Top.Mail.Ru
АРХИВ
29.05.2013
ВОЛШЕБНЫЕ ЗВУКИ СЕРЕБРЯНЫХ ТРУБ

1-5 мая в Москве прошел IV Всероссийский открытый конкурс юных исполнителей на духовых и ударных инструментах «Серебряные трубы» им. В.М. Блажевича

Организаторами конкурса являются Департамент культуры города Москвы, Московское музыкальное общество, ГБОУ ДОД г. Москвы «Московская городская детская музыкальная школа им. В.М. Блажевича», ГОУ Общеобразовательная школа-интернат № 16 среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов. Перед началом церемонии объявления результатов и награждения участников конкурса корреспондент «Играем с начала» побеседовал с директором МГДМШ им. В.М. Блажевича В.Г. Лебусовым и членами жюри не только о конкурсе, но и о проблемах, с которыми сталкивается сегодня школа игры на духовых инструментах.

– Как развивается конкурс «Серебряные трубы»?

В. Лебусов: Конкурс существует с 2001 года и, конечно, развивается. Сначала он проводился в МГДМШ им. В.М. Блажевича, затем стали приезжать дети из других школ Москвы и Московской области, позже и со всей России. В 2005 году на конкурс прислали заявки участники из 17 регионов РФ, а также из Украины и Казахстана. В 2011-м появилась участница из Японии. В этом году в связи с существующими на данный момент некоторыми проблемами мы не делали особой рекламы, и все равно приехали дети из разных регионов России – от Калининграда до Барнаула, а также из Италии. Участники готовятся к конкурсу очень ответственно. У нас было больше 200 участников, на второй тур прошло 117, а к третьему осталось 65. Очень много талантливых детей.

А. Гофман: В наши дни организовать такой конкурс очень непросто, и мы благодарны оргкомитету за его проведение. В жюри входят музыканты-исполнители высочайшей квалификации – преподаватели духовых инструментов, известные не только в Москве, но и во всей России, поэтому выступить перед такой авторитетной комиссией для ребенка очень почетно и волнующе. От конкурса к конкурсу растет не только количество участников, но и качество исполнения конкурсных программ.

– Что дает этот конкурс его участникам и победителям?

В. Лебусов: Подготовка к конкурсу предполагает много усилий как от самого конкурсанта, так и его педагога и родителей. Дети слушают и оценивают выступления друг друга. Это хорошая школа, когда кто-то другой может оказаться лучше тебя. Иногда это расстраивает, но часто стимулирует к дальнейшим занятиям.

А. Гофман: Проверив и подтвердив результатами свои умения на конкурсах, которые мы проводили, многие дети продолжили свое профессиональное образование – в колледжах, затем в вузах, многие уже работают в престижных симфонических оркестрах.

В. Лебусов: Некоторые бывшие конкурсанты, получив диплом об образовании, преподают в нашей школе.

Ю. Рудометкин: Благодаря конкурсу открываются новые имена талантливых исполнителей, что дает ребятам большой стимул к дальнейшим занятиям.

А. Гофман: Да, стимул профессионально совершенствоваться.

Ю. Рудометкин: Совершенствоваться и работать. Они после конкурса совершенно по-другому к этому подходят.

В. Прокопов: Для многих участников чрезвычайно важно приехать на конкурс в Москву из регионов. И педагоги, и концертмейстеры очень заинтересованы в этом конкурсе – к сожалению, для аттестации очень существенно, какие результаты покажут их ученики. Если педагог и концертмейстер из Хабаровска смогли приехать в Москву и показать свою работу – это уже результат. А если ребенок получил диплом или премию, то это событие. Это влияет и на зарплату педагога и концертмейстера, и на отношение к ним руководства.

А. Казаченков: Поездка на конкурс – очень дорогое для участников мероприятие. И если вдруг из бюджета того или иного края выделяются деньги на такую поездку, – все хотят показать хороший результат.

– А каково соотношение москвичей и остальных участников конкурса?

А. Казаченков: Чуть больше половины участников из Москвы и Московской области, вторая часть – из регионов. Для московских участников этот конкурс также важен. Отдельные юношеские конкурсы для исполнителей на тубе крайне редки. Те, кто продолжат занятия, смогут вскоре участвовать в профессиональных конкурсах для взрослых.

– В чем ваши ожидания оправдались, а в чем нет?

В. Прокопов: Хочется отметить великолепную организацию конкурса. У Владимира Григорьевича Лебусова потрясающий талант организатора. Ему помогает коллектив школы, большое всем спасибо!

А. Гофман: Очень порадовали малыши во всех номинациях. В этом конкурсе две «девочки-дюймовочки» (флейтистка и саксофонистка) просто поразили нас: им по 9 лет, а они исполняют достаточно сложную программу! Призовых мест мало, а талантливых детей намного больше. Многие из талантливых детей получили только дипломы.

В. Лебусов: Но все дети независимо от результатов конкурсного прослушивания все равно получат подарки.

В. Прокопов: Инструменты у нас разные, а номинаций всего две – деревянные духовые инструменты и медные духовые и ударные инструменты. А между тубой и трубой – огромная разница.

– Важно, чтобы на конкурсе были представлены отдельные номинации по всем инструментам? Жюри трудно сравнивать исполнителей?

В. Прокопов: Конечно! В этом году первая премия – валторна, вторая – труба, третья – баритон. Участники должны каждый в своей номинации играть, тогда будет понятно, что победитель - лучший среди «своих». Например, валторнист среди валторнистов.

– А что мешает это сделать?

В. Прокопов: Все давно хотят это сделать, но даже профессиональные конкурсы для взрослых, бывает, проходят только в двух номинациях. По решению Министерства культуры РФ I Всероссийский музыкальный конкурс прошел в номинации медные духовые и ударные инструменты. Первые места получили ударники, а духовики остались не у дел. А как можно ударников сравнивать с духовиками? Это все равно, что сделать общий конкурс для пианистов и флейтистов в одной компании!

А. Казаченков: Конкурсы для отдельных инструментов все-таки проводятся, но обычно в Москве или Санкт-Петербурге, так как именно там наибольшее количество исполнителей на этих инструментах. В Екатеринбурге проводят Международный конкурс трубачей и ансамблей медных духовых инструментов им. В.И. Щелокова, трубача, основоположника духовой школы на Урале. В других городах создавать конкурс одного инструмента нет смысла – из Москвы туда не поедут, а своих духовиков мало. Но за границей конкурсы духовиков проводятся почти каждый месяц. Хочешь участвовать в конкурсе – выбирай и готовься!

– Какие еще есть конкурсы исполнителей на духовых инструментх для юношества? Какое место среди них занимают «Серебряные трубы»?

А. Гофман: Есть конкурсы специфические – только для флейтистов или только для трубачей, а у нас универсальный конкурс, который объединяет медные, деревянные, ударные инструменты, и этим он уникален. И мы очень надеемся на то, что этот конкурс приобретет статус международного.

А. Любимов: В России есть только один подобный конкурс, который проводит ДШИ им. Е.А. Мравинского в Санкт-Петербурге.

– А что это дает ребятам, если флейтисты соревнуются с фаготистами?

Ю. Рудометкин: Вырабатываются общие критерии – музыкальность, интонация, техника.

А. Любимов: Наша профессия всегда связана с соревнованием. Например, духовик приходит в оркестр, и там тоже конкурс, и на одно место в хорошие коллективы бывает до 50 претендентов! Так что духовые инструменты хотя и кажутся не очень распространенными, но они востребованы очень.

– Российские ребята, победители «Серебряных труб», будут конкурентоспособны за границей?

А. Казаченков: Да, конечно! Только конкурсы за границей иначе устроены. Решил принять участие в заграничном конкурсе – плати за все сам! Поэтому ребята, которые туда собираются, должны быть уверены, что они там что-то получат, что поездка окупится – дорога, проживание, вступительный взнос. По материальным причинам мало наших исполнителей ездит на зарубежные состязания, а подготовить в России могут к любому музыкальному конкурсу.

– Почему же тогда ребята так не уверены в победе?

А. Гофман: По-разному может быть, нужно много условий для успешного выступления, поэтому конкурс – это лотерея…

А. Любимов: Членам жюри повезло – в советское время нас направляли на конкурсы, но мы ни копейки не платили из своего кармана, ездили за государственный счет. И только по этой причине участников международных конкурсов было намного больше.

А. Казаченков: Но и отбор был всесоюзный! Ехали только достойные. А сейчас можно заплатить деньги и поехать вне зависимости от уровня подготовки.

– Позвольте задать вопросы, не связанные с сегодняшним поводом. Считается, что флейтисты довольно благополучно устраиваются в оркестры, много концертируют как солисты, на флейтистов идут слушатели, и на фоне других духовиков они оказываются более востребованными и успешными. С чем это может быть связано?

А. Гофман: Существует наивное предположение, что флейта – это очень легкий инструмент…

В. Прокопов: …по весу – легкий...

А. Гофман: …а по «физике» – совсем не легкий!

– Может быть, причина в том, что выше уровень подготовки педагогов или их больше?

В. Прокопов: Нет, причина в другом. Во-первых, флейта – удобный инструмент, он небольшой, это же не тромбон!

А. Любимов: Во-вторых, большая часть флейтистов – девочки. На других инструментах их редко встретишь.

Ю. Рудометкин: С какого возраста на флейте начинают играть?

А. Гофман: С девяти лет.

Ю. Рудометкин: А фагот в руки взять при хороших физических данных можно не раньше 11–12 лет. А чаще всего – с 13-ти, потому что инструмент сам по себе тяжелый и по звукоизвлечению достаточно трудный.

А. Гофман: И самое главное – это очень дорогой инструмент, не каждый может позволить себе купить фагот.

Ю. Рудометкин: Поэтому мы стараемся больше покупать инструментов в музыкальные школы.

А. Казаченков: В российских школах, как правило, нет нормального инструментария, чтобы обучать детей. А в любой общеобразовательной школе США есть специальная комната для тубистов, там стоит много инструментов, и дети привыкают к мысли, что это не позорно – играть на тубе. Там есть обязательное посещение духового оркестра или ансамбля и для мальчиков, и для девочек. Вот, например, почему наши исполнители зачастую играют фальшиво? Потому, что у нас недостаточно развито ансамблевое музицирование, даже будущие профессионалы недооценивают роль ансамбля в формировании музыканта. Я веду класс ансамбля медных духовых инструментов в РАМ им. Гнесиных и могу сказать, что студенты несерьезно относятся к предмету, не понимают, что именно здесь они должны научиться слушать друг друга, подстраивать интонацию.

– А как представлен репертуар для различных духовых инструментов?

А. Гофман: Каждый педагог, выезжая за рубеж, всегда покупает ноты.

Ю. Рудометкин: В России издательств мало.

А. Гофман: В МГДМШ им. В.М. Блажевича шикарная библиотека, так как каждый педагог, привозя ноты из-за границы, отдает их в библиотеку школы.

– Можно ли сказать, что репертуар для флейты намного шире?

А. Любимов: Да, так как для флейты сочинять пьесы начали раньше.

В. Прокопов: Флейта древнее всех остальных деревянных духовых инструментов. Как только человек научился извлекать звук – так появилась флейта.

Ю. Рудометкин: Она началась еще со свирели!

А. Любимов: Много флейтовых пьес написали композиторы эпохи барокко!

В. Прокопов: А труба с клапанами изобретена только в конце XIX века!

Ю. Рудометкин: Фагот только с конца XVIII века начал функционировать как оркестровый инструмент.

А. Гофман: Флейта все время совершенствуется. Раньше была простая флейта «с дырочками». Потом появился Теобальд Бём, который создал свою систему, и по сей день она совершенствуется. Конкурирующие между собой фирмы по производству инструментов вносят изменения в конструкцию инструмента, и предела этому пока не видно.

– Все новации происходят за границей, в России этого нет?

Ю. Рудометкин: Духовые инструменты развиваются в Германии, США и Японии.

А. Казаченков: Раньше у нас была ленинградская фабрика, которая выпускала, например, тубы B и Es, но она переехала в Ивано-Франковск. Теперь фабрика не российская, а украинская. На ней стали выпускать и другие виды туб – тубу F, которая легче, и тубу C. Но количество выпускаемых инструментов очень невелико, в России их почти нет.

А. Гофман: Да, очень обидно и за педагогов, и за детей, когда видишь, на чем они обучаются у нас в провинции. Это же устаревшие инструменты.

– А как обстоит дело с инструментами в МГДМШ им. В.М. Блажевича?

В. Лебусов: Инструментарий у нас достаточно хороший. Нам помогает Департамент культуры города Москвы, поэтому мы обеспечены инструментами хорошего качества. Лет 12 назад у нас были инструменты отечественного производства большей частью старые. Но на первом же выезде за границу наши дети оказались неконкурентоспособными: нельзя играть на плохих инструментах – интонация плохая, что-то ломается, что-то не берется. И тогда нам пошли навстречу и выделили деньги – мы закупили доступные по цене и довольно качественные инструменты, в том числе и фирмы «Ямаха». Это хорошие инструменты, которые вполне годятся для начинающих музыкантов. Позже, когда мы видим, что ребенок перспективный, мы даем ему инструмент более дорогой и качественный.

А. Гофман: В прошлых конкурсах в качестве I премии участник получал инструмент.

– Вопрос к сопредседателям жюри: расскажите, пожалуйста, о себе.

А. Гофман: Я благодарен своему отцу флейтисту, за то, что начал учиться игре на флейте. Он же привел меня к Л.О. Утесову, который заинтересовался и связал меня с профессором Ю.Г. Ягудиным. У Ягудина я жил и учился. После окончания Московской консерватории я 45 лет отработал в оркестре, сейчас все внимание уделяю педагогике, преподаю в РАМ им. Гнесиных и в МГДМШ им. В.М. Блажевича.

– Кто ваши самые лучшие ученики?

А. Гофман: Их очень много – больше 25 стали лауреатами различных конкурсов, играют в лучших оркестрах России.

В. Прокопов: Я учился в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных у прославленного трубача Тимофея Докшицера. Позднее стал ассистентом в его классе, а после ухода Докшицера из института вел его класс. Работал в оркестре Большого театра как солист.

А. Гофман: Сейчас в симфонических оркестрах России произошла смена поколений – пришли молодые исполнители, это радует. Но музыканты старшего поколения необходимы для передачи опыта – молодой артист, когда приходит работать в оркестр, не сразу «входит» в репертуар.

* * *

В заключение хочется выразить благодарность всем организаторам и спонсорам конкурса и назвать их имена:

И.Л. Пешнев – председатель Оргкомитета, начальник управления государственной службы, кадров, правового обеспечения и учебных заведений Департамента культуры г. Москвы;

Оргкомитет

А.В. Валов – заслуженный работник культуры РФ, методист Учебно-методического центра развития образования в сфере культуры Департамента культуры г. Москвы;

А.А. Федотов – народный артист РФ, профессор РАМ им. Гнесиных, председатель Фонда развития музыкального исполнительства на духовых и ударных инструментах «Авангард – 2012»;

В.В. Сухомлинов – обозреватель Литературной газеты;

В.Г. Лебусов – заслуженный артист РФ, заслуженный артист УССР, профессор РАМ им. Гнесиных, директор МГДМШ им. В.М. Блажевича;

Н.В. Боос – директор московской Общеобразовательной школы-интерната № 16 с углубленным изучением отдельных предметов;

А.Ю. Верижников – заместитель директора по концертной работе МГДМШ им. В.М. Блажевича

В.А. Печеный – заместитель директора по учебно-воспитательной работе в музыкальных классах МГДМШ им. В.М. Блажевича на базе школы-интерната № 16.

Спонсоры:

Дзиро Охно – генеральный директор компании «Ямаха Мюзик»

Виталий Жарков - генеральный директор ООО «Музыкальный арсенал»

Жюри конкурса

А.Л. Гофман (флейта) – народный артист РФ, профессор РАМ им. Гнесиных, сопредседатель

В.М. Прокопов (труба) – заслуженный артист РФ, профессор, заведующий кафедрой медных духовых и ударных инструментов РАМ им. Гнесиных, президент Гильдии трубачей России, сопредседатель

А.С. Любимов (гобой) – народный артист РФ, профессор РАМ им. Гнесиных

Н.В. Мозговенко (кларнет) – народный артист РФ, профессор РАМ им. Гнесиных, МГИМ им. А. Шнитке

Ю.С. Рудометкин (фагот) – заслуженный артист РФ, профессор РАМ им. Гнесиных

Л.Б. Друтин (саксофон) – лауреат международных конкурсов, заведующий отделом духовых и ударных инструментов Колледжа им. Гнесиных РАМ им. Гнесиных, доцент Государственной классической академии им. Маймонида, преподаватель МССМШ (колледжа) им. Гнесиных

В.С. Шиш (валторна) – заслуженный артист РФ, профессор РАМ им. Гнесиных, заведующий отделом медных духовых инструментов МГК им. П.И. Чайковского

В.Б. Баташев (тромбон) – заслуженный артист РФ, профессор МГК им. П.И. Чайковского

А.П. Казаченков (туба) – доцент РАМ им. Гнесиных

В.М. Барков (ударные инструменты) – заслуженный работник культуры РФ, преподаватель Академического музыкального колледжа при Московской консерватории

ПОЗДРАВЛЯЕМ ЛАУРЕАТОВ

Деревянные духовые инструменты

Младшая группа

I премия

Александр Карачевцев (кларнет) (преп. Е.А. Петров, г. Москва, ДМШ им. Шопена)

II премия

Анастасия Коняева (саксофон) (преп. В.Г. Липатунина, ДМШ пос. Ильинский Московской области)

Ульяна Лючина (флейта) (преп. М.В. Прохорчук, ДМШ при Владимирском областном музыкальном колледже)

Тимофей Яхнов (гобой) (преп. Д.В. Быстров, г. Санкт-Петербург, ДМШ при СПб музыкальном колледже им. Н.А. Римского-Корсакова)

III премия

Тимур Бондаренко (флейта) (преп. И.В. Михайлова, г. Тольятти, ДМШ при Тольяттинской консерватории)

Старшая группа

Гран-при

Ирина Мордакина (флейта) (преп. Н.Н. Князьков, Московская обл., г. Воскресенск, ДШИ № 5)

I премия

Антон Власов (кларнет) (преп. О.В. Шипилова, г. Москва, МГДМШ им. Блажевича)

II премия

Мария Ушакова (гобой) (преп. Л.М. Меркулова, Москва, ДМШ им. Й. Гайдна)

III премия

Леонид Сурков (гобой) (преп. Е.В. Яковлева, Москва, ДМШ им. М. Табакова)

Медные духовые и ударные инструменты

Младшая группа

Гран-при

Глеб Фёдоров (труба) (преп. В.А. Докшицер, г. Москва, МГДМШ им. В. М. Блажевича)

I премия

Даниил Абрамов (валторна) (преп. В.С. Шиш, г. Москва, ДМШ Колледжа музыкально-театрального искусства №61)

II премия

Егор Осипов (труба) (преп. Д.В. Провкин, г. Москва, ДМШ им. Т. Докшицера)

Иван Буланкин (труба) (преп. Г.М. Семилетов, г. Ростов-на-Дону, ДМШ при Ростовском колледже искусств)

III премия

Марк Яблочкин (труба) (преп. Н.Е. Аношкин, г. Москва, ДШИ им. И.С. Козловского)

Влада Грякалова (ударные инструменты) (преп. Д.В. Поволоцкий, г. Саратов, ДМШ № 14)

Старшая группа

I премия

Никита Моисеев (валторна) (преп. В.С. Шиш, г. Москва, МГДМШ им. В. М. Блажевича)

II премия

Варвара Руднева (валторна) (преп. В.С. Шиш, Москва, ДМШ им. Ю. Шапорина)

III премия

Сергей Катомин (тромбон) (преп. Ю.Ю. Данилин, г. Москва, ДМШ им. В. М. Блажевича)

Поделиться:

Наверх