Top.Mail.Ru
АРХИВ
19.12.2014
ГЛАВНЫЙ КОНКУРС. ИТОГИ
15 ноября в Москве завершился II Всероссийский музыкальный конкурс по специальностям фортепиано, скрипка, виолончель, сольное пение. Участники финала – музыканты из Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Пензы, Петрозаводска, Новосибирска, Казани, Уфы, Владивостока, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Улан-­Удэ.

Конкурс, длившийся два месяца, завершился гала-концертом в Концертном зале РАМ им. Гнесиных с участием победителей. В будущем году они смогут выступить на первом туре XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского, без отборочных прослушиваний. В этом году первые премии представлены Москвой и Санкт-Петербургом, а также Уфой, Новосибирском и Нижним Новгородом.

У пианистов победил Николай Медведев (Москва); II премия –  Олег Аккуратов (Ростов-на-Дону); третья присуждена сразу двум участникам: Дмитрию Маслееву (Москва) и Юрию Полосьмакову (Санкт-Петербург). Невидящий пианист Олег Аккуратов выступил блестяще. Члены жюри в номинации фортепиано решили ходатайствовать о его участии в Конкурсе Чайковского.

У скрипачей премии разделились: первая у Любови Стекольщиковой (Санкт-Петербург); вторая – присуждена трем участникам Ольге Артюгиной (Санкт-Петербург), Игорю Хухуа (Москва), Елене Корженевич (Москва).

Виолончелисты поделили награды так: I премия у Рустема Хамидуллина (Уфа); вторая у двух участников: это Алексей Жилин (Санкт-Петербург) и Анастасия Кобекина (Москва). III премия у струнников не присуждалась.

I премию по специальности сольное пение (среди мужчин) получил Алексей Зеленков (Новосибирск); вторую – Мэргэн Санданов (Улан-Удэ); третья у Константина Сучкова (Москва). Женские голоса оценены следующим образом: I премия у Анны Литвин (Нижний Новгород); вторая у Василисы Бержанской (Москва); третью поделили Айгуль Хисматуллина (Казань) и Марина Киртадзе (Ростов-на-Дону).

* * *

О том, как проходил конкурс рассказал председатель регионального жюри в номинации фортепиано Андрей Диев.

Андрей Борисович, что показал конкурс по специальности фортепиано, какая самая сильная на сегодняшний день консерватория?

– Наибольшее количество участников было из Приволжского федерального округа. Пожалуй, именно в Казани люди борются по-настоящему. В этот раз поменьше было участников из Ростова – четыре года назад там была сильная борьба.

Почему стало меньше участников?

– Причин несколько. Во-первых, конкурсов – великое множество, во-вторых, студентам мешает перегруженность учебного плана, который составляет Минобрнауки для музыкантов. Чем дальше от центра, тем больше людей, которые в музыке ничего не понимают. В консерваториях всегда у власти те, кто музыку понимают!

Не было ли разногласий в жюри?

– На мой взгляд, серьезных столкновений не было. Были расхождения во вкусах. По моему мнению, два одаренных человека – Илья Рамлав и Лев Терсков – несправедливо не вышли в финал. Назвать это ошибкой нельзя, на конкурсах всегда есть такие моменты. По регионам расхождений вообще не было – я считаю, жюри удалось отобрать наиболее достойных.

Что скажете о первой премии у пианистов?

– Николай Медведев получил наибольшее число голосов. Что будет дальше, посмотрим. У него, в принципе, заканчивается конкурсный возраст, надеюсь, что он успеет еще выиграть.

Что он за музыкант?

– Хороший пианист. Он отличается живой манерой исполнения.

Был ли такой участник, может из региона, который привлек особое внимание?

– К двум фамилиям – Терсков и Рамлав – я бы добавил Олега Аккуратова. Он выиграл только второе место, но от игры этого пианиста – большое впечатление. Знаю его много лет – он играл на I Всероссийском конкурсе и не прошел на полуфинал в Москву, хотя выступил великолепно. По уровню пианизма, может быть, он даже выше всех участников финала, учитывая, что мальчик незрячий. Это особенный музыкант.

Незрячий музыкант участвовал в конкурсе наравне с другими. Это справедливо?

– Наш конкурс доказал – незрячий музыкант может участвовать, более того, показывать высокий уровень пианизма.

А ваши студенты часто участвуют в конкурсах?

– Конечно. Вот только что два моих студента победили на двух престижных международных конкурсах: Дарья Киселева в Рио-де-Жанейро и Александр Панфилов в Манчестере…

На Всероссийском музыкальном конкурсе звучали произведения современной музыки?

– На таком конкурсе исполнение современных произведений ничего не дает. Первый тур – Бах, классика, этюды. Второй – классическая соната, романтическое произведение или сочинение русского композитора. Программа второго тура предполагает звучание на 45–50 минут. Добавить современную фортепианную пьесу и тем более крупную форму просто невозможно. Когда я сам играл на конкурсах, исполнять такую музыку не стремился и не любил. И в концертной практике пианиста она сейчас не так востребована. Для этого должно быть специальное мероприятие – например, фестиваль.

Кто будет творить историю нынешнего Всероссийского музыкального конкурса: лауреаты, авторитетное жюри, организаторы?

– Сейчас об этом говорить сложно. Каждая сторона как-то влияет. И еще, конечно же, качество самого таланта.

На фото - Любовь Стекольщикова, I премия (г. Санкт-Петербург)

Поделиться:

Наверх