В текущем учебном году Московский областной научно-методический центр в рамках курсов повышения квалификации предоставил возможность педагогам ДШИ и ДМШ Подмосковья расширить профессиональные навыки по специализации «фольклор».
Первое занятие прошло на базе ДК «Родина» в Химках. Его провела преподаватель РАМ им. Гнесиных Т.В. Кирюшина. Татьяна Викторовна – исследователь фольклора разных регионов России - затронула в своем выступлении и колоритные этнографические особенности музыкального народного творчества, и историю создания русских народных инструментов. Слушателей курсов особенно заинтересовали предложенные на занятии звукозаписи, причем не только фольклорных коллективов из разных городов России, но и исполнителей-самородков – настоящих хранителей самобытных традиций песенного искусства того или иного края. А это особенно интересно, ведь, как известно, практически в каждой области по-своему поют и «барыню», и «страдания», и старинные песни.
Методист НМЦ, курирующая специализацию «фольклор», У.Е. Ряполова составила информационно-насыщенную программу - своеобразную тропу, ведущую к истокам народного творчества. Проводниками в этот мир стали преподаватель Московского областного колледжа искусств И.И. Кубанова, заведующая народной кафедрой МГИМ им. А.Шнитке Е.А. Зайцева, руководитель детского ансамбля «Звонница» доцент МГУКИ П.А. Сорокин и его коллега профессор Т.П. Беляева.
Несколько занятий было решено провести в подмосковном Подольске, где слушатели КПК стали не только зрителями, но и участниками своеобразного мастер-класса, который провела со своими учениками директор школы фольклорного искусства «Моя Русь» Т.В. Бычкова. Тамара Васильевна поделилась секретами постановки народного танца, выбора репертуара и создания костюмов. Выбор на эту школу пал совсем не случайно: она - единственная в Подмосковье.
Школа фольклорного искусства была открыта 15 лет назад, и что немаловажно, дети обучаются в ней бесплатно. Основатели, руководители и авторы концепции учебной программы школы – супруги Тамара Васильевна и Василий Николаевич Бычковы. Это люди, страстно увлеченные идеей возрождения национальных культурных традиций русского народа. Василий Николаевич вспоминает, что его отец играл на балалайке и гармонике, умел мастерить свистульки и дудки, так что интерес к народным музыкальным инструментам у него возник вполне естественно. Теперь В.Н. Бычков - не только музыкант, в совершенстве освоивший баян, свирель, гусли, рожок и жалейку, но и педагог-исследователь фольклора, автор книги «Музыкальные инструменты», которая с некоторых пор стала настольным методическим пособием для всех подвижников фольклора как «реликтового» вида искусства. Тамара Васильевна – выпускница училища им. Ипполитова-Иванова. Опытный администратор и талантливый педагог, она собрала и сплотила команду единомышленников. Абсолютное большинство преподавателей школы «Моя Русь» - участники народного фольклорного ансамбля «Ленок», который когда-то создала чета Бычковых на базе местного Дома культуры. Кстати, один из участников этого коллектива – сын наших героев Сергей тоже стал последователем и активным популяризатором творческого направления, избранного родителями. Он увлек любовью к народной песне и свою жену Елену, так что Бычковы для окружающих служат примером преданности идее сохранения и развития традиционного народного искусства.
Совсем не случайно один из наиболее ярких проектов школы «Моя Русь» носит название «Папа, мама и я – фольклорная семья». Уже более 10 лет школа работает по программе «Крепка семья корнями», в которой принимают участие не только дети, но и их родители, бабушки и дедушки. Названия других творческих проектов, уже реализованных здесь, в комментариях, как говорится, не нуждаются: «Первые Осенины», «Капустные вечера», «Покровские посиделки», «Вечер девок, вечериночка была». Этот список можно продолжить фольклорными спектаклями: «Вертепное представление о рождении Иисуса Христа», «Веселая ярмарка», «Рождественские забавы», «Как на острове Буяне».
К ребятам и педагогам школы «Моя Русь» уже пришли заслуженные успех и признание. Воспитанники школы – участники выставки-форума «Культурная реальность Подмосковья» в МВЦ «Крокус-Экспо», дипломанты детского фольклорного фестиваля «Свет земли родной», проходившего в Сергиевом Посаде, Московского областного фестиваля-конкурса певческого фольклора «Дубавна» и регионального конкурса «Соловушка-2009» (г. Талдом). «Моя Русь» дебютировала и за рубежом, приняв участие в международном фестивале в Венгрии «Золотая ракушка» и международном фольклорном фестивале в Чехии (2008 г.), заслужила звание лауреата. Сейчас школа стоит перед выбором – ей прислано восемь приглашений для участия в фестивалях этномузыки: из Италии, Швеции и других европейских стран.
В основу образовательного процесса школы фольклорного искусства легли два направления: песенное и декоративно-прикладное народное творчество. Сейчас в школе «Моя Русь» занимаются более 300 детей. Они танцуют, поют, играют на старинных народных инструментах, изучают обряды предков и, между прочим, сами шьют костюмы для концертных выступлений. Ребята также осваивают навыки бисероплетения, вышивки и росписи по дереву и ткани. У них даже есть свой кукольный театр. В каникулы ученики с педагогами отправляются в фольклорные экспедиции.
Все небольшое помещение школы
Вот в такой живой обстановке, органично соответствующей выбранной теме, и прошло занятие. Т.В. Бычкова щедро делилась опытом своей работы, ученики школы «Моя Русь» с нескрываемой радостью поддерживали директора и демонстрировали свое мастерство. Что касается юных солистов школы, то некоторые из них сумели удивить компетентную аудиторию. Буквально «на ура» прозвучали частушки в исполнении восьмиклассницы Елены Барановой, очень талантливой девочки. Раскрыть особый вокальный дар ей помогли занятия в школе. Тембр и острохарактерный тон ее голоса напомнили о некогда знаменитой певице из Воронежского русского народного хора М.Н. Мордасовой. Из мальчиков фольклорного ансамбля школы «заводилой», без сомнения, был двенадцатилетний певец Сережа Бор.
На этом семинарском занятии слушатели курсов повышения квалификации убедились в том, что фольклор жив и будет жить.
Поделиться: