Top.Mail.Ru
АРХИВ
29.01.2013
«ВОЗВРАЩЕНИЕ»

Одна из новых традиций ежегодного рождественского форума — поддержка Московской филармонией фестиваля камерной музыки «Возвращение». В свое 16-летие фестиваль состоялся в одном из лучших камерных залов Москвы — Малом зале консерватории.

Интересна динамика развития фестиваля: об этом рассказывает его художественный руководитель, гобоист, преподаватель кафедры деревянных духовых инструментов Московской консерватории и МССМШ им. Гнесиных Дмитрий Булгаков.

Возвращаясь к истокам

«…Когда организаторам и исполнителям едва исполнилось двадцать, когда многие из нас отправились учиться или доучиваться за рубеж, нам стало понятно, что не хватает общения, человеческого и музыкального, что надо возвращаться! Хотя бы раз в год встречаться, разговаривать друг с другом, играть вместе».

Так в 1997 году был задуман фестиваль «Возвращение», который впервые состоялся в январе 1998 года. Авторы идеи (выпускники школы-десятилетки им. Гнесиных и друзья с детства), осуществляющие художественное руководство фестиваля, в то время сами еще были студентами: Дмитрий Булгаков учился в Германии, в Высшей школе музыки в Детмольде, а скрипач Роман Минц — в Королевском музыкальном колледже в Лондоне.

«Так складывается, — рассказывает Дмитрий, — что больше организаторских функций на мне, а, наверное, больше музыки для фестиваля находит Роман. Но это естественный процесс, и мы всегда заменяем друг друга при необходимости».

А еще в первом фестивале участвовали «пять-десять таких же безбашенных друзей-единомышленников, которым не казалось странным создать проект в двадцать лет. Год от года участников становилось больше. Сейчас их около сорока ежегодно и более ста пятидесяти за все фестивали».

Фестивальные залы

«Первые три года мы играли в разных залах. Это были и «Антреприза Московского союза музыкантов» на Никитской, и зал ДМШ им. Мурадели, открытие первого фестиваля состоялось в зале Гнесинской десятилетки на Знаменке. Финальный концерт всегда проходил в Рахманиновском зале консерватории, который с 2001 года стал домом фестиваля. Но прошло время, и Рахманиновский зал просто физически перестал вмещать всю нашу публику. Так что последние два года мы в Малом зале».

Артисты и публика

«Возвращение» с самых первых лет отличает какая-то особая тональность общения музыкантов с публикой. «Шестнадцать лет прошло, — размышляет Дмитрий, — про многих музыкантов можно сказать — «под сорок», но азарт большой. Я это вижу по обсуждению фестивального репертуара. По горячности отстаивания музыкантами произведений, которые они хотят сыграть: с кем, как и почему. Никому не все равно. Музыканты до сих пор бесплатно играют на фестивале. А поскольку играют бесплатно — значит, им это интересно и приятно. И нашей публике на фестивале, видимо, тоже интересно. Она всегда чего-то ждет от нас. Не ждет повторения, ждет чего-то нового, новых лиц в том числе. Каждый год присоединяются новые музыканты».

В этом году фестиваль был представлен не только постоянными участниками — Дмитрием Булгаковым и Романом Минцем, пианистами Ксенией Башмет, Яковом Кацнельсоном и Александром Кобриным, виолончелистами Борисом Андриановым и Евгением Тонхой, скрипачом Борисом Бровцыным, альтистом Максимом Рысановым, кларнетистами Антоном Дресслером и Игорем Федоровым, трубачом Владиславом Лавриком, певицей Софией Фоминой, но и впервые выступившими на нем виолончелистом Александром Бузловым, тромбонистом Александром Старковым, пианистами Вадимом Холоденко и Еленой Лисициан и другими музыкантами.

По традиции фестиваль всегда состоит из четырех концертов — трех тематических и финального «Концерта по заявкам». «Исполняем исключительно желания наших участников, — подтверждает Дмитрий. — То, что они особенно хотят сыграть сейчас, о чем мечтали. У нас никогда не было одной объединяющей все концерты идеи. Каждый концерт — своя тема». Три темы концертов нынешнего фестиваля (6 – 12 января) соединили произведения, созданные композиторами разных стран и исторических эпох под впечатлениями от путешествий («Путевые заметки»), во время войн («Война»), а также музыку, хронологически связанную с эмиграцией ее авторов («Исход»). Особенностью фестиваля также является и то, что за шестнадцать лет ни одно произведение в его программах не прозвучало дважды. «Поскольку предложений от исполнителей очень много, то они пока не страдают от того, что им не удается что-то повторить, — говорит Дмитрий. — Я думаю, мы придем к этому естественно. Когда фестивалю будет, может быть, двадцать лет, нам станет интересно повторить то, что мы играли в свои двадцать лет».

Проза фестиваля…

«Трудности не так ощущались в первые годы — наверное, в силу нашей молодости. А проблемы одни и те же. Постоянная нехватка финансирования, высокая себестоимость проведения такого мероприятия в Москве, неудобная налоговая система, никак не поддерживающая некоммерческие проекты. Главное, что помогает фестивалю выжить, — то, что все музыканты играют без гонораров. Серьезное преимущество в отсутствии поддержки государства — абсолютная творческая свобода».

Премьеры

«Почти на каждом фестивале (за редким исключением) мы исполняем сочинения, написанные специально для нас. Сыграно много интересной музыки. Из молодых композиторов запоминающимися были произведения Артема Васильева, Елены Лангер, болгарского композитора Добринки Табаковой, автора из Великобритании Брайана Ирвайна. Отдельно хочу сказать о внимании к фестивалю Леонида Десятникова. Впервые исполнять произведение, написанное к 10-летию фестиваля, было для нас очень интересно. Считаю, что это был важный этап в нашем развитии. Сотрудничество с Десятниковым продолжается. В этом году сыграна еще одна его премьера – «Сицилиана» для флейты, гобоя, валторны, двух скрипок, альта и виолончели.

В рамках «Возвращения» проводится конкурс на сочинение для фестиваля. Этот проект адресован всем, кто готов написать для нас камерное произведение. Конкурс — не ежегодное событие, мы проводим его, когда есть желание посмотреть, что пишут и чем живут композиторы сегодня».

Проект «Возвращение. Детский альбом»

«Детский альбом» - проект, в котором участники фестиваля «Возвращение» играют вместе с совсем юными музыкантами. На одной сцене, в одних ансамблях! Отборы проходят, как правило, раз в год. Мы слушаем детей и стараемся отобрать тех, для кого игра в ансамбле будет интересным опытом. Кто готов слышать не только себя, но и своих партнеров. Мы действительно гастролируем вместе с детьми, даем совместные концерты, платим детям гонорары за эти выступления, что мне кажется правильным и необходимым и как финансовая поддержка, и как подтверждение «взрослости» музыканта. Кроме Москвы, где сыграно много концертов, мы выступали в Костроме, Твери, многих городах Костромской, Тверской и Московской областей.

Мы считаем, что игра в ансамбле в юном возрасте (самой молодой участнице было 11 лет, когда мы стали сотрудничать с ней) — очень важная составляющая музыкального развития. Играя камерную музыку, человек учится чрезвычайно многому. Это и чувство ансамбля, и развитие слуха, умение хорошо считать, умение не быть эгоистом на сцене. А главное — камерная музыка дарит огромную радость. Настоящее живое дружеское общение, которое плавно перетекает из репетиций в репетицию, из концерта в концерт. Кстати, некоторые из участников «Детского альбома» уже выступают и на взрослом «Возвращении». Это особая наша радость и гордость».

Фото из архива фестиваля: Р. Минц  и Д.Булгаков


В тексте использован фрагмент интервью Д.Булгакова для издания «Tout le monde».

Автор:
Токун Е.

Поделиться:

Наверх