В 16–17-м столетиях большинство исполнителей могло создавать экспромты. Вспомним, к примеру, предисловие к «Инвенциям» И.С. Баха, где за цель взято обучение легато и сочинению подобных пьес. Сегодня умение импровизировать – редкость, дар свыше.
Этим искусством виртуозно владеют солистки основанного в 1998 году ансамбля «Импровиз-рояль»: Гузель Хасанова, Лия Маклыгина, Эмилия Стыврина, Лилия Тагирова, Ольга Крюкова, Неля Камалеева. Автором идеи и руководителем ансамбля, дипломанта международных и лауреата всероссийских конкурсов, является заслуженный деятель искусств Республики Татарстан и Республики Марий-Эл доктор искусствоведения Александр Львович Маклыгин.
География выступлений уникального коллектива включает Россию, Сирию, Германию, Францию, Израиль. Концерты в харизматичном сопровождении ведущего построены по аналогии с импровизационными состязаниями XVII–XVIII веков. Прежде всего представлена академическая фортепианная направленность, также можно услышать джаз. Музыканты выступают одновременно на двух, трех и даже семи роялях, используя от двух до 14 рук, пластику тела, мимику и даже аксессуары. Слушатели наслаждаются культурой звука и широким творческим воображением последователей театра фортепианных импровизаций.
Помимо концертной деятельности все солистки преподают в музыкальных школах – и по классическим программам, и по авторской методике А.Л. Маклыгина, развивающей умение мыслить за инструментом, владеть музыкальной риторикой. Инновация действует в трех школах Казани, руководители которых понимают необходимость внесения свежих идей. В ДМШ им. А.С Ключарева, где преподают солистки Н.Р. Камалеева, О.С. Крюкова и Л.Р. Тагирова, постоянно формируются новые проекты.
В 2008 году создана «Экспериментальная площадка по профилактике созависимого поведения детей и подростков» в рамках Городской комплексной программы профилактики наркотизации населения. Целью инициативы стало ориентирование горожан на здоровый образ жизни посредством искусства. Важное русло работы – «Семейное музицирование», призванное объединить поколения в атмосфере творчества и добавить в процесс обучения непринужденность и чувство преемственности.
Школа выиграла грант на проведение первого городского конкурса «Музыкальная семья». Именно это учебное заведение является методической платформой для городских секций по классам струнно-щипковых инструментов и теоретических дисциплин и детских камерных ансамблей. Единственный в Республике Татарстан конкурс по этому профилю – «Казанская камерата» состоялся в прошлом году уже в пятый раз.
Знаковым стало появление в 2002-м предмета «Импровизация». Через десять лет ДМШ № 7 было присвоено имя Александра Сергеевича Ключарева, который остался в татарской культуре не только композитором и фольклористом, но и концертирующим пианистом-импровизатором. Его дело возродили и продолжили.
Первым шагом стали мастер-классы А.Л. Маклыгина, где автор пособий «Импровизируем на фортепиано», «О формообразовании в вокальной музыке эпохи Возрождения» демонстрировал, что к этому искусству можно приобщить и уже состоявшегося музыканта, и ребенка с любыми данными. Преподаватели-активисты совершенствовались параллельно с учениками, появившимися почти сразу. Уже через пять месяцев перед родителями и учащимися школы были исполнены импровизации педагогов, снискавшие оглушительный успех. Выход на сцену был необходим, чтобы почувствовать уверенность, необходимую в дальнейшей работе. Спустя три года все дети, обучающиеся импровизации, стали лауреатами конкурсов «Джазовая капель» (Казань) и «В джазе только дети» (Йошкар-Ола). Позже добавились победы в международных и всероссийских состязаниях в Уфе, Самаре и Ульяновске. Интерес к этому направлению растет, из года в год класс пополняется новыми звездочками. В репертуаре юных импровизаторов звучит музыка классического и эстрадного жанра.
Большинство педагогов других школ не уверено, что импровизация как музыкальное направление может быть доступна каждому. Однако ДМШ № 7, блестяще показавшая себя на концертах ансамбля «Импровиз-рояль» в ГБКЗ им. С. Сайдашева, утверждает обратное.
Свободное музицирование должно стоять в основе современного дополнительного образования, чтобы дети могли не только заучивать этюды и пьесы, оттачивая технику, но также могли раскованно извлекать из инструмента те мелодичные рисунки, которые просит душа и фантазия.
Поделиться: