7 декабря традиционным гала-концертом в Рахманиновском зале Московской консерватории завершился XV Открытый конкурс юных пианистов им. Л.Н. Власенко – один из самых известных и престижных среди учащихся музыкальных школ г. Москвы.
Зал был переполнен – послушать юных пианистов пришло столько желающих, что даже на подоконниках Рахманиновского не было местечка. Это неудивительно: конкурс им. Власенко, задуманный как технический, давно перерос рамки состязания в виртуозности.
Одна из сильных сторон конкурса – компетентное жюри под бессменным председательством заслуженного учителя России, ученицы Я.В. Флиера и Л.Н. Власенко Ф.И. Нуризаде. «Я очень благодарна своим коллегам за проделанную работу, – сказала Фарида Ибрагимовна на закрытии конкурса. – Все мы пришли к единодушному мнению, что с годами уровень конкурса повышается, не говоря уж о количестве участников – в этом году было 200 детей, это просто невероятно! Мой низкий поклон школе имени Власенко и всей команде во главе с директором, заслуженным работником культуры РФ Ириной Николаевной Гусевой».
Среди членов жюри – ученики Л.Н. Власенко, педагоги МГК им. П.И. Чайковского А.С. Струков и П.Э. Айду – независимые эксперты, известные концертирующие музыканты. В работе жюри приняли участие также Е.И. Гудова – заслуженный работник культуры РФ, директор Московского государственного колледжа музыкального исполнительства им. Ф. Шопена, Е.А. Фишер – методист по учебным дисциплинам в области фортепианного искусства УМЦ РОСКИ, О. Миркович – профессор музыкальных школ при Академии музыки Хорватии, Т.М. Минаева – член аттестационной комиссии УМЦ РОСКИ, заведующая фортепианным отделом ДМШ им. Л.Н. Власенко. В организации и проведении конкурса активное участие принимала заместитель директора школы, почетный работник культуры г. Москвы Г.И. Ошур.
О том, почему конкурс так любим юными пианистами, рассказала ответственный секретарь жюри Т.М. Минаева: «Конкурс очень полезен методически и основан на том, что является обязательной школой для всех маленьких пианистов. Для того, чтобы овладеть мастерством, необходимо научиться играть гаммы и этюды – своего рода фундамент пианистической техники. Мы сделали обязательными этюды К.Черни для каждого класса. По условиям, участник свободен в выборе второго этюда. Талантливые дети могут играть в старших классах этюды и Шопена, и Листа. Третье произведение – виртуозное, которое показывает уровень владения инструментом. В этом году к 140-летию Сергея Рахманинова мы учредили приз за лучшее исполнение его произведения, но жюри решило его не присуждать, все-таки это очень трудный композитор для детей. Но сочинения Рахманинова играли многие дети на конкурсе, и на заключительном концерте он был достойно представлен, что очень радует.
У нас существуют специальные призы за лучшее исполнение обязательного этюда и гамм. Гаммы не являются обязательными, их ребята играют по желанию. Но уж если мы присуждаем приз за гамму, то ее играют в зале на концерте лауреатов, как это было и в этот раз, и это редчайший случай.
Безусловно, когда на конкурсе выступают воспитанники нашей школы, ответственность у них и у педагогов выше. Уровень конкурса очень высок, и мы сами не всегда можем достать эту планку. И то, что в этом году наши ребята стали лауреатами и первой, и второй премий – для нас большая победа!
Мы стараемся наградить большое количество участников – это прекрасный стимул как для преподавателей, так и для самих детей. Мы сделали конкурс по классам, и в каждом классе присуждаем по три призовых места. Выдаем награды и педагогам, которые часто остаются в тени, а ведь они проделывают огромную работу».
Заслуженный работник культуры России, преподаватель ДМШ им. В.С. Калинникова Алла Александровна Шарова представила целую команду лидеров: ее ученики Ирэн Пиликян (4 класс) и Анастасия Астафьева (8 класс) заняли первое и второе места в своих классах и взяли два специальных приза – за лучшее исполнение гамм и обязательного этюда соответственно, Андрей Тарасенко (6 класс) стал лауреатом второй премии. О секретах столь успешной подготовки учеников педагог рассказала «Играем с начала»:
– Мои ученики постоянно участвуют в этом конкурсе – некоторые уже в четвертый раз занимают призовые места. Конкурс привлекателен тем, что ребята проявляют очень большую выдержку. Сыграть обязательный этюд, два виртуозных произведения, да еще и гаммы по желанию – это очень трудно. Как правило, при исполнении подряд нескольких произведений педагог старается выстроить их по контрасту – быстрое-медленное, виртуозное-характерное и так далее. А здесь все три произведения технологической направленности, виртуозные, и в них надо показать и техническое мастерство, и содержание этого произведения. Тем более, когда ребенок волнуется, а волнуются на сцене все дети, очень не просто сразу начать с быстрого произведения. Для этого требуется определенная психологическая выдержка ребенка, и мы с первого класса начинаем детей к этому готовить.
Конечно, очень привлекательно для нас выступление в Рахманиновском зале. Мне очень нравится жюри, вся организация конкурса, четкость, слаженность, внимание и доброжелательное отношение ко всем участникам. Мои ученики сами рвутся в нем участвовать, уже с сентября меня спрашивают: «А мы пойдем на конкурс?»
Этюды К. Черни в пианизме называются инструктивными, они созданы для тренировки технического аппарата, но я всегда перед детьми ставлю задачи художественной направленности: чтобы был хороший звук, интонация, прошу найти какой-то образ, жанровую принадлежность – танцевальную, лирическую, торжественную. На заключительном концерте Настя Астафьева после этюда Черни сыграла «Кампанеллу» Листа – архисложное произведение, не школьного и даже не училищного уровня, это высший пилотаж для пианиста. Здесь я поставила цель показать в звуке разнообразные колокольчики («Кампанелла» переводится как «колокольчик») – маленький, рождественский, праздничный, тревожный, то есть пропустить все это, опять же, через образы.
Мои ученики выступают очень часто – они играют каждый месяц раза по два-три на концертах. Конечно, я даю им хорошую техническую оснащенность, чтобы всегда был запас прочности. И всегда говорю: «Чтобы ни случилось, главное – музыка. Обязательно держите зал, ни на одну секунду не отпускайте слушателя от себя». Наверное, это им помогает.
Поделиться: