АРХИВ
09.02.2011
ВСЕОБЩАЯ ПОЛЬЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФИЛАРМОНИИ

В конце января в Концертном зале Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки состоялся концерт московской педагогической филармонии, организованный Методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры Департамента культуры г. Москвы. Публика в зале состояла из представителей нескольких поколений. Это были ученики школ и их родители, преподаватели и родители преподавателей, выступавших на сцене. И все они с благодарностью отзывались о педагогической филармонии, из года в год приглашающей на свои бесплатные концерты.

Как организованное сообщество преподавателей и концертмейстеров детских музыкальных школ, относящихся к городскому департаменту культуры, педагогическая филармония Москвы существует уже 22 года. О том, с чего она начиналась и каких успехов добилась за два десятилетия, пожалуй, лучше многих знает один из организаторов и представителей художественного совета филармонии - заместитель директора московского Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Елена Ивановна Гудова. Она напомнила, что у истоков проекта были концерты играющих педагогов (в основном, пианистов), которые проходили несколько раз в год. Уже тогда они отличались хорошим исполнительским уровнем и были незаменимы в преподавательской практике как яркий пример того, что настоящий педагог-исполнитель должен уметь не только рассказать, как нужно играть, но и быть готовым продемонстрировать свое умение на сцене. Как сказал участник январского концерта в музее, преподаватель по классу саксофона в ДМШ им. В.Андреева Александр Саюстов, «работающий с детьми педагог обязательно должен играть, потому что практикующий, играющий учитель гораздо лучше «теоретика», не умеющего показать то, что требует от своего ученика».

«На наших концертах всегда было много публики, - так отозвалась о первых шагах филармонии Е.И. Гудова. - В те годы я еще не работала в городском методическом кабинете, просто посещала концерты как благодарный, даже счастливый слушатель. Не могу без восхищения говорить об участниках нашей педагогической филармонии, потому что профессия педагога сама по себе требует огромных затрат времени и сил, а здесь еще педагогу надо суметь сконцентрироваться на собственных серьезных занятиях, чтобы иметь право выходить на сцену и пропагандировать музыкальное искусство».

Департамент культуры Москвы на протяжении многих лет планомерно способствовал развитию педагогической филармонии как своего детища. Стремление сделать мероприятия более частыми, а также забота о проведении концертов в лучших залах города – все это служило серьезным импульсом для преподавателей, желающих участвовать в работе филармонии. Тем более что польза таких филармонических концертов была несомненна: они служили музыкальному просвещению публики и профессиональному совершенствованию педагогов-музыкантов.

Непрерывное развитие и совершенствование – залог успеха любого мероприятия. «Нам хотелось,- сказала Е.И. Гудова, - чтобы со временем в филармонии было представлено все большее количество специальностей, инструментов: необходимо, чтобы дети, которые учатся в школе играть на отдельных инструментах, наблюдали всю палитру музыкального инструментария». Такой подход действительно расширяет детский кругозор, и вполне вероятно, что под воздействием концертов педагогов разных специальностей у учащегося может возникнуть интерес к дополнительному инструменту.

Представленные на концерте в Музее Глинки специальности подтвердили установку на разнообразие. Выступали вокалисты, исполнители на деревянных духовых инструментах и мандолине, несколько ансамблей со скрипкой. «Гвоздем программы» стало выступление тромбониста Андрея Щербашина с пианистом Василием Изюмовым (ДМШ им. Й.Гайдна). Музыканты исполнили один из многочисленных моцартовских хитов - Арию Лепорелло из оперы «Дон-Жуан», которая в переложении для тромбона произвела на публику ошеломляющий эффект и вызвала бурные эмоции одобрения. Примечательно: концерт шел без перерыва почти полтора часа, и это при том, что большинство в зале составляли дети, которым, в общем-то, трудно высидеть «два урока без перемены». Но ведущая концерта Е.Б. Клименок – опытный преподаватель школы и давний участник филармонии – изменила представление о времени своими емкими и познавательными комментариями. Перед каждым номером Елена Борисовна настраивала публику, рассказывая об особенностях произведения, повествуя факты из жизни композитора. И время пролетело как-то незаметно.

Сегодня у педагогической филармонии Москвы сформировался круг постоянных слушателей. Это, прежде всего, ученики московских музыкальных школ, которые регулярно приходят на концерты со своими родителями. Эти дети получают бесценный слуховой опыт, привыкают жить «на одной волне» с классической музыкой и растут культурными людьми. Для их родителей концерты педагогической филармонии – достойный повод с пользой и вместе с детьми провести досуг. «Посещение детьми концертов благотворно отражается на образовательном процессе, - подчеркнула Е.И. Гудова. - Не все ученики музыкальных школ имеют выдающиеся музыкальные способности, и прежде чем они добиваются значительных успехов по специальности, проходит много времени. Но школьники, которые интересуются музыкальной жизнью города и часто посещают мероприятия педагогической филармонии, как правило, хорошо проявляют себя на уроках слушания музыки и музыкальной литературы, то есть там, где требуется музыкальный кругозор».

Концерты педагогической филармонии органично влиты в общекультурную городскую жизнь. Они непременно связаны с крупнейшими культурными датами, которые отмечаются во всем мире. Так, в январе, как известно, исполнилось 255 лет со дня рождения Моцарта, месяцем раньше, в декабре, отмечался день рождения Бетховена. И потому программа зимних филармонических концертов посвящалась музыке знаменитейших венских классиков, получив название «Профили двух гениев». «Организовав филармонию преподавателей и концертмейстеров, мы руководствовались несколькими важными моментами, - пояснила в конце беседы Е.И. Гудова. - Преподаватели, которые имеют дело с самыми маленькими детьми, должны обладать комплексом качеств: педагогическим, исполнительским, просветительским и воспитательным талантами. Одна из задач филармонии – поддерживать, представлять зрителю тех педагогов, которые соединяют в себе лучшее, что можно дать ученикам». Стоит заметить, что многие «артисты филармонии» награждены почетными званиями лучших преподавателей Москвы. И не уменьшается, а лишь растет число московских педагогов, желающих участвовать в филармонических программах.

Поделиться:

Наверх