«Педагогика гармоничного развития музыканта: новая гуманистическая образовательная парадигма». Широко известная в профессиональной среде, эта книга излагает авторскую методику С.О. Мильтоняна. Заслуженный работник культуры РФ Степан Ованесович Мильтонян – преподаватель по классу скрипки Тверского музыкального училища и музыкальной школы при училище. Создавая свою методику, он поставил во главу угла требования возрастной и педагогической психологии.
Интерес к этой методике нового поколения огромен, что подтверждают сообщения, доклады, семинары, которые С.О. Мильтонян проводит в десятках областей России и за рубежом (в Германии, Швейцарии, Великобритании). Показателен был и весенний семинар в Москве, собравший педагогов из Ярославля, Новоуральска, Тулы, Тамбова, Курска, Марий-Эл. Приведем один отзыв как наиболее характерный среди многочисленных подобных высказываний участников семинаров С.О. Мильтоняна:
«Для нас это было просто откровение. Наше поколение настолько привыкло жить и работать в рамках старой командно-административной системы, что уже не замечает весь ее ужас, нелепость и парадокс. И вот появляется человек, который просто и понятно объясняет наше состояние – то, что уже давно витает в воздухе, то, что чувствуют многие преподаватели музыкальных школ. Работать по-старому невозможно. Выход прост и одновременно сложен: надо увидеть Человека в ребенке, который стал твоим учеником, и тогда все становится на свои места».
В развитие темы предлагаем беседу с педагогом-новатором С.О. Мильтоняном, которой предшествуют тезисы, написанные им для выступления (по объективным причинам несостоявшегося) на февральском круглом столе в Министерстве культуры России «Проблемы и перспективы системы художественного образования».
Уважаемые коллеги!
Учебные заведения организованы ради ребенка. Ребенок существо высокоэнергетичное. Аналог – стебелек, пробивающий в своей тяге к солнцу асфальт. Если созданы условия, развитие ребенка будет гармоничным, полноценным. Чаще оно, к сожалению, деформированное.
Проблема развития нового поколения и введения его в сообщество людей всегда стояла перед человечеством. По мере разделения труда она выделилась в отрасль деятельности, которую определяют как образование. Вместе со сменой исторических формаций менялись и цели образования. Сегодня закон об образовании гласит: образование – это обучение и воспитание.
С обучением исторически ясно. Воспитание – по В.В. Давыдову – формирование и развитие нравственных качеств. Это возможно при межличностном общении. Вербальные формы воспитания недейственны, действенны деятельные. Сегодня говорить о качественном воспитании в общеобразовательной школе преждевременно. Цели воспитания не подняты на должную высоту даже в национальном проекте образования. Этот пробел частично – потому что распространяется на 7-8% детей – компенсирует детское художественно образование. Именно здесь через механизм сочувствия и сопереживания в общении с искусством ребенок получает недостающую часть воспитания. Чем больше проверенной временем классики получит ребенок, тем глубже его нравственные устои, прочнее основательность дальнейшей жизни.
ДМШ несет двойственную функцию: с одной стороны, воспитательную (в широком смысле) для каждого ребенка, с другой - это начало профессионального образования. Угадать будущих профессионалов очень сложно, дети растут в разных темпо-ритмах. Поэтому разъединить эти функции, вычленив только профессиональную, невозможно. Именно в слитности функций мудрость исторически уникальной системы музыкального образования нашей страны.
Сегодня я констатирую факт открытой деградации системы музыкального образования (СМО). Пик продуктивности СМО – 30 – 60-е годы, 70-е – начало застоя. В 80-х необходимость движения ощущается остро.
1980 г. Тбилиси. I Всесоюзная научно-теоретическая конференция по проблемам воспитания и обучения педагогов-музыкантов. В выступлениях А.Д.Алексеева, М.Д.Авазашвили, Ф.Г.Арзаманова, А.Л.Готсдинера, Ю.А.Полянского – призывы совершенствовать систему психолого-педагогического образования будущих преподавателей музыкально-теоретических и исполнительских дисциплин.
1990 г. Завершена работа над новой методикой обучения юных музыкантов – методикой нового поколения, учитывающей и реализующей требования возрастной и педагогической психологии, современной теории учебной деятельности. Как ее автор, я с полным основанием говорю: получены стабильные, для меня неожиданно яркие результаты развития личности ребенка, его музыкальной и инструментальной подготовки. Характерно, что в нескольких отзывах, написанных в разное время в разных городах, демократичная методика нового поколения названа выходом из создавшегося педагогического тупика. Методика изложена в моей книге «Педагогика гармоничного развития…» (1997 г.), среди рецензентов которой - М.С. Старчеус и В.В. Давыдов.
1990 г. Социально-психологические
1999 г. Межрегиональная
С 1993 по 2004 гг. вышли четыре мои статьи – большие концептуальные высказывания в общероссийской прессе, посвященные необходимости созыва научной конференции по ситуации в СМО.
2005 г. Конференция в Саратове. «Скорая помощь» для горячих случаев уже открытых форм деградации СМО. Фундаментального научно-
2006 г. В документе «Об
Эмпирический инновационный опыт, накапливаемый в практике образовательного процесса, безусловно, является одним из богатых источников повышения качества образования. Однако он может оказаться невостребованным широкой образовательной практикой и остаться частным случаем без соответствующего теоретико-методологического и конкретного научного обоснования.
Сегодня уровень научно-практического
В соответствии с основными идеями современной гуманистической
Науки обновляются как целостные
Мои предложения таковы:
- Проведение общероссийской
- Поэтапный перевод СМО с
- Остро необходимо учреждение именно при Министерстве
а) создание единого научно-методического и информационного пространства на территории России;
в) консолидация субъектов СМО – административных и личностных – по горизонтали и вертикали;
с) формирование на ее основе общественного крыла в дополнение к административно-
d) создание Методсовета при Министерстве культуры.
Повторю, необходимость подобного Центра ощущается остро. Сегодня мы разрознены, профессионально общаемся между собой стихийно, на бытовом уровне.
- Способы повышения
а) методическая секция при Центре как одна из самых демократичных форм движения информации;
в) необходимо издание теоретического журнала «Музыкальная педагогика»;
с) необходимо издание учебника возрастной и педагогической психологии для музыкальных учебных заведений и педагогов.
- Необходимо определить
Сегодня в работе педагога общего образования семь критериев работы. У его коллеги музыканта – три-четыре. Эти цифры о многом говорят…
* * *
- Итак, вы предлагаете реформу?
- Реформа – вещь тяжелая. Я говорю о необходимости делать поступенные движения, чтобы осовременить музыкальную педагогику.
Суть вот в чем. Если бы музыкальная педагогика смогла ассимилировать требования возрастной и педагогической психологии, то есть двух мощных разделов психологии, то в итоге все выглядело бы иначе, нежели та реальность, с которой мы имеем дело. На сегодняшний день я констатирую и готов отвечать за свои слова в любой инстанции: наша музыкальная педагогика, к сожалению, неполноценна. Я имею в виду не действия отдельных педагогов, среди которых много талантливых профессионалов. Речь - о системном подходе. Системно у нас дегуманизированная педагогика. Личности ученика, а во многом и педагога, угнетены. Педагогика направлена на передачу ребенку технологии. В принципе, это хорошо, благородно, исторически оправданно и в свое время принесло немало толку. Но времена меняются, и сегодня многие положения нашей системы музыкального образования абсолютно анахроничны. Наверху пирамиды – администратор, а должен быть субъект, ради которого открыто учебное заведение, то есть личность ученика. И не декларативно (ясно, что любой нормальный педагог считается с личностью своего ученика), а по существу: речь идет о структуре действий педагога.
- В какой форме вы проводите эту мысль на своих семинарах?
- Семинар у меня традиционно трехдневный, работаем по 6 часов в день. Насыщенная лекционная деятельность, круглый стол, обмен мнениями, практикум (я показываю учеников). Семинары – это передача технологии методики нового поколения.
Например. На всех семинарах я показываю такой «фокус». Приглашаю человека, который никогда в жизни не держал в руках скрипки. Мы замеряем время, и минут через 20-25 этот человек умеет правой рукой играть первые (они же конечные) 5-6 штрихов (это объем двух-трех лет обучения, причем делается все в академической постановке, без скидок), а левой рукой за то же время осваивает гриф в объеме двух с половиной или трех октав.
Теория учебной деятельности отражает закономерности
- С какого возраста можно начинать занятия по вашей методике?
- Чаще я начинаю работать с шестилетними детьми, но и с пятилетними уже можно заниматься по моей методике.
Одно из конкретных положений заключается в том, что обучение такому сложному инструменту как скрипка (но это должно быть и не только у скрипачей) производится групповым методом. Начинающие ученики приходят не на индивидуальный, а на групповой урок, и музыкальный материал для передачи знаний – не интерпретация готового произведения, а импровизация самого ребенка. Групповые формы импровизации как способ обучения скрипке - это необычно, но полностью обосновано: я ведь понимаю, что излагаю необычные вещи не дилетантам, а педагогам с опытом, «стреляным воробьям», которые десятилетиями работают с детьми.
- В чем преимущество обучения в группе?
- Дети обучаются, общаясь между собой. Педагог дает материал для общения, дети импровизационно перебирают этот материал, упражняются, и такие упражнения обеспечивают более интенсивный технологический, музыкальный и личностный рост ребенка, нежели на традиционных занятиях. По методике нового поколения каждый ребенок, обучающийся музыке – через скрипку, баян, вокал или еще как-то, обучается импровизации и первичным формам сочинения. И оказывается, каждый может сочинять музыку, а все дети – уравновешенные классики.
- Что становится материалом для групповых импровизаций и упражнений, если дети еще ничего не умеют?
- Представьте себе, что красный кубик соответствует четверти, а синий кубик – двум восьмым. Я прошу детей – поставьте мне 4 любых кубика. Теперь: красный это «та», четверть, синий – «ти-ти», восьмые (звучащие кубики – идея Л.В. Виноградова, талантливейшего педагога-психолога). Я прохлопал ритм по выстроенным кубикам, затем перемешал… - дети включаются в занятие очень быстро. Каждый по кругу выкладывает свою версию звучащих кубиков. В данном случае это начальные формы импровизации, идентичные детской игре. Здесь закономерность возраста: для ребенка игра – естественное состояние. По возрастной психологии ведущий вид деятельности у дошкольника, благодаря которому он растет и наиболее интенсивно развивается психически, - игровая деятельность. И вот я предлагаю эту игровую деятельность, и уже не с кубиками, а с их заменителями – звуками. Аналогичные действия - со звуковысотностью, формой – все в синтезе.
- Представление о звуковысотности, не связанное с нотным материалом?
- С нотным материалом – та же история, что и с быстрым освоением скрипки. Традиционно ребенку объясняют ноты на пятилинейном стане, и он их зубрит. А дети, которые учатся по этой методике, они как бы сами, под руководством педагога, который ставит их в соответствующую ситуацию, придумывают эти ноты и эти пять линеек: сами «изобретают» нотную грамоту и записывают музыку.
Практически на первом уроке я прошу записать звук, который даю на скрипке или на рояле: «Нарисуйте мне звук». Дети рисуют то, что им представляется. На всякий случай рисую и я – на белом нелинованном листе бумаги, – рисую что-то типа солнышка, чтобы была идея круга. Если у кого-то из детей эта идея в рисунке проявилась – а я обсуждаю достоинства каждого рисунка, - то за основу для дальнейших рассуждений беру этот вот кружок.
Теперь – шаги: мы маршируем под звуки скрипки, и я прошу нарисовать мои шаги. Как? - спрашивают они. – Горизонтальная линия – пол, а нога, вставшая на пол, - вертикальная линия. Я прошагаю, а вы нарисуйте. Затем говорю: но я-то шагал под звуки. А как нарисовать звук - они уже знают. И приделывают к вертикальной черточке кружочек. Все. Графику мы придумали. Ну, и так далее.
- Как долго, по вашей методике, ребенок занимается только с одним педагогом?
- Я считаю, что на первых ступенях, лет до 10, педагог может быть только один. Он говорит и об инструменте, в данном случае о скрипке, и о музыке, включая все ее разделы – сольфеджио и так далее. Сейчас для начинающих музыка искусственно расщеплена на отдельные секторы. Например, традиционно ребенок играет форму рондо гораздо раньше, чем будет ее теоретически осмыслять в старших классах, и педагог по специальности дает ему наскоро какие-то сведения. Мы же все делаем системно. Мои дети открыты любому знанию. Всякую информацию, которая попадает к нам, мы тут же анализируем и присваиваем.
В конце первого года обучения мои ученики уже много могут играть (играют, чаще всего, свое). Они импровизируют, они читают с листа, и действуют внутри той технологии, которую наработали в импровизации и направленных формах сочинения. Когда мне нужно, например, чтобы у ребенка был лучше штрих «мартле», я говорю: домашнее задание – этюд в форме рондо в Ре мажоре на мартле. Они все сочиняют, притом - с большим увлечением. Посмотреть их тетрадки с сочинениями, рисунками … - это сказка!
По возрастной психологии до 10 лет дети могут не только заниматься с одним педагогом, но и находиться в группе и развиваться через вот такого рода действия – групповые формы импровизации, индивидуальная импровизация, сочинение. Это не значит, что ребенок не может играть произведения Моцарта, Бетховена и еще что-то. Время от времени я им даю детскую классику, и ноты в классе лежат свободно: кто хочет – берите. Они сами выбирают себе репертуар, сами с ним справляются, сами приносят на урок. Ученик стоит на позиции саморазвития, вот что важно.
В 10-11 лет ребенок уже готов к тому, чтобы сосредоточиться на интерпретации, чтобы выразить себя не в собственном, а в чужом произведении. Технологический результат к этому времени, например, такой: моя ученица в 11 лет играла программу, которой обычно заканчивают ДМШ.
- Есть ли у вашей методики последователи?
- На всех семинарах я говорю – категорически не рекомендую так работать. Потому что тут же войдете в конфликт с ныне существующей административной системой. И объясняю, что за конфликт может быть. Вот, скажем, у меня группа, и в ней я задаю вопрос о выступлении: кто хочет… - тут же Сережа тянет руку: «Я хочу». – «Что ты хочешь?» – А он не дослушал, и он еще не знает что. Но – очень хочет. Сережа экстраверт. А Танечка рядом - интроверт. «Танечка, а, может, ты хочешь?» – «Ну да, если надо…» - Она готова, она покладистый ребенок, но она живет внутренней жизнью, и ей, в общем-то, не надо. Значит, если я руководствуюсь личностью ребенка, а не школьной программой, я Сережке должен раз в две недели давать новую несложную программу, чтобы он ее выучил, вышел на сцену, играл для друзей – для него это будет полноценная жизнь. А Татьяну, хоть она и не менее содержательна, я два года не должен выпускать на сцену, это пока не для нее.
Я на семинарах прошу поднять руку педагогов из тех школ, где разрешат такой режим работы.
- Да, но вам-то разрешают?
- Мне разрешают, потому что я автор методики, я написал, как полагается, обоснование своих действий. А что скажут любому другому педагогу? - Пожалуйста, придумывайте все что угодно, мы приветствуем инновации. Но помните, что 16 октября ваш ученик должен сдать два этюда и одну гамму, в середине ноября – две пьесы, а в конце полугодия – крупную форму.
- Для чего же вы проводите семинары, если уверены, что ни один педагог не сможет в полной мере использовать вашу методику?
- Все эти сведения о ребенке, о способах передачи знаний, о новых технологических приемах, безусловно, что-то дают педагогу. Педагогика гармоничного развития - это та самая методика, которую каждый может принять для себя в той мере, в какой она понятна и применима в конкретных обстоятельствах. Обычно я говорю так: я рассказал вам основы нового материала, и все, что покажется вам близко, присваивайте и применяйте в любых количествах. Важно расширить сознание, педагог должен знать, что есть другая галактика, и можно жить уже не в узко определенном пространстве. Если помнить об этом, работать становится легче.
Поделиться: