики, прослушивание ребенка и рекомендательные наставления относительно того, в какой класс ему лучше поступить, – этот комплекс мероприятий помогает не только осуществить набор на наименее востребованные направления (народное отделение, духовые инструменты), но и безошибочно определить судьбу учащегося на ближайшие годы. «На самом деле, проблема не только в том, что, например, на фагот, кларнет набирается мало учеников, страшно то, что уходит то поколение педагогов, которое может передать классические навыки, дать выучку старой школы. Теоретиков также не хватает: большая часть наших преподавателей теоретических дисциплин уже возрастные, а тех, кто мог бы их заменить, подхватить заданный высокий уровень, – пока нет», – комментирует ситуацию М.Е. Алехина.

Существенный показатель профессионализма педагогов – никто из учеников не пытался сменить предложенный после прослушивания инструмент на другой. Зато бывало, когда достигнув определенных успехов, ученик переходил с общеразвивающей программы на предпрофессиональную, или, окончив одно отделение, сразу поступал на другое – а то и по окончании школы получал одновременно два свидетельства об освоении разных специальностей. Очень важно, чтобы ребенок обучался с желанием, чувствовал, что он – на своем месте.

РОДНЫЕ ПО ДУХУ

Долгосрочное сотрудничество, сотворчество и пребывание в атмосфере искусства порождает между людьми особые эмоциональные связи и закладывает в личность специфический духовный фундамент – начало, заставляющее расти, развиваться.

Бывшие ученики по окончании профильных вузов ведут педагогическую деятельность в других городах или гастролируют, но, несмотря на все регалии, неизменно звонят любимым преподавателям и по возможности наносят им визиты. Из тех выпускников, кто не покинул родной город: заместитель губернатора Тюменской области Наталья Александровна Шевчик, генеральный директор Тюменской филармонии Михаил Михайлович Бирман, директор Тюменского областного института развития регионального образования Ольга Владимировна Ройтблат, депутат Тюменской областной думы – писатель Сергей Сергеевич Козлов.

Ныне успешный юрист Юрий Васильевич Кондрашов, когда-то – воспитанник школы, поделился своей историей: «В детстве я обучался игре на фортепиано у замечательного педагога – Наталии Ростиславовны Василенко. Когда пришло время, я не только без тени сомнения привел к ней своих детей, но и сам на определенном уровне возобновил исполнительскую деятельность. Вместе с сыновьями мы составили ансамбль и с большим удовольствием выступаем не только на школьных концертах и фестивалях, но иногда и на городских площадках. Подчеркну: я – юрист, но привитое мне музыкальное воспитание оставило след на всю жизнь, и это выражается не только в том, что моя семья – слушатели классики, но и в ее зримом участии в культурной жизни общества, что удивительно для непрофессионала».

На вопрос, с чем связано желание возвращаться в стены школы, отвечает ее директор: «Ребенок родителям по крови родной, а нам становится родным по духу, и эта глубокая связь не рвется».

Поделиться:

Наверх