Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.05.2010
СЕЙЧАС ЭПОХА ЛУЧШЕ, ПОЭТОМУ И СОЧИНЯТЬ ЛЕГЧЕ

…Лучшая награда для композитора – признание современников, а самая большая потребность – знать, что твоя музыка звучит, что в ее исполнение включаются все новые музыканты, в том числе молодые. Для них же нет более приятных слов, чем благодарность из уст творца. Так что может быть желанней, чем общение автора с исполнителями и слушателями в форме творческой встречи?

Незабываемое событие произошло 20 апреля в концертном зале МГИМ им. А.Г. Шнитке в рамках «Музыкальных пятниц», проводимых Шнитке-центром: встреча-концерт известнейшего композитора Сергея Михайловича Слонимского. Маэстро приветствовал ансамбль «Серебряная флейта» (художественный руководитель А.Л. Дегтярев, партия фортепиано - М.Баскина). Ведущей встречи выступила профессор Елена Борисовна Долинская – знаток, давний поклонник творчества и друг композитора.

Продуктивности Сергея Слонимского может позавидовать любой молодой сочинитель. «Сейчас эпоха лучше, поэтому и сочинять легче», - говорит Сергей Михайлович. Его творческий багаж насчитывает 28 симфоний, 8 опер, 3 балета, Реквием, хоры и многие другие произведения, в том числе киномузыка – например, популярнейшие в свое время песни из кинофильма «Республика Шкид». В то же время мы воспринимаем Слонимского и как типично русского композитора-пианиста. Правда, со своим особым отношением к звучанию рояля. «Открытые струны лучше звучат», считает Сергей Михайлович.

На встрече прозвучало немало произведений для фортепиано. Среди них - «Колокола», исполненные аспиранткой Московской консерватории Шореной Цинцабидзе, две прелюдии и фуги (Д.Ястрежембская – класс профессора В.Б. Носиной), «Мадригал прекрасной даме» (А.Ферапонтов – класс доцента А.В. Моздыкова), «Полька» и «Венгерский марш» для фортепиано в 4 руки (Е.Свистунова, В.Козлова – класс С.В. Масычева), «Хоровод», «Песня», «Скоморошина» (Е.Свистунова), «Три грации» (М.Ильясова – класс С.В. Масычева). Композитор внимательно слушал, давал советы, высказывал пожелания, рекомендации. Зал замирал, когда Сергей Михайлович сам садился за рояль. Он блестяще исполнил свое «Интермеццо памяти Брамса», покорив одухотворенностью исполнения. А еще он… обещал написать летом веселый триумфальный марш имени Шнитке («остренький такой!..») специально для студентов института.

В завершение встречи прозвучал Фортепианный квинтет. Это совсем свежее сочинение, написанное в прошлом году. Его исполнили: Ю.Новикова – 1-я скрипка, М. Моисеева – 2-я скрипка, А.Софьина – альт, Т.Колодяжный – виолончель, А.Саркисян – фортепиано. Сергей Михайлович даже пересел в середину первого ряда, чтобы слушать квинтет как бы изнутри. По его признанию, это было лучшее исполнение из всех, слышанных им ранее. Ребят настолько заинтересовала яркая музыка квинтета, что они в короткие сроки освоили сложную партитуру и показали высочайший профессиональный уровень. Их понимание музыки полностью совпало с замыслом автора. Все пять частей квинтета – «Соната», «Фуга», «Китайское скерцо», «Пассакалия» и «Танец» – были исполнены на одном дыхании. Трудно передать словами ту энергетику, которая била ключом из музыки и исходила от исполнителей. Удивленный и взволнованный автор поднялся на сцену и поблагодарил каждого в отдельности. Зал приветствовал композитора стоя.

Во время встречи Сергей Михайлович раскрылся с самых разных сторон. В памяти запечатлелась его безграничная доброжелательность, неординарность и острота мышления, а также неподдельно искренняя благодарность исполнителям и слушателям. А на следующий день он написал в обращении к ректору института А.Л. Дегтяреву: «Большое спасибо Вам и всем педагогам и студентам института за великолепный по художественному уровню концерт. Замечательный ансамбль флейт вы создали! Превосходно сыграли мой квинтет ученики профессора М.Л. Курицкого – их исполнение не уступало уровню больших мастеров, которые играли этот мой квинтет в Москве и Петербурге».

Наиболее ярко характер С.М. Слонимского отражается в его высказываниях. Так, в посвящении 28 симфонии, законченной в январе этого года, он пишет: «Моим музыкальным врагам, постоянно помогающим автору-бретеру преодолевать скуку и лень, переплавлять гневную реакцию в творческую энергию. Чем больше брани и запретов – тем больше симфоний, тем заинтересованнее аудитория. Благодарный автор».

Поделиться:

Наверх