Top.Mail.Ru
АРХИВ
21.05.2014
МОЛОДЫЕ КОМПОЗИТОРЫ В ПУШКИНО
В конце апреля в Московском областном музыкальном колледже им. С.С. Прокофьева г. Пушкино прошел VI Московский областной открытый конкурс композиции, импровизации и музыкальной журналистики им. С.С. Прокофьева. Этот конкурс оказался рекордным как по количеству участников – 100 человек, так и по расширившейся географии – до подмосковного Пушкино доехали участники из всех концов Подмосковья, Санкт-Петербурга и Петрозаводска.

Таинство рождения музыки – одно из самых загадочных в искусстве. Композиторами рождаются или становятся? Как воплотить в жизнь замысел, эфемерный образ которого витает в мыслях? Есть ли точная формула успеха? Ответы на все эти вопросы был призван дать VI Московский областной  открытый конкурс композиции, импровизации и музыкальной журналистики им. С.С. Прокофьева.

Несмотря на напряжение, действо больше походило на отчетный концерт, нежели на конкурс. Вступительное слово взяла председатель жюри конкурса, профессор кафедры сочинения Московской консерватории Т.А. Чудова: «Сегодня вы будете свидетелями доброго события: выявления талантливых детей. Я уверена, что многие из них станут большими музыкантами, поэтому хочу обратиться к родителям – помогайте их становлению как профессионалов, делайте их судьбу».  

Члены жюри В.М. Келле, Г.В. Чернов, А.И. Микита, С.А. Плеханов,  В.В. Левицкий, М.А. Сапонов охотно помогали участникам номинации журналистики, делились впечатлениями от выступлений и отвечали на вопросы:

– Нужно ли обязательно учить детей композиции или это должен быть скорее факультатив?

– Какова роль педагога в процессе обучения предмету?

– Как оцениваете молодое поколение композиторов-участников конкурса?  

По поводу первого вопроса сомнений у моих собеседников  не возникло – это должен быть факультатив. А вот в следующих вопросах мнения разделились. По словам А.И. Микиты, «все дети уникальны от природы. Самое главное – это развивать фантазию, пробудить ее для того, чтобы у детей утвердилось оригинальное мышление. Задача педагогов младшей группы – помочь не утерять эту индивидуальность. А в работах старших участников заметно давление со стороны взрослых, отчего конкурсантов очень тяжело судить. К сожалению, с возрастом они поддаются все большему влиянию со стороны педагогов, – школа стандартизирует».

«Чем помочь сочиняющему ребенку? Надо объяснить форму, – поделилась размышлениями В.М. Келле. – Она – основа произведения.  Достичь содержательности формы – это проблема не только юных…». 

«Отказывать детям в изучении композиции никак нельзя, – выразил уверенность Г.В. Чернов. – С помощью композиции они осваивают элементы музыкального языка (мелодия, элементы гармонии, форма). Дети талантливы от природы, и надо стараться помочь им проявить себя». 

Творческое соревнование проходило среди нескольких возрастных групп – от музыкальной школы до преподавателей. Лауреатами в младшей группе стали Д. Седых, С. Али, А. Комиссаров, А. Артемьев, Д. Швецов, Т. Астахова, Е. Голунова, Д. Гущина; в средней (учащиеся ссузов) – Е. Оганесян, А. Михайлов, Д. Загорский, С. Бутузова; в старшей (студенты вузов) – А. Муравьев,  Д. Тулузаков, Ю. Шеманаев, А. Мясин. В номинации «Электронная и компьютерная музыка» победили В. Соболева,  М. Афанасьев, Е. Савкунов. В эстрадно-джазовой музыке лучшими оказались Л. Черенкова, Ю. Руденко, А. Хаустов, С. Юдина, а среди преподавателей – А. Воробьев и П. Крышень. 

Лауреат I премии Александр Муравьев – магистрант РАМ им. Гнесиных по классу контрабаса А.А. Бельского. Композиции Александр не учился, но его Три пьесы для контрабаса pizzicato-соло прозвучали необыкновенно полнозвучно и ярко – по стилю их можно сравнить с виртуозным соло бас-гитары в рок-музыке. Романсы на стихи Есенина и Блока обладателя II премии Дениса Тулузакова – студента V курса РАМ им. Гнесиных по классу композиции профессора А.Л. Ларина – поразили своей простотой и проникновенностью. Алексей Мясин – студент II курса РАМ им. Гнесиных по классу композиции профессора Г.В. Чернова – получил звание лауреата III премии за Сонату для альта и фортепиано, доказавшую актуальность сонатной формы в наше время.

Для того, чтобы сочинение прозвучало, маленькие композиторы, студенты колледжа или вуза нередко прибегали к помощи своих друзей. Как показала практика, многие исполнители охотно откликаются на это предложение. «Я не часто исполняю современную музыку, – рассказала Ю. Игошкина, студентка колледжа им. С.С. Прокофьева. – Мне кажется, что я еще не доросла до нее. Но произведение, которое я играла сегодня – “Колыбельная” Татьяны Астаховой – мне очень понравилось. Я довольна этим первым опытом и, если меня попросят сыграть еще какое-нибудь сочинение, соглашусь с удовольствием!»

Лауреат II премии, студент РАМ им. Гнесиных Юрий Шеманаев поделился своим опытом сотрудничества с музыкантами: «На конкурсе мне очень повезло с исполнителями: это были мои друзья. Если бы мне пришлось искать исполнителей на стороне, все было бы намного сложнее – это касается и финансовой стороны, и организации коллектива».

М.Ф. Гнесин, имевший педагогический опыт преподавания композиции у детей и студентов, предостерегал, что нельзя оценивать молодое композиторское  дарование лишь по первым его проявлениям… Конкурс показал: в России есть композиторское будущее, и в наших силах сделать все, чтобы оно процветало!

Поделиться:

Наверх