Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.06.2006
Любовь к музыке нужно прививать в семье

Заведующая теоретическим отделом музыкальной школы им. Гнесиных Надежда Матвеевна Посвянская хорошо известна в музыкальном мире. Энергии этой удивительной женщины хватает на всё - она преподает сольфеджио, занимается административной и методической работой. Сегодня известный педагог с многолетним стажем и бесценным опытом делится с читателями газеты «Играем с начала».

- Надежда Матвеевна, какие изменения произошли в школе за последнее время?

- Самое главное событие – это, пожалуй, юбилей нашей школы. Ей исполнилось 110 лет. Вообще история её создания поистине уникальна, ведь всё началось, по сути, с собачьей площадки. Сначала это была маленькая школа под руководством семьи Гнесиных, первое учебное заведение на общественных началах, где обучаться музыке можно было бесплатно. Что такое школа имени Гнесиных сейчас, объяснять никому не надо. Школа постоянно растет, появляются новые отделения, например, отделение музыкального театра. Теоретический отдел тоже очень разросся. Второе, о чем обязательно нужно сказать – это традиции. История музыкальной школы имени Гнесиных тесно связана с именами известных музыкальных деятелей. Например, с именем Елены Васильевны Давыдовой, сто лет с рождения которой мы недавно праздновали. Вклад Елены Васильевны Давыдовой огромен – она разработала методику преподавания сольфеджио, издала первые учебники. Моя мама, Белла Нисоновн Черняк, была ученицей Давыдовой. Потом мама окончила консерваторию и пришла работать в школу имени Гнесиных. Была заведующей отделением, вела сольфеджио, методическую работу, руководила хором. Гнесинская школа – это традиции, преемственность. Из школы ученики переходили в училище, затем – в институт. Потом возвращались и становились педагогами.

- Музыкальная школа имени Гнесиных - одна из самых известных. Как происходит отбор в школу?

-Всё зависит от возраста и подготовки. Если ребенок маленький и нигде до этого не обучался, то, чтобы выявить музыкальные способности, его сначала надо прослушать, проверить музыкальную память, слух. Может быть, в какой-то игровой манере. Если же ребенок постарше или уже обученный, то он сначала должен что-то сыграть и спеть, а потом его будут спрашивать по программе музыкальной школы.

-В каком возрасте можно определить, есть у ребенка музыкальные способности или нет?

-Это всегда очень индивидуально. Иногда ребенок может раскрыться очень рано, уже в возрасте 5-6 лет. Потом он может прекрасно развиваться дальше, но может и остановиться, достигнув своего «потолка». К сожалению, такие случаи бывают. Но бывают и другие случаи, когда сначала ребенок ничем особо не выделяется, стесняется, замыкается в себе, а потом, в процессе работы, от него можно получить очень хороший результат. Это как раз тот случай, когда количество переходит в качество. Задача педагога – помочь такому ребенку раскрыться и активно развиваться дальше.

-Чем отличаются занятия сольфеджио для ребят, которые в будущем хотят связать свою судьбу с музыкой и тех, кто занимается «для себя»?

- Есть разница в восприятии материала. Мы всегда стараемся, чтобы занятия проходили дифференцированно. Если человек не будет профессионалом, мы с ним останавливаемся на одном. Если же он планирует и дальше серьезно заниматься музыкой, то нагрузка будет больше. Есть различия и по специализациям. Задачи для струнников ставятся немножко сложнее, для теоретиков уровень сложности ещё выше– и в записи диктантов, и в анализе на слух.

-Как вы обычно начинаете свои занятия?

- Занятия начинаются всегда по-разному. Иногда мы начинаем с повторения пройденной темы, иногда с пения. У меня нет какой-то единой схемы. Урок – это процесс творческий. Правда, всегда есть план урока, цель – то, к чему мы должны прийти, какая-то задача. Если тема освоена не очень, стараюсь остановиться на ней поподробнее, чтобы ребята её прочувствовали. Потом, очень важно смотреть на учеников – не устали ли они, сконцентрированы ли они? Если они устали, то как их переключить на предмет. В таких случаях обычно помогает пение с аккомпанементом. Дети вообще любят петь. Ну, а когда они уже хорошенько распоются, настроятся, тогда можно переходить к другому: к анализу на слух, интервалам, аккордам, диктантам. Тем, кто будет поступать в музыкальные вузы или училища, стараюсь давать нагрузку больше. У нас в школе отдельных групп для поступающих нет, но мы всегда стараемся сформировать учебные группы так, чтобы подготовки и интересы были примерно одинаковыми. В более продвинутых группах даю задания и диктанты другой сложности. К тому же, школьном расписании есть предмет по выбору, так что ученики могут взять себе дополнительно то, что им наиболее необходимо - фортепиано, сольфеджио. В группах у нас в среднем 8 человек, в старших классах немного меньше. Так что внимания хватает каждому.

-Вы поддерживаете связь с бывшими учениками?

- Стараюсь, но отношения всегда строятся по-разному. Некоторые классы часто приходят, некоторых жизнь разбросала. Но мне приятно отметить, что многие ученики и сейчас приводят к нам в школу своих детей. Кроме того, среди наши учеников есть и те, кто сам стал преподавателем. Заканчивают музыкальные вузы и стараются вернуться к нам в школу преподавать. Раньше такое случалось очень часто, сейчас – реже. Сейчас всё меньшее количество выпускников идет в профессию. Предпочтение дети отдают другим профессиям – экономист, юрист. Когда училась я, практически все поступали в музыкальные вузы. Интересы сейчас вообще изменились. Хотя был в этом году концерт теоретического отдела – перед концертом появились выпускники 2004-го года. Из их выпуска продолжила обучение только одна девочка. Они пришли за час до концерта, распелись и прекрасно спели Дунаевского. Все они абсолютно разных профессий, но они перезваниваются, не потеряли связь друг с другом и, что очень важно, с музыкой.

-Изменились ли дети за годы вашего преподавания?

- Безусловно. Это видно даже на примере того, как проходит приемный экзамен в нашу школу. Раньше дети знали на память много песен, они их учили дома или в детском саду. А сейчас детские песни – это настоящая проблема. То, что звучит вокруг них, для них сложновато, они не могут это воспроизвести. Поэтому на экзамене, когда их просишь спеть что-нибудь, они всё чаще задумываются и не мо гут ничего вспомнить. Общий уровень музыкальной культуры сегодня упал. Конечно, мы стараемся водить ребят на концерты, развивать, но, в общем, уровень заметно снизился.

-А какие положительные моменты вы можете отметить?

- Очень многое сейчас стало доступным. Абсолютно все музыкальные произведения есть на компакт-дисках, кассетах, поэтому достать какие-то записи теперь не проблема. Слушать музыку можно не только дома, но и на занятиях в школе. Современная техника позволяет поставить необходимую запись, причем не только аудио, но и видео – спектакли, концерты. Активно развивается программное обеспечение – сейчас существуют различные программы нотной записи на компьютерах, каждый день разрабатываются всё новые и новые музыкальные программы, викторины. В идеале нужна такая программа, чтобы ребенок мог домам заниматься сам. Также сейчас существует огромное количество специализированной литературы. Если раньше все занимались по Калмыкову-Фридкину, то сейчас учебников очень много.

-Как, на ваш взгляд, можно повысить уровень музыкальной культуры?

- В первую очередь, нужно что-то делать в системе общего образования, чтобы в школах были не примитивные уроки пения, на которые никто не ходит, а чтобы звучала настоящая музыка и чтобы у детей вернулась любовь к музицированию. Во-вторых, не менее важно и то, чтобы любовь к музыке прививала не только школа, но и семья. Родители должны, не смотря на всю свою загруженность, найти для ребенка время и всем вместе сходить на концерт. Вместе смотреть, слушать и познавать новое.

Поделиться:

Наверх