Конкурс, длившийся два месяца, завершился гала-концертом в Концертном зале РАМ им. Гнесиных с участием победителей. В будущем году они смогут выступить на первом туре XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского, без отборочных прослушиваний. В этом году первые премии представлены Москвой и Санкт-Петербургом, а также Уфой, Новосибирском и Нижним Новгородом.
У пианистов победил Николай Медведев (Москва); II премия – Олег Аккуратов (Ростов-на-Дону); третья присуждена сразу двум участникам: Дмитрию Маслееву (Москва) и Юрию Полосьмакову (Санкт-Петербург). Невидящий пианист Олег Аккуратов выступил блестяще. Члены жюри в номинации фортепиано решили ходатайствовать о его участии в Конкурсе Чайковского.
У скрипачей премии разделились: первая у Любови Стекольщиковой (Санкт-Петербург); вторая – присуждена трем участникам Ольге Артюгиной (Санкт-Петербург), Игорю Хухуа (Москва), Елене Корженевич (Москва).
Виолончелисты поделили награды так: I премия у Рустема Хамидуллина (Уфа); вторая у двух участников: это Алексей Жилин (Санкт-Петербург) и Анастасия Кобекина (Москва). III премия у струнников не присуждалась.
I премию по специальности сольное пение (среди мужчин) получил Алексей Зеленков (Новосибирск); вторую – Мэргэн Санданов (Улан-Удэ); третья у Константина Сучкова (Москва). Женские голоса оценены следующим образом: I премия у Анны Литвин (Нижний Новгород); вторая у Василисы Бержанской (Москва); третью поделили Айгуль Хисматуллина (Казань) и Марина Киртадзе (Ростов-на-Дону).
* * *
О том, как проходил конкурс рассказал председатель регионального жюри в номинации фортепиано Андрей Диев.
– Андрей Борисович, что показал конкурс по специальности фортепиано, какая самая сильная на сегодняшний день консерватория?
– Наибольшее количество участников было из Приволжского федерального округа. Пожалуй, именно в Казани люди борются по-настоящему. В этот раз поменьше было участников из Ростова – четыре года назад там была сильная борьба.
– Почему стало меньше участников?
– Причин несколько. Во-первых, конкурсов – великое множество, во-вторых, студентам мешает перегруженность учебного плана, который составляет Минобрнауки для музыкантов. Чем дальше от центра, тем больше людей, которые в музыке ничего не понимают. В консерваториях всегда у власти те, кто музыку понимают!
– Не было ли разногласий в жюри?
– На мой взгляд, серьезных столкновений не было. Были расхождения во вкусах. По моему мнению, два одаренных человека – Илья Рамлав и Лев Терсков – несправедливо не вышли в финал. Назвать это ошибкой нельзя, на конкурсах всегда есть такие моменты. По регионам расхождений вообще не было – я считаю, жюри удалось отобрать наиболее достойных.
– Что скажете о первой премии у пианистов?
– Николай Медведев получил наибольшее число голосов. Что будет дальше, посмотрим. У него, в принципе, заканчивается конкурсный возраст, надеюсь, что он успеет еще выиграть.
– Что он за музыкант?
– Хороший пианист. Он отличается живой манерой исполнения.
– Был ли такой участник, может из региона, который привлек особое внимание?
– К двум фамилиям – Терсков и Рамлав – я бы добавил Олега Аккуратова. Он выиграл только второе место, но от игры этого пианиста – большое впечатление. Знаю его много лет – он играл на I Всероссийском конкурсе и не прошел на полуфинал в Москву, хотя выступил великолепно. По уровню пианизма, может быть, он даже выше всех участников финала, учитывая, что мальчик незрячий. Это особенный музыкант.
– Незрячий музыкант участвовал в конкурсе наравне с другими. Это справедливо?
– Наш конкурс доказал – незрячий музыкант может участвовать, более того, показывать высокий уровень пианизма.
– А ваши студенты часто участвуют в конкурсах?
– Конечно. Вот только что два моих студента победили на двух престижных международных конкурсах: Дарья Киселева в Рио-де-Жанейро и Александр Панфилов в Манчестере…
– На Всероссийском музыкальном конкурсе звучали произведения современной музыки?
– На таком конкурсе исполнение современных произведений ничего не дает. Первый тур – Бах, классика, этюды. Второй – классическая соната, романтическое произведение или сочинение русского композитора. Программа второго тура предполагает звучание на 45–50 минут. Добавить современную фортепианную пьесу и тем более крупную форму просто невозможно. Когда я сам играл на конкурсах, исполнять такую музыку не стремился и не любил. И в концертной практике пианиста она сейчас не так востребована. Для этого должно быть специальное мероприятие – например, фестиваль.
– Кто будет творить историю нынешнего Всероссийского музыкального конкурса: лауреаты, авторитетное жюри, организаторы?
– Сейчас об этом говорить сложно. Каждая сторона как-то влияет. И еще, конечно же, качество самого таланта.
На фото - Любовь Стекольщикова, I премия (г. Санкт-Петербург)
Поделиться: