Top.Mail.Ru
АРХИВ
25.11.2014
ПОИГРАЛИ В ТЕАТР
В Московском государственном академическом детском музыкальном театре им. Н.И. Сац состоялась конференция Ассоциации музыкальных театров (АМТ)

Созданная в 2004 г. ассоциация объединяет несколько десятков театров России – от крупнейших до камерных, столичные и региональные. В ассоциацию входят также несколько театров ближнего зарубежья – Казахский государственный академический театр оперы и балета им. Абая, Одесский и Азербайджанский театры музыкальной комедии. Конференция прошла в сотрудничестве с театральными сообществами Европы Opera Europa и RESEO; с российской стороны форум поддержали Министерство культуры РФ и Союз театральных деятелей.

25 октября конференцию открыл президент АМТ Георгий Исаакян – художественный руководитель МГАДМТ им. Н.И. Сац. Он назвал несколько ключевых задач АМТ ближайшего времени: совместные постановки российских и зарубежных театров; расширение репертуара детских музыкальных театров; подготовка и привлечение к работе молодых режиссеров и композиторов; оживление гастрольной жизни в стране; корректировка критериев выдвижения спектаклей на «Золотую маску» (эта тема вызвала наибольшее оживление собравшихся); Исаакян также критически высказался по поводу недавно принятого закона «О меценатстве», назвав его запоздалым.

ИГРА О ДУШЕ И ТЕЛЕ

На следующий день начала работу секция конференции, посвященная работе театров с детской аудиторией. Выступление Роксаны Сац – заведующей педагогический частью Театра им. Н.И. Сац – было посвящено репертуарной политике детских театров, работе по подготовке нового поколения зрителей: «В харизматике театра очень многое зависит от руководства – Наталия Ильинична в этом смысле была колосс... А для успешности спектакля не только касса все решает, важно что-то открыть, чтобы зритель увидел что-то такое, чего нет в других местах. И да, сегодня придут только любители, но завтра они приведут друзей, и если мы не будем в существующей реальности что-то делать, то вообще ничего не будет. Тут дело в грамотной и продуманной репертуарной политике. Афиша – это сама по себе игра о душе и теле».

Иоханна Кайзер, профессор Берлинского университета прикладных наук, рассказала об опыте Берлинского государственного театра детей, в репертуаре которого – полтора десятка постановок. «Как-то ко мне обратился школьный учитель, работавший в неблагополучном районе, и мы подумали – какой театр предложить его ученикам? Мы подготовили пьесу "Конференция домашних животных", действующими лицами были крыса, попугай, кошка: животные собирались вместе и, как в "Федорином горе", покидали Берлин, им не нравилась жизнь в семьях. К этому добавлялись истории детей, объяснявших, почему и им тоже хочется уйти... И мы сразу получили настоящий театр плюс показ актуальных проблем».

Последним в этот день стал доклад заместителя директора по работе со зрителями петербургского театра «Зазеркалье», члена Союза композиторов СПб Татьяны Черновой. В «Зазеркалье» существует целый ряд просветительских абонементов, арт-клуб юных петербуржцев «Три апельсина». «Почему "Три апельсина" – адресуем к Прокофьеву, Гоцци, ко всем театральным вещам; три сочных фрукта – музыка, литература и театр. "Рояль – знакомец и незнакомец" – цикл, посвященный истории фортепиано и фортепианной музыке. "Приключения Алисы" – абонемент, в котором героиня сказки проводит юных зрителей по оперному миру. Финальная точка – дать посмотреть детям целиком спектакль! В финале цикла идет "Волшебная флейта", отрывки которой уже звучали до этого в концертах».

В СТРАНЕ СНОВ

Презентация проектов молодых оперных режиссеров и композиторов стала кульминацией конференции: именно эти полтора часа обозначили наивысшую точку кипения свежих идей. Режиссер Олег Еремин, известный работами в Александринском театре, представил проект постановки «Альцины» Генделя: это должен быть кукольный спектакль с участием певцов и живого оркестра, предназначенный для семейного просмотра. Еремин сравнивал свой замысел со спектаклями Театра марионеток в Зальцбурге, однако кукольный мир в его постановке предполагается соединить с сюрреалистическими картинами-инсталляциями.

Не менее убедительной оказалась следующая презентация. 26-летний композитор Юрий Лобиков рассказал о своей работе в «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова и о спектаклях, к которым писал музыку (они идут в Центре драматургии и режиссуры, Театре им. Ермоловой, «Гоголь-центре»). Опера «Охота на Снарка» по мотивам одноименного произведения Льюиса Кэрролла – ее фрагменты показал композитор – была поставлена в 2012 году Серебренниковым и ждет нового воплощения. Монолог Лобикова был донельзя самоироничен, при этом полон самого серьезного уважения к его педагогу – композитору Александру Маноцкову.

Следующему выступавшему Александру Созонову как раз не хватило ни самоиронии, ни чувства меры. Многократно превысив регламент, он представил целых три проекта, впрочем, действительно любопытных. Первый, «Салтан-электро» – современная версия оперы Римского-Корсакова, прочитанный сквозь призму мифологии Толкиена, где часть музыки звучит в электронной аранжировке. Экспликация на первый взгляд выглядит диковато, но странным образом убеждает: и «три девицы», плетущие нити судьбы – светодиодные ленты, и Гвидон, уподобленный Леголасу, и диджей, чье соло украшает путешествие Гвидона с матерью в бочке, – все это может сложиться в яркий спектакль, если только для него найдется театр. Второй проект убедил меньше: рок-опера «Дракон» Д. Марина, где действие одноименной пьесы Е. Шварца перенесено в будущее, через 300 лет после Третьей мировой войны, в изложении Созонова выглядела бледной копией фильма Алана Паркера «Стена» по мотивам альбома группы Pink Floyd.

Наиболее привлекательно звучало описание третьего проекта – оперы «Сон Немо» по мотивам известного американского комикса «Немо в стране снов». Его герой – мальчик, который видит сны, где он превращается в супергероя и спасает от катастрофы сказочную страну. О будущей опере рассказал композитор Александр Маноцков (его комментарий был самым лаконичным и внятным): «Сделать оперу по комиксам – отличная идея! Обычно книжная иллюстрация комментирует текст, а здесь наоборот – картинка намагничивает смысл, и меня как музыканта это очень привлекает. У нас уже сложилась команда: художник Виктор Шилькрот, дизайнер Наталья Шендрик, автор либретто Валерий Печейкин. В США уже написали оперу по мотивам этих комиксов, но она вышла очень детская, сентиментальная. А мы хотим сделать нечто подобное русским колыбельным, с детства приучавших детей к мысли о смерти».

Режиссер театра «Зазеркалье» Василий Заржецкий представил проект постановки трех опер Дж. Пуччини. Оперы «Плащ», «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки» предполагается поставить как мистерию о семи смертных грехах. Героями «Плаща», по замыслу Заржецкого, повелевают гнев и похоть, в «Сестре Анжелике» обыгрывается грех гордыни, в «Джанни Скикки» выходят на сцену уже все семь смертных грехов, и помост, который сооружается во время спектакля, становится эшафотом. Елизавета Бондарь изложила концепцию постановки «Дон Жуана». В ее видении Дон Жуан и Лепорелло – персонажи ада, похожие на героев средневековых фресок: именно во время исполнения увертюры фреска трескается, и из нее появляются герои – туда же в финале и возвращается Дон Жуан.

ГЛАЗА В ГЛАЗА

В последний день конференции в Большом театре состоялось закрытое собрание с участием директоров и руководителей театров, представителей государственных органов на тему «Взаимодействие театра и органов власти». А в Театре Сац продолжалось обсуждение работы с детской аудиторией. Хельмут Геффке, режиссер и артист Берлинского государственного театра детей, рассказывал о том, как в годы объединения Германии театр чуть не закрыли, и его отстояла, в первую очередь, публика; о том, что театр делает много постановок по произведениям школьной программы, о стоимости постановки (в пределах 80–100 тысяч евро), о постоянной труппе, в которой всего 12 актеров.

Следующей выступила Екатерина Гаева, возглавляющая образовательную программу «Школа театрального лидера» в Центре Мейерхольда. Ее доклад был посвящен «бэби-театру», рассчитанному на детей от полугода до трех лет, и его особенностям: по наблюдениям специалистов, после трех лет детская аудитория активно реагирует на интерактивные игры, но с более младшей они нежелательны. С самой юной аудиторией артисты должны работать глаза в глаза и находиться на уровне зрителей, чтобы тем не видеть одни колени. Родителям не следует садиться отдельно от детей, отправляя их поближе к сцене, – а как часто делается эта ошибка! Наконец, шла речь о том, что дети гораздо лучше взрослых воспринимают современную музыку – это подтверждается хотя бы спектаклем «Маленький Арлекин» на музыку К. Штокхаузена, недавно прошедшем в Театре Сац.

Под занавес ситуацию оживило выступление Варвары Коровиной, куратора проекта «Театральный класс» Федерального центра поддержки гастрольной деятельности. Рассказ она начала с того, что предложила встать в круг собравшимся – а это около 20 человек самых разных возрастов и профессий. Было интересно наблюдать изнутри за тем, как в течение получаса люди не просто раскрепощались, но учились находить общий язык, узнавали друг о друге что-то важное, находили точки соприкосновения. Простейшие задания – назвать свое имя и передать шарф соседу, сделав из шарфа любую фигуру, гулять по сцене, приветливо здороваясь с проходящими мимо, на самом простом уровне сыграть в ассоциации – говорили много не только о каждом участнике, но и о том, как результативно такие методы могут работать в детском коллективе.

Этому было посвящено последующее обсуждение: благодаря подобным приемам даже застенчивые могут раскрепоститься, поссорившиеся – найти повод для примирения, а скромный – рассказать о себе то, о чем умолчит обычно. Необыкновенно полезным оказался этот последний доклад, наглядно показавший, как и где театр смыкается с жизнью. И хотя рассказ завершился на пессимистичной ноте – «Театральный класс» по закону не имеет права предлагать свои занятия школам, если те не заказали их официально, – собравшиеся были довольны тем, что финалом конференции стал не очередной доклад или презентация, но коллективное действие, где все ненадолго забыли о профессиональном долге и просто поиграли в театр.

Поделиться:

Наверх