Заведующая теоретическим отделом музыкальной школы им. Гнесиных Надежда Матвеевна Посвянская хорошо известна в музыкальном мире. Энергии этой удивительной женщины хватает на всё - она преподает сольфеджио, занимается административной и методической работой. Сегодня известный педагог с многолетним стажем и бесценным опытом делится с читателями газеты «Играем с начала».
- Надежда Матвеевна, какие изменения произошли в школе за последнее время?
- Самое главное событие – это,
- Музыкальная школа имени Гнесиных - одна из самых известных. Как происходит отбор в школу?
-Всё зависит от возраста и
-В каком возрасте можно определить, есть у ребенка музыкальные способности или нет?
-Это всегда очень индивидуально. Иногда ребенок может раскрыться очень рано, уже в возрасте 5-6 лет. Потом он может прекрасно развиваться дальше, но может и остановиться, достигнув своего «потолка». К сожалению, такие случаи бывают. Но бывают и другие случаи, когда сначала ребенок ничем особо не выделяется, стесняется, замыкается в себе, а потом, в процессе работы, от него можно получить очень хороший результат. Это как раз тот случай, когда количество переходит в качество. Задача педагога – помочь такому ребенку раскрыться и активно развиваться дальше.
-Чем отличаются занятия сольфеджио для ребят, которые в будущем хотят связать свою судьбу с музыкой и тех, кто занимается «для себя»?
- Есть разница в восприятии материала. Мы всегда стараемся, чтобы занятия проходили дифференцированно. Если человек не будет профессионалом, мы с ним останавливаемся на одном. Если же он планирует и дальше серьезно заниматься музыкой, то нагрузка будет больше. Есть различия и по специализациям. Задачи для струнников ставятся немножко сложнее, для теоретиков уровень сложности ещё выше– и в записи диктантов, и в анализе на слух.
-Как вы обычно начинаете свои занятия?
- Занятия начинаются всегда по-разному. Иногда мы начинаем с повторения пройденной темы, иногда с пения. У меня нет какой-то единой схемы. Урок – это процесс творческий. Правда, всегда есть план урока, цель – то, к чему мы должны прийти, какая-то задача. Если тема освоена не очень, стараюсь остановиться на ней поподробнее, чтобы ребята её прочувствовали. Потом, очень важно смотреть на учеников – не устали ли они, сконцентрированы ли они? Если они устали, то как их переключить на предмет. В таких случаях обычно помогает пение с аккомпанементом. Дети вообще любят петь. Ну, а когда они уже хорошенько распоются, настроятся, тогда можно переходить к другому: к анализу на слух, интервалам, аккордам, диктантам. Тем, кто будет поступать в музыкальные вузы или училища, стараюсь давать нагрузку больше. У нас в школе отдельных групп для поступающих нет, но мы всегда стараемся сформировать учебные группы так, чтобы подготовки и интересы были примерно одинаковыми. В более продвинутых группах даю задания и диктанты другой сложности. К тому же, школьном расписании есть предмет по выбору, так что ученики могут взять себе дополнительно то, что им наиболее необходимо - фортепиано, сольфеджио. В группах у нас в среднем 8 человек, в старших классах немного меньше. Так что внимания хватает каждому.
-Вы поддерживаете связь с бывшими учениками?
- Стараюсь, но отношения всегда строятся по-разному. Некоторые классы часто приходят, некоторых жизнь разбросала. Но мне приятно отметить, что многие ученики и сейчас приводят к нам в школу своих детей. Кроме того, среди наши учеников есть и те, кто сам стал преподавателем. Заканчивают музыкальные вузы и стараются вернуться к нам в школу преподавать. Раньше такое случалось очень часто, сейчас – реже. Сейчас всё меньшее количество выпускников идет в профессию. Предпочтение дети отдают другим профессиям – экономист, юрист. Когда училась я, практически все поступали в музыкальные вузы. Интересы сейчас вообще изменились. Хотя был в этом году концерт теоретического отдела – перед концертом появились выпускники 2004-го года. Из их выпуска продолжила обучение только одна девочка. Они пришли за час до концерта, распелись и прекрасно спели Дунаевского. Все они абсолютно разных профессий, но они перезваниваются, не потеряли связь друг с другом и, что очень важно, с музыкой.
-Изменились ли дети за годы вашего преподавания?
- Безусловно. Это видно даже на примере того, как проходит приемный экзамен в нашу школу. Раньше дети знали на память много песен, они их учили дома или в детском саду. А сейчас детские песни – это настоящая проблема. То, что звучит вокруг них, для них сложновато, они не могут это воспроизвести. Поэтому на экзамене, когда их просишь спеть что-нибудь, они всё чаще задумываются и не мо гут ничего вспомнить. Общий уровень музыкальной культуры сегодня упал. Конечно, мы стараемся водить ребят на концерты, развивать, но, в общем, уровень заметно снизился.
-А какие положительные моменты вы можете отметить?
- Очень многое сейчас стало доступным. Абсолютно все музыкальные произведения есть на компакт-дисках, кассетах, поэтому достать какие-то записи теперь не проблема. Слушать музыку можно не только дома, но и на занятиях в школе. Современная техника позволяет поставить необходимую запись, причем не только аудио, но и видео – спектакли, концерты. Активно развивается программное обеспечение – сейчас существуют различные программы нотной записи на компьютерах, каждый день разрабатываются всё новые и новые музыкальные программы, викторины. В идеале нужна такая программа, чтобы ребенок мог домам заниматься сам. Также сейчас существует огромное количество специализированной литературы. Если раньше все занимались по Калмыкову-Фридкину, то сейчас учебников очень много.
-Как, на ваш взгляд, можно повысить уровень музыкальной культуры?
- В первую очередь, нужно что-то делать в системе общего образования, чтобы в школах были не примитивные уроки пения, на которые никто не ходит, а чтобы звучала настоящая музыка и чтобы у детей вернулась любовь к музицированию. Во-вторых, не менее важно и то, чтобы любовь к музыке прививала не только школа, но и семья. Родители должны, не смотря на всю свою загруженность, найти для ребенка время и всем вместе сходить на концерт. Вместе смотреть, слушать и познавать новое.
Поделиться: